Мимо зала. Для фитнеса наступил мертвый сезон
Новый проспект
Статьи

Мимо зала. Для фитнеса наступил мертвый сезон

Прочитано: 1824
Мимо зала. Для фитнеса наступил мертвый сезон

В мае этого года продажи российских фитнес-клубов, по данным Национального фитнес-сообщества, упали на 10,5% по сравнению с докризисным маем 2019-го, Ассоциация операторов фитнес-индустрии прогнозирует, что по итогам летнего сезона 2021 обанкротятся 10% участников рынка, и заявляет о готовности поднять цены минимум на 10-15%. Где здесь логика, разбирался «Новый проспект».

Пандемия коронавируса стала самой тяжелой проверкой на прочность для фитнес-рынка, который до 2020 года без правительственной поддержки переживал кризисы 1998-го, 2008-го и 2014 годов, прирастая каждый год минимум на 5–7–12%. Однако когда продажи в феврале 2020 года из-за COVID-19 упали почти на 50%, представители фитнес-индустрии обратились за помощью к российским властям и СМИ.

В результате бурной публичной деятельности фитнес был признан пострадавшей отраслью экономики, получил ряд субсидий и послаблений, а общественные организации, отстаивавшие интересы отрасли, — новых членов в свои ряды. И хотя из 43 млрд рублей помощи, запрашиваемых фитнес-индустрией у правительства, на всю физкультурно-оздоровительную деятельность было выделено всего 1,5 млрд, диалог с органами власти у фитнеса получился более плодотворным, чем у других представителей сферы услуг.

Так, пока рестораторы ужасались методическим рекомендациям Роспотребнадзора в первой редакции, фитнес-отрасль, сделав выводы из ошибок коллег, начала активные переговоры с ведомством, и в результате практически 90% предложений от фитнеса были учтены Роспотребнадзором. Это позволило несколько снизить потери после локдауна.

Однако с потребителем диалог определенно не задался: только за период локдауна количество обращений клиентов за возвратом средств превысило 15% (при заложенных в бизнес-модель 3-4%), говорилось в обращении к правительству Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, который предложил ввести мораторий на возврат денежных средств фитнес-центрами во избежание новой волны банкротств.

После локдауна часть клиентов так и не вернулась в спортивные залы, несмотря на заманчивые предложения и заморозку карт на период простоя. Отток клиентской базы составил от 20 до 25% в Санкт-Петербурге, говорят участники рынка. Примерно такие же цифры и даже выше называют игроки Москвы. Особенно пострадали фитнес-клубы в центре столицы, когда уведенные на удаленку во время карантина сотрудники так и не вернулись в офисы.

Падение продаж клубных карт по России в осенние месяцы варьировалось от 30 до 50%, и только к декабрю 2020 года наметилась положительная динамика. Январь и февраль 2021 года показали оптимистичный рост: по данным Национального фитнес-сообщества, он составил около 5-7% в месяц. Однако эксперты связывали это оживление с гендерными праздниками и нездоровым демпингом, к которому прибегли для возвращения клиентов крупные игроки, обрушив рынок. Например, в Санкт-Петербурге так поступил Alex Fitness, предлагавший весной клубные карты со скидкой до 60%.

Сложности возникли и с тренерским составом: пока фитнес-клубы стояли закрытыми (а в разных регионах период локдауна занял от 3 до 5 месяцев), тренеры либо вернулись домой (это касалось самого крупного для фитнеса рынка — Московского региона), либо ушли на вольные хлеба. По данным Национального фитнес-сообщества, за локдаун фитнес потерял пятую часть сотрудников (140 тыс. из 768 тыс. задействованных в отрасли). Тренеров понять можно: весной-летом 2020 года даже крупные игроки рынка активно избавлялись от лишних сотрудников, а Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ) объясняла «оптимизированную схему» и работу с ИП в фитнесе большими налогами.

Диалог с арендодателями тоже шел непросто: из 6 млн м2 площадей, которые, по данным Национального фитнес-сообщества, занимала фитнес-отрасль, более 70% приходится на коммерческую аренду. На время локдауна только часть арендодателей пошла на уступки, дав либо отсрочку платежей, либо предоставив скидки. Чтобы сделать арендодателей более уступчивыми, Ассоциация операторов фитнес-индустрии разработала Декларацию взаимной поддержки. Игроки, ее подписавшие, выразили готовность в течение 360 дней после локдауна не заходить на освободившиеся площади коллег, которые те были вынуждены покинуть в результате пандемии.

Декларацию подписали 738 клубов по всей стране (из 13 тыс. фитнес-объектов, работавших до пандемии). Это не сильно помогло, поэтому в октябре 2020 года АОФИ в публичном письме в арендодателям предложило сделку: они дают 50% скидки до конца 2020 года, а АОФИ обращается «ко всем главам регионов, а также к правительству Российской Федерации с просьбой освобождения от налога на имущество и земельного налога тех арендодателей, кто пошел на снижение аренды фитнес-операторам». Не сказать, чтобы это вызвало восторг у арендодателей — они восприняли это письмо как шантаж.

Тем не менее, несмотря на трудности диалога, отрасль потеряла по итогам 2020 лишь 25% рынка (по данным АОФИ — 30%), вопреки мрачным прогнозам главы АОФИ о банкротстве 75% игроков. Рынок Санкт-Петербурга потерял и того меньше — около 15% (по неофициальным данным — даже меньше 7%).

Но в мае отрасль сотряс новый удар в виде третьей волны эпидемии. Продажи у ряда игроков упали на 20%, как и посещаемость. И хотя арендодатели стали идти на уступки в части снижения арендных ставок, на переговоры сильно влияют оптимистичные декларации о возврате показателей к докризисному уровню 2019 года и грядущему росту цен на услуги после того, как улучшится эпидемиологическая обстановка, признаются игроки.

