Мина не проскочит. В Петербурге построят еще десяток военных кораблей
ВМФ России расширит серию кораблей противоминной обороны проекта 12700 на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ). Силовики получат еще 10 тральщиков к тем 10, которые уже строят и спускают на воду. Это особенно важно для предприятия сейчас, когда в отрасли есть очевидные сложности с поиском заказов гражданского назначения.
О том, что серию тральщиков 12700 расширят, заявил сегодня главком ВМФ Николай Евменов в Петербурге на церемонии закладки корабля «Афанасий Иванников» (9-й тральщик данной серии).
«Эта серия очень хорошая, надежная. Этот морской тральщик показал себя очень хорошо. Он обладает большой живучестью. Он достаточно комфортный для экипажа и надёжный для выполнения боевой задачи. Сейчас мы одну серию заканчиваем, и по результатам проведенного форума «Армия-2021» будет сделан еще один заказ на 10 таких же тральщиков», — сказал Николай Евменов.
По данным «Нового проспекта», контракт на строительство кораблей будет заключен до конца текущего года.
«Серия на этом не заканчивается, это не монолит и не стандарт, она будет меняться. Корабль универсальный и обладает хорошим модернизационным запасом. Корпусные конструкции практически не претерпели изменений. Но есть внутренние изменения: насыщается навигация, комплекс противоминной защиты», — рассказал Николай Евменов.
Вопрос обновления флота тральщиков в ВМФ стоит очень остро, считает Михаил Барабанов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий. «Здесь мы отстали от Запада на несколько десятилетий. Западные флоты массово перешли на тральщики — искатели мин, уничтожающие мины по курсу корабля, а не «ходящие по минам», как раньше, еще в 1980-е годы, наш же флот начал это делать только сейчас, с появлением проекта 12700», — объясняет эксперт.
Корабль противоминной обороны проекта 12700 «Георгий Курбатов», который был передан ВМФ Средне-Невским судостроительным заводом в конце августа. Фото: СНСЗ
Танец на минном поле
Тральщик — это корабль, предназначенный для поиска, обнаружения и уничтожения морских мин и проводки судов через минные заграждения.
Проект 12700 «Александрит» разработан ЦМКБ «Алмаз». Эти корабли относятся к новому поколению минно-тральных сил и предназначены для борьбы с морскими минами, которые могут обнаруживать как в воде морских акваторий, так и в морском грунте, не входя в опасную зону.
Для борьбы с минами корабли могут применять не только различные виды тралов, но и телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты.
Корабли противоминной обороны проекта 12700:
Водоизмещение — около 890 т;
Длина — около 62 м;
Ширина — около 10 м;
Полная скорость хода — около 16 узлов;
Экипаж — 44 человека.
У кораблей проекта 12700 уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, который обладает высокой прочностью. «Срок их службы при соблюдении норм эксплуатации не ограничен», — пояснили на СНСЗ.
По данным информационно-аналитического портала ВПК.name, стоимость головного тральщика может составлять около 5,5 млрд рублей. Напомним, головной корабль серии СНСЗ передал ВМФ в 2016 году, а первый серийный корабль — в 2018 году.
С учетом заложенного сегодня «Афанасия Иванникова» на заводе в данный момент строятся три тральщика. По словам Николая Евменова, со следующего года руководство СНСЗ обещало значительно ускорить сроки исполнения заказов. «Если раньше у нас в плане была сдача одного корабля в год, то теперь заводчане гарантируют нам сдачу двух кораблей в год. Заложенный сегодня тральщик нужно сдать в 2024—2025 годах», — сказал он.
По мнению Михаила Барабанова, 20 тральщиков — это не так много, хотелось бы больше. «Думаю, на каждый флот, а их у России четыре, желательно иметь не менее 10-12 кораблей этого проекта», — говорит он.
Маленькая «гражданка»
Аналитики считают, что расширение серии тральщиков решит вопрос с обеспечением СНСЗ заказами на длительное время. «Федеральный центр ставит задачу перед судостроителями расширять долю гражданских заказов, но активно развиваться в этом направлении у предприятий отрасли пока не получается», — комментирует начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.
По его словам, заказчиков, в том числе частных, которые могут обеспечить верфи заказами, не так много. «Так, рыболовецкие компании уже распределили основной объем своих заказов», — напоминает он.
СНСЗ занимается строительством гражданских судов, однако их доля пока невелика. В том числе завод в сентябре этого года планирует спустить на воду первое в России безэкипажное научно-исследовательское судно «Пионер-М» проекта 25700. Кроме того, предприятие строит два пассажирских судна для Государственной транспортной лизинговой компании.
АО «Средне-Невский судостроительный завод» входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) и специализируется на строительстве кораблей противоминной обороты. СНСЗ — лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов: композитные материалы, судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы. По данным СПАРК, выручка СНСЗ в прошлом году составила 11 млрд рублей, прибыль — 189 млн рублей.