Море волнуется. Машиностроитель купил производителя катеров

Катер «Касатка 2М», произведенный компанией «Северное море». Фото: northsea.ru

Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) взял под контроль петербургского производителя катеров «Северное море». Таким образом КМЗ рассчитывает расширить свои компетенции в производстве маломерных судов и нарастить долю гражданских заказов.

Как рассказал «Новому проспекту» генеральный директор ООО «КМЗ» Анатолий Русин, «Северное море» вошло в периметр интересов группы компаний «КМЗ» 2 месяца назад. «Один из наших собственников стал совладельцем этой компании. Это было сделано для того, чтобы сделка прошла достаточно быстро», — пояснил он.

По словам Анатолия Русина, в ближайшей перспективе схема собственности компании изменится и будет выстроена так, чтобы собственником «Северного моря» напрямую стал КМЗ. При этом уже сейчас КМЗ является управляющей компанией на «Северном море».

«Сейчас мы пересматриваем производственные процессы на «Северном море»: часть производства и часть персонала переносим на площадки КМЗ», — добавил он.

Пересеклись и заключили сделку

Сумму сделки Анатолий Русин не назвал. По оценке начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, актив мог стоить треть от выручки компании, или чуть более 100 млн рублей.

По словам Анатолия Русина, приобретение «Северного моря» связано с тем, что у компаний «произошло пересечение по номенклатуре».

«КМЗ получил контракт на изготовление нескольких катеров «Афалина» для Росгвардии. При этом оказалось, что у заказчика нет документации на производство, она находится у разработчика — «Северного моря». В итоге мы решили приобрести не только документацию, но и всю компанию», — пояснил Анатолий Русин.

По его словам, у КМЗ есть планы по развитию и совместной работе с «Северным морем», тем более что катера не единственная номенклатура предприятия. «Сейчас «Северное море» ведет разработку проекта в интересах Минобороны и ВМФ, и мы планируем включиться в этот процесс», — говорит Анатолий Русин.

Он уточнил, что по мере необходимости можно частично использовать мощности КМЗ для производства продукции «Северного моря». «Надеемся, что этот бизнес продолжит успешно работать, наращивая прибыль и выручку», — заключил собеседник «Нового проспекта».

КМЗ занялся производством катеров спецназначения в 2019 году, построив для этой цели новое производство за 700 млн рублей. Сейчас у компании есть контракт на строительство семи катеров для Росгвардии, и завод надеется на расширение заказа.

«Ещё один катер мы планируем поставлять в интересах «Росатома». Другие наши заказчики — МЧС и Ространснадзор. В рамках этой работы мы как раз будем привлекать «Северное море» для исполнения заказа», — сказал Анатолий Русин.

По его словам, по итогам текущего года доля гражданских заказов на КМЗ будет стремиться к 50% за счет производства маломерных судов, хотя еще 2 года назад более 90% от общего объема заказов составлял гособоронзаказ.

Правильная сделка

Аналитики считают, что озвученная покупка вполне укладывается в стратегию развития КМЗ. «Покупателю было важно, что у «Северного моря» уже есть наработанные компетенции в производстве маломерных судов, а также налаженные рынки сбыта. Думаю, это и стало основной причиной, по которой КМЗ решил приобрести «Северное море», — говорит Дмитрий Кумановский.

По словам профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, есть немало примеров, когда те или иные компании приобретаются ради доступа к их интеллектуальному капиталу, в частности к проектной документации.

«При этом довольно часто до 90% рыночной цены покупаемой компании составляют как раз её интеллектуальные активы», — комментирует она.

«Совместная работа с КМЗ (например использование двигателей, произведенных на заводе) позволит удешевить выпуск катеров на «Северном море», если завод будет поставлять двигатели с минимальной наценкой», — полагает Дмитрий Кумановский.

Сложный рынок с перспективами

Рассказывая о рынке маломерных судов, на который вышел КМЗ, Анатолий Русин отмечает, что он достаточно конкурентен. В том числе на нем работают такие компании, как Рыбинская верфь, Костромской судомеханический завод.

«Тем не менее у нас есть конкурентное преимущество — мы самостоятельно производим значительную часть комплектующих для катеров, что позволяет нам получать довольно высокую рентабельность при их производстве», — пояснил он.

По мнению экспертов, КМЗ вполне может занять определенную долю на рынке производства маломерных судов, поскольку у этого сегмента хорошие перспективы развития.

«В России много катеров, которые уже давно выработали свой ресурс и нуждаются в замене. У многих госструктур есть средства, в том числе на обновление флота, и в ближайшее время, думаю, они этим и займутся», — полагает Елена Ткаченко.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» занимается производством дизельных двигателей, постоянных и резервных источников энергоснабжения мощностью до 6300 кВт, а также теплообменного оборудования и маломерных судов. Предприятие проводит ремонт газотурбинных и судовых дизельных двигателей. По данным СПАРК, совладельцы КМЗ — ООО «НПО «Теханалитика» (52,5%), Михаил Даниленко (30%) и «Энексел Групп» (17,5%), которое контролирует сын вице-премьера РФ Юрия Борисова Александр.

По информации самой компании, в прошлом году ее выручка составила 1,9 млрд рублей, прибыль — 40 млн рублей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Северное море» создано в 1992 году. Компания производит катера «Афалина» для госструктур (МЧС, МВД, ФСБ РФ) и «Касатка 2М» (для государства и частников), а также судовое противопожарное и аварийно-спасательное снаряжение, спецодежду. Производственные мощности расположены на двух площадках — в Петербурге и в Петродворце.

По данным СПАРК, выручка компании за прошлый год составила 283 млн рублей, прибыль — 23,6 млн рублей. Бывшие совладельцы «Северного моря» — Дмитрий и Ольга Одаренко и Анна Громова. C августа этого года 100% долей перешло к ООО «Кировская кузница». Эта же компания выступает владельцем ООО «Юнион», гендиректор которого Дарья Павлова также является руководителем ООО «НПП «Тайфун». Бенефициар «Тайфуна» — совладелец КМЗ Михаил Даниленко.

За последние 3 года «Северное море» строило катера «Афалина» для Росгвардии, поставляло судовые экологические комплекты по борьбе с разливом нефти, спасательные жилеты и боновые ограждения для различных госстуктур.


Актуально сегодня