Молочные реки потекут за границу. Российские производители выходят в мир
Новый проспект
Статьи

Молочные реки потекут за границу. Российские производители выходят в мир

Прочитано: 1531
Молочные реки потекут за границу. Российские производители выходят в мир
Ослабление курса рубля и снижение спроса на молочные продукты на российском рынке стимулируют производителей развивать экспорт. Пока его доля незначительна, но именно на зарубежные поставки отечественные компании возлагают надежды по выходу отрасли из кризиса.
По данным Центра изучения молочного рынка, в прошлом году в России на экспорт было отправлено 359 тыс. т молока, что на 16% больше, чем в 2019 году. Как ранее сообщал Институт конъюнктуры аграрных рынков, экспорт молочной продукции вырос за счет расширения географии поставок в страны СНГ, в первую очередь в Казахстан и Белоруссию, а также в Абхазию, Монголию, США и Китай.

«В целом у России объем экспорта молочной продукции небольшой, но есть заметный рост, который связан с эффектом низкой базы. Например, в 2020 году Россия экспортировала 28 тыс. т сыров и творога, кисломолочных продуктов — 74 тыс. т, мороженого — 26 тыс. т, а сливочного масла — 4,3 тыс. т», — комментирует заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

Молоко вместо путешествий

На очередной ХII Молочной олимпиаде глава Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко сообщил, что в прошлом году потребление молока и молочных продуктов в России выросло на 7%, до 25,2 млн т (из них менее 20% приходится на импорт). «Это произошло из-за того, что в минувшем году россияне не смогли выехать на отдых за границу, поэтому спрос на продукты питания, в том числе молочную продукцию, увеличился», — заявил эксперт.

Однако ждать такой же динамики по итогам 2021 года, по его словам, не стоит: спрос однозначно сократится. «На уменьшение потребления влияют два тренда: с одной стороны, снижение доходов населения, с другой — отказ части россиян от молока животного происхождения в пользу растительного», — констатирует Михаил Мищенко.

Между тем объемы производства молока, по его словам, продолжат рост, поскольку в отрасли несколько лет назад стартовали несколько проектов по расширению мощностей. «Молочное животноводство, как поезд: его сложно разогнать и сложно остановить», — пояснил Михаил Мищенко.

По данным Центра изучения молочного рынка, в прошлом году в стране было произведено 20,6 млн т молока. К 2025 году объемы производства, по прогнозу, составят 27 млн т, а к 2030 году — 31 млн т. «В связи с этой тенденцией производители могут делать ставку на экспорт продукции. Россия просто обречена стать экспортером», — уверен Михаил Мищенко.

Трудности перевода

Крупными рынками сбыта, по прогнозу участников рынка, могут стать страны Африки, в которых увеличивается население, а также Индия и Китай.

«Правда, большого опыта у российских компаний по экспорту молочной продукции пока нет. Этот товар никогда не был приоритетным для поставок за границу. Кроме того, сейчас значительные средства производителей уходят на подготовку к маркировке молочных продуктов. Для многих компаний эти расходы в приоритете», — говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Наталья Пенькова.

По словам Марины Петровой, основные сложности российских экспортеров молочной продукции заключаются в том, что многие компании выходят за рубеж, не продумав стратегию развития, недостаточно глубоко изучив ситуацию на новом рынке, не адаптировав дизайн. «Именно в этом российские компании чаще всего проигрывают международным транснациональным корпорациям», — констатирует она.

Ставка на «сложные продукты»

Среди тех, кто осуществляет экспортные поставки за границу, — холдинг «ЭкоНива» и петербургская ГК «Галактика».

Как рассказала заместитель руководителя управления маркетинга группы компаний «ЭкоНива» Екатерина Дюрр, недавно холдинг поставил в Китай несколько партий молока длительного хранения общим объемом почти в 300 т. «Партия пока небольшая, но частота запросов увеличивается. Сейчас наше молоко продается в локальных торговых сетях», — сказала Екатерина Дюрр.

