Молочные реки потекут за границу. Российские производители выходят в мир
Поделитесь публикацией!

Молочные реки потекут за границу. Российские производители выходят в мир

Молочные реки потекут за границу. Российские производители выходят в мир
Ослабление курса рубля и снижение спроса на молочные продукты на российском рынке стимулируют производителей развивать экспорт. Пока его доля незначительна, но именно на зарубежные поставки отечественные компании возлагают надежды по выходу отрасли из кризиса.
По данным Центра изучения молочного рынка, в прошлом году в России на экспорт было отправлено 359 тыс. т молока, что на 16% больше, чем в 2019 году. Как ранее сообщал Институт конъюнктуры аграрных рынков, экспорт молочной продукции вырос за счет расширения географии поставок в страны СНГ, в первую очередь в Казахстан и Белоруссию, а также в Абхазию, Монголию, США и Китай.

«В целом у России объем экспорта молочной продукции небольшой, но есть заметный рост, который связан с эффектом низкой базы. Например, в 2020 году Россия экспортировала 28 тыс. т сыров и творога, кисломолочных продуктов — 74 тыс. т, мороженого — 26 тыс. т, а сливочного масла — 4,3 тыс. т», — комментирует заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

Молоко вместо путешествий

На очередной ХII Молочной олимпиаде глава Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко сообщил, что в прошлом году потребление молока и молочных продуктов в России выросло на 7%, до 25,2 млн т (из них менее 20% приходится на импорт). «Это произошло из-за того, что в минувшем году россияне не смогли выехать на отдых за границу, поэтому спрос на продукты питания, в том числе молочную продукцию, увеличился», — заявил эксперт.

Однако ждать такой же динамики по итогам 2021 года, по его словам, не стоит: спрос однозначно сократится. «На уменьшение потребления влияют два тренда: с одной стороны, снижение доходов населения, с другой — отказ части россиян от молока животного происхождения в пользу растительного», — констатирует Михаил Мищенко.

Между тем объемы производства молока, по его словам, продолжат рост, поскольку в отрасли несколько лет назад стартовали несколько проектов по расширению мощностей. «Молочное животноводство, как поезд: его сложно разогнать и сложно остановить», — пояснил Михаил Мищенко.

По данным Центра изучения молочного рынка, в прошлом году в стране было произведено 20,6 млн т молока. К 2025 году объемы производства, по прогнозу, составят 27 млн т, а к 2030 году — 31 млн т. «В связи с этой тенденцией производители могут делать ставку на экспорт продукции. Россия просто обречена стать экспортером», — уверен Михаил Мищенко.

Трудности перевода

Крупными рынками сбыта, по прогнозу участников рынка, могут стать страны Африки, в которых увеличивается население, а также Индия и Китай.

«Правда, большого опыта у российских компаний по экспорту молочной продукции пока нет. Этот товар никогда не был приоритетным для поставок за границу. Кроме того, сейчас значительные средства производителей уходят на подготовку к маркировке молочных продуктов. Для многих компаний эти расходы в приоритете», — говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Наталья Пенькова.

По словам Марины Петровой, основные сложности российских экспортеров молочной продукции заключаются в том, что многие компании выходят за рубеж, не продумав стратегию развития, недостаточно глубоко изучив ситуацию на новом рынке, не адаптировав дизайн. «Именно в этом российские компании чаще всего проигрывают международным транснациональным корпорациям», — констатирует она.

Ставка на «сложные продукты»

Среди тех, кто осуществляет экспортные поставки за границу, — холдинг «ЭкоНива» и петербургская ГК «Галактика».

Как рассказала заместитель руководителя управления маркетинга группы компаний «ЭкоНива» Екатерина Дюрр, недавно холдинг поставил в Китай несколько партий молока длительного хранения общим объемом почти в 300 т. «Партия пока небольшая, но частота запросов увеличивается. Сейчас наше молоко продается в локальных торговых сетях», — сказала Екатерина Дюрр.

По ее словам, «ЭкоНива» рассматривает также поставки в Китай органического молока, которое пока не пользуется спросом в России, но популярно за рубежом.

Петербургская ГК «Галактика» также наращивает поставки в Китай молочных коктейлей. Как сказали в компании, экспорт становится для них перспективным направлением. Представители компании заявляли, что готовы довести объем экспортных поставок до $ 1 млн в 2021 году против $ 0,5 млн в 2020 году.

Однако при работе на внешних рынках, в том числе в Китае, есть ряд сложностей. «Европейцы дотируют свое животноводство, поэтому молоко из Польши и Германии дешевле российского, конкурировать с европейцами сложно. Мы делаем ставку не на молоко с длительным сроком хранения, а на более «сложные» продукты», — сказал председатель правления ГК «Галактика» Дмитрий Пинчуков.

Тем не менее перспективы на китайском рынке у российских компаний есть. «Мы считаем, что Россия сможет развивать экспорт молока и молочных продуктов по нескольким причинам. В частности потому, что Европа и Новая Зеландия из-за борьбы местных экологов с животноводством будут сокращать свою долю на внешних рынках, и там освободится место», — отмечает она.

Драйвером экспорта также может стать планируемая государством поддержка компаний: льготное кредитование, компенсация части затрат на сертификацию продукции, а также субсидирование транспортных расходов.

Однако в ближайшее время большого толчка для развития экспорта производители не ждут. «Экспорт начинает активно развиваться, когда объемы внутреннего потребления достигают самообеспеченности. В России же до сих пор сохраняется существенная зависимость от импортных поставок молочных продуктов: около 30% сыра и сливочного масла импортируется», — говорит Марина Петрова. Еще один возможный фактор роста — развитие туризма в стране. «Он стимулирует и развитие экспорта продуктов питания. Мы на него возлагаем большие надежды», — заключила эксперт.


К списку новостей