Минус два супермаркета. Сеть Green сокращается в Петербурге
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Минус два супермаркета. Сеть Green сокращается в Петербурге

Минус два супермаркета. Сеть Green сокращается в Петербурге
«Новый проспект» узнал, какие магазины закрывает основанная казахскими бизнесменами сеть Green, вышедшая на рынок Петербурга летом прошлого года. Аналитики говорят, что компании сложно развиваться из-за высоких ставок аренды в Петербурге, снижения покупательского трафика и растущей конкуренции. 
У торговой сети Green на пике развития в Петербурге было четыре супермаркета: на ул. Оптиков, а также на Комендантском, Ленинском и Чкаловском проспектах. Ранее эти объекты под брендом Spar развивал ТД «Интерторг», ушедший с рынка Петербурга в 2019 году.

Как сообщили «Новому проспекту» участники рынка, в январе этого года Green уже закрыл свой супермаркет на ул. Оптиков. Эту информацию подтвердил Алексей Кармалыга, генеральный директор ООО «Оптимальный» (управляет сетью), но от дальнейших комментариев он отказался. 

По информации поставщиков и других участников рынка, сейчас «Оптимальный» рассматривает варианты закрытия еще одного супермаркета — либо на Комендантском пр., либо на Ленинском пр. Таким образом, после оптимизации Green сократится вдвое, сохранив только две торговые точки в Северной столице. Хотя полгода назад компания заявляла о планах развития, в числе которых было открытие 10 супермаркетов в Петербурге.

Сеть супермаркетов Green развивает казахстанская группа компаний, которая включает дистрибуторскую компанию «Сания» и ТОО «Оптимальный», управляющее двумя супермаркетами Optima в Караганде общей площадью 6,6 тыс. м2. По данным «Картотеки.ру», российское юрлицо холдинга, ООО «Оптимальный», принадлежит Александру Куприенко, которого СМИ называют владельцем группы. По информации «Ъ», оборот группы составляет 1,4 млрд рублей в год. 

Погнались за дешевизной

Участники рынка говорят, что к закрытию супермаркетов Green привела совокупность факторов. «Усиливается конкуренция со стороны действующих игроков, в частности сети Х5 Retail Group. За время отсутствия «Интерторга» они перехватили потоки покупателей, ранее ходивших в Spar. В итоге у арендаторов, работающих сейчас на бывших объектах «Интерторга», выручка снизилась по сравнению с 2018–2019 годами примерно на треть, потому что жители ближайших домов уже привыкли ходить в другие магазины», — комментирует совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский.

Кроме того, сеть Green могла подкосить слишком высокая арендная плата за помещения, считает другой участник рынка.

Директор агентства коммерческой недвижимости Lapina Екатерина Лапина напоминает о проблемах самого ретейлера. «Сеть Green развивалась в формате «фермерский рынок», а для таких магазинов очень важен грамотный выбор площадки. Либо это должны быть помещения большой площади, где работает нормальный рынок и куда люди едут специально со всей округи, либо небольшие помещения в местах с высокой пешеходной проходимостью. Все локации Green’a не отвечали ни тому, ни другому требованию», — говорит она. 

По ее словам, в данном сегменте рынка очень высокая конкуренция — сформирован пул узнаваемых операторов такого формата, к которым покупатели лояльны. «В 2020 году на развитие магазинов такого формата сильно повлиял период самоизоляции: покупатели мало выходили на улицу, новых магазинов не искали, кроме того, многие стали обращаться к онлайн-покупкам продуктов», — добавляет Екатерина Лапина. 

Уход «Интерторга», на месте которого появилась в том числе и сеть Green, был скоропостижным. Обанкротившийся ретейлер покидал торговые объекты, часто оставляя там торговое оборудование, вентиляцию, прочую инженерную инфраструктуру. «У многих торговых сетей возник большой соблазн для старта новых проектов — в них почти не надо было инвестировать. Многие на это купились, попытались открыть на готовых площадях тот же продуктовый магазин и в итоге оказались еще хуже тех «интерторгов», которые были, и по концепции, и по ассортименту, и по оперативности поставок и обслуживанию покупателей. Так что дешевый старт сослужил новым инвесторам (в частности, владельцам Green) плохую службу», — считает генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков. 

О низкой квалификации инвесторов, взявшихся делить наследие «Интерторга», говорит и Екатерина Лапина. «У нас есть большая проблема: люди, не имеющие опыта, знаний и навыков, пытаются заниматься тем, за что взялись. Одно дело, когда экономика идет в рост, и так или иначе можно не оказаться в минусе, и другое дело, когда ситуация в экономике тяжелая и успехов тяжело добиться даже профессионалам. Время не прощает непрофессионалов», — заключает эксперт. 

«Золотая середина» обречена

Эксперты говорят о системных проблемах в торговой отрасли. По их мнению, время отдельно стоящих магазинов и небольших сетей, не связанных с производственным бизнесом, ушло.

«Проект Green изначально был обречен на провал: без десятков магазинов, собственной инфраструктуры и уникальной концепции конкурировать с федеральными сетями невозможно», — говорит Иван Федяков.

С ним согласен председатель совета директор ГК «Галактика» Дмитрий Пинчуков. «В нынешних условиях в сегменте ретейла конкурентоспособны либо большие высокотехнологичные предприятия, либо маленькие управляемые владельцами нишевые магазины. Конкуренция в условиях падения доходов обостряется. Маржа в отрасли такая низкая, что любая ошибка может стать фатальной», — отмечает он.

Справка «Нового проспекта»:

Летом 2019 года ТД «Интерторг» управлял 436 магазинами. В их числе были 185 супермаркетов Spar в Петербурге, Ленобласти, Карелии, Мурманской и Архангельской областях, Москве и Московской области, а также 251 универсам «Народная 7Я семьЯ». УФАС оценивало долю компании на петербургском рынке в 10%.

ТД «Интерторг» ушел с рынка Петербурга в начале 2020 года. Сейчас компания находится в процедуре банкротства. Кроме того, в прошлом году главное следственное управление ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти объявило совладельца ретейлера «Интерторг» Мушвига Абдуллаева в федеральный розыск. Как стало известно «Фонтанке.ру», основанием стало уголовное дело, возбужденное по статье 159, ч. 7, УК РФ (мошенничество): бизнесмену вменяется хищение 1,2 млрд рублей.

После того, как «Интерторг» закрыл свои магазины Spar и «Народная 7Я», ее доли сети перераспределились между действующими сетями. Площади, которые ранее занимал Spar, взяли в аренду как федеральные участники рынка (Х5, «Магнит», «Лента»), так и региональные компании.

Подробнее об уходе с рынка «Интерторга» читайте в материалах:
Кредиторы «Интерторга» выстроились в очередь
«Реалъ» занимает места. Конкуренты делят наследство «Интерторга»
«Его цель подольше не платить». Терпение поставщиков «Интерторга» на исходе




К списку новостей