По ее словам, «ЭкоНива» рассматривает также поставки в Китай органического молока, которое пока не пользуется спросом в России, но популярно за рубежом.

Петербургская ГК «Галактика» также наращивает поставки в Китай молочных коктейлей. Как сказали в компании, экспорт становится для них перспективным направлением. Представители компании заявляли, что готовы довести объем экспортных поставок до $ 1 млн в 2021 году против $ 0,5 млн в 2020 году.

Однако при работе на внешних рынках, в том числе в Китае, есть ряд сложностей. «Европейцы дотируют свое животноводство, поэтому молоко из Польши и Германии дешевле российского, конкурировать с европейцами сложно. Мы делаем ставку не на молоко с длительным сроком хранения, а на более «сложные» продукты», — сказал председатель правления ГК «Галактика» Дмитрий Пинчуков.

Тем не менее перспективы на китайском рынке у российских компаний есть. «Мы считаем, что Россия сможет развивать экспорт молока и молочных продуктов по нескольким причинам. В частности потому, что Европа и Новая Зеландия из-за борьбы местных экологов с животноводством будут сокращать свою долю на внешних рынках, и там освободится место», — отмечает она.

Драйвером экспорта также может стать планируемая государством поддержка компаний: льготное кредитование, компенсация части затрат на сертификацию продукции, а также субсидирование транспортных расходов.

Однако в ближайшее время большого толчка для развития экспорта производители не ждут. «Экспорт начинает активно развиваться, когда объемы внутреннего потребления достигают самообеспеченности. В России же до сих пор сохраняется существенная зависимость от импортных поставок молочных продуктов: около 30% сыра и сливочного масла импортируется», — говорит Марина Петрова. Еще один возможный фактор роста — развитие туризма в стране. «Он стимулирует и развитие экспорта продуктов питания. Мы на него возлагаем большие надежды», — заключила эксперт.

молочная промышленность пищевая промышленность
Другие статьи автора Читайте также по теме
На Лужском мясокомбинате (ЛМК), который ожидал развития с новым инвестором «Трансагро», введено конкурсное управление. Теперь приход «Трансагро» на ЛМК будет затруднен, считают эксперты.
Группа компаний «Галактика» одна из первых на молочном рынке начинает собственное производство ПЭТ-упаковки для розлива продукции. Объем инвестиций в проект составит 140 млн рублей. Компания с его помощью надеется увеличить рентабельность производства.
Эра колбасок и фарша из сои, похоже, подходит к концу. Биоинженеры научились выращивать в лабораториях самый настоящий стейк из мраморной говядины, куриные грудки и лосось, используя клетки животных. Несколько компаний уже получили разрешение на производство и продажу в Сингапуре и США мяса из пробирки. Научные разработки ведутся и в России.

В состав сборной России по футболу включены 29 человек
02.10.2023
Итальянский бренд одежды вернется в Петербург
02.10.2023
Норвегия ввела новые санкции против России
02.10.2023
Антимонопольная служба обеспокоилась ростом цен на куриное мясо
02.10.2023
ВСМ Петербург-Москва планируют запустить до 2030 года
02.10.2023
Международную лунную базу собираются построить к 2040 году
02.10.2023
В Петербурге показали проект обновленного Малоохтинского парка
02.10.2023
Нобелевскую премию по медицине вручили за разработки для создания вакцин от COVID-10
02.10.2023
"Авито" запустил игру о безопасности в интернете для детей, подростков и взрослых
02.10.2023
На севере Петербурга откроется новое большое гастропространство
02.10.2023
В Петербурге нарастят выпуск тракторов с автопилотированием
02.10.2023
Здание бывших Центральных касс на Грибоедова снова пытаются продать
02.10.2023
Болгария запрещает въезд автомобилей с российскими номерами
02.10.2023
Топ иностранных компаний в России возглавила сеть Leroy Merlin
02.10.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки