«Мираторг» добавит «Лэнд». Крупнейший агрохолдинг покупает сеть супермаркетов

02 Октября 2019

В ближайшее время сеть супермаркетов «Лэнд» может сменить владельца: новым собственником станет агрохолдинг «Мираторг». Об этом «Новому проспекту» рассказали несколько участников рынка. Сделка в стадии активной реализации, утверждают источники нашего издания. В ООО ТК «Лэнд» пока не подтверждают эту информацию. Представитель «Мираторга» был недоступен для комментариев. Как только официальные комментарии будут получены, мы их опубликуем.

Покупка «Мираторгом» региональной торговой сети логична, считают опрошенные «НП» эксперты. «Крупные производители и ритейлеры двигаются навстречу друг другу. Первые заинтересованы в создании собственных сбытовых сетей, так как объединение производства, логистики и реализации – эффективнее и экономически, и с точки зрения управления. «Мираторг» – сильная компания, такой шаг для неё логичен», – подчёркивает текущий тренд аналитик ИК «Финам» Алексей Коренев. С его точки зрения сеть «Лэнд» – неплохое приобретение.

Сеть «Лэнд» присутствует на рынке с 1998 года и представлена 11 магазинами в разных районах города. Конечными бенифициарами сети считаются ее основатели Юлия Демченко и Станислав Константинов. В последнее время компания испытывает определённые финансовые затруднения, косвенным подтверждением которых является растущее число исков к сети от поставщиков. Так, в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти по состоянию на 1 октября 2019 года на рассмотрении находятся 59 соответствующих исков, тогда как еще месяц назад их было 48. По данным СПАРК, по итогам 2018 года, выручка ООО «Торговая компания «Лэнд» составила 4,77 млрд рублей, что на 0,4% меньше, чем в 2017 году. Зато чистая прибыль сети по итогам 2018 года сократилась, по сравнению с итогом 2017 года, в 3,5 раза. В начале сентября, на фоне финансовых трудностей, торговую сеть покинул гендиректор Дмитрий Чтецов.

«Бизнес «Лэнда» действительно не в лучшем состоянии, но у «Мираторга» хватит ресурсов, чтобы оздоровить сеть. Несмотря на то, что розничная торговля – это не профильный для агрохолдинга бизнес, при наличии профессиональной команды управляющих, сеть можно вытянуть из проблем», – полагает Алексей Коренев.  Аналитик ИК «Фридом Финанс» Александр Осин подчеркивает, что крупные игроки покупают активы не для того, чтобы они падали в цене, а значит у «Мираторга» уже есть план оздоровления сети. По оценке Осина, сумма сделки может составить около $5,7 млн. А по мнению генерального директора агентства INFOLine Ивана Федякова, данная оценка слишком пессимистична и представляет собой нижний предел стоимости компании. «Сеть «Лэнд» операционно убыточна, но если в структуру сделки вошёл распределительный центр торговой компании и объекты недвижимости, то покупатель заплатит больше. В то же время значительные инвестиции потребуются на следующем этапе: в переформатировприе, ребрендинг и дальнейшее развитие», – отмечает эксперт.

Ивана Федяков напоминает, что «Мираторг» уже предпринимал попытку создать собственную сбытовую сеть в Петербурге, но она окончилась неудачей. «Почему-то есть такое мнение, что Петербург – это вторая столица по уровню жизни и доходов населения. Это не так. Петербург – не самый богатый регион страны, плотность обеспеченных слоев населения здесь не так высока, как может показаться. Кроме того, петербуржцы очень консервативны и рациональны в отношении продуктов питания, в нынешней экономической ситуации они предпочитают экономить. Эта особенность местного менталитета отрицательно влияет на перспективы развития премиальной продовольственной сети. Что подтверждает пример такого игрока, как, например, "Азбука вкуса"», – поясняет Иван Федяков.

Торговля для «Мираторга» – это не основой бизнес, согласен Александр Осин. По его мнению, компания «просто хочет попробовать силы на перспективном, по ее мнению, направлении. Она избавится от этого актива, если модель не сработает, как это сейчас планирует сделать X5, вложения которого в сегмент гипермаркетов «не пошли». 
Между тем, отмечает Иван Федяков, данная сделка подтверждает тенденцию к активной консолидации продуктового ритейла. «Особенно интересно наблюдать это в Санкт-Петербурге, где 80% товарооборота приходится на 10 крупнейших сетей. Это и так аномально высокий уровень консолидации, и он продолжает расти. Сдерживающих факторов нет: крупные сети становятся все более экономически эффективными и за счет масштаба могут работать с максимальной маржинальностью и выдавливать с рынка местных игроков», – говорит Иван Федяков.

Актуально сегодня