По заявлению Национального фитнес-сообщества, ожидать восстановления отрасли раньше 2023 года не следует — и это при наилучшем раскладе, если не будет третьей волны и новых ограничений.

А именно ими накрыло фитнес на прошлой неделе: сразу в двух ключевых для фитнеса субъектах — Москве и Санкт-Петербурге (вместе они составляют 65% фитнес-рынка) — официально объявлено о введении новых ограничений и обязательной вакцинации 60% сотрудников в сфере услуг (к которой относится и фитнес). Уже воспоследовали комментарии как представителей отраслевых организаций, так и самих игроков рынка.

В Национальном фитнес-сообществе заявили о том, что фитнес-сообщество уже приступило к информационно-разъяснительной работе среди сотрудников по всем вопросам профилактики COVID-19, обращая особое внимание на необходимость вакцинации, и «фитнес-отрасль на данный момент проводит анализ кадров по вакцинации, а в частности выявляется количество привитых и непривитых сотрудников». АОФИ выступило с «критикой партии»: глава АОФИ написала обращение к правительству Москвы на Facebook.

В World Class от комментариев воздержались, отметив, что «вопрос очень сложный». Во втором по численности российском игроке, X-Fit, отметили, что постановление Роспотребнадзора — ожидаемая мера на фоне всплеска заболеваемости коронавирусом, и рассказали, что уже около 15% сотрудников X-Fit вакцинированы, и это число будет расти: с персоналом ведутся разъяснительные беседы.

В некоторых регионах привиться готовы, но не хватает ни вакцины, ни рычагов влияния на сотрудников, говорит Роман Вальчук, президент НКО «Союз операторов фитнес-индустрии Свердловской области», основатель и генеральный директор сети фитнес-клубов Drive Fitness.

На фоне снижения посещаемости и продаж отрасль предложила Министерству труда включить фитнес в потребительскую корзину. С такой инициативой выступило АОФИ, объясняя это тем, что «сейчас фитнес уже не премиальная история», безлимитное посещение может стоить от 500 рублей в месяц (6-8 тыс. рублей в год). Учитывая, что именно эта организация месяц назад заявляла о повышении цен на 10%, вывод один: сейчас ею движет желание всеми силами привлечь внимание потребителя в надежде, что он вернется в клуб.

Некоторые фитнес-клубы также рассматривают ряд мотиваций для привившихся клиентов — разыгрывают призы и бонусы. Чтобы сохранить бизнес, владельцы фитнес-центров прививаются сами и прививают сотрудников. Неавторизованно один из участников рынка говорит, что по-хорошему надо закрывать всю сферу услуг, в том числе фитнес-центры, и молиться, чтобы к сентябрю очередная волна эпидемии спала и люди стали возвращаться к занятиям в спортцентрах.

Директор по развитию сети Family Fitness Денис Горнев:

— У нас в сети сейчас болеет много тренеров, умирают молодые, цветущие люди в возрасте 22-25 лет. Я сам сейчас болею ковидом в легкой форме. Мы бы хотели привить наших сотрудников от коронавируса, планируем призвать их к этому собственным примером. Возможно, организуем вакцинацию в офисе.

Меры предосторожности у нас соблюдаются стандартные: ношение масок, использование санитайзеров, изменение температуры. Что касается потока посетителей, то он в 2020 году сократился примерно на 30% по сравнению с доковидными объемами. В апреле этого года поток посетителей всего на 15% не дотягивал до показателей за апрель 2019 года. И мы уже рассчитывали, что к сентябрю спрос восстановится полностью, но сейчас это невозможно: клиенты боятся заболеть и перестают ходить. Что касается ценовой политики в прошлом году, то цены мы не снижали, это невозможно делать с учетом сокращения трафика. Какие-либо скидки и акции есть смысл вводить, только если есть достаточно большой и стабильный поток клиентов.

Владелец и гендиректор SportLife Антон Крылов:

— У нас поток посетителей и выручка просели в 2020 году на 25% по сравнению с 2019 годом. Никакого снижения цен или акций на приобретение абонементов не было.

До появления каких-то особых распоряжений властей мы не планируем вакцинировать своих сотрудников; решение, прививаться или нет, они принимают самостоятельно.

Основатель сети Fitness House Алексей Фурсов:

— 80% сотрудников нашей сети были вакцинированы, когда появилась первая возможность, оставшиеся 20% или переболели и имеют антитела, или имеют противопоказания к прививке. Бизнес сейчас идёт по-разному, все-таки ещё действуют возрастные ограничения и стоит ужасная жара. 2020 год был ужасный, его хочется просто забыть и не вспоминать. Если сравнивать его с 2019 годом, то, наверное, мы еще пока не вышли на докризисный уровень.

фитнес Фитнес-центры пандемия
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Основатель сети ресторанов «Евразия» и сети спортклубов Fitness House Алексей Фурсов рассказал в интервью «Новому проспекту» о перспективах ресторанного рынка и фитнеса, с каким продуктом надо выходить в Москву и в какой сфере будет его следующий бизнес.
Продажи в фитнес-клубах в июле из-за жары и ковида упали на 30-40%. Многие игроки перешли на реализацию коротких абонементов и массово сокращают персонал. Но и это не спасает от серьезных убытков.
Министерство спорта РФ направило в регионы директиву, предписывающую пересчитать фитнес-объекты на местах. Это первый шаг к созданию в России единого регулятора фитнес-отрасли.

Группа "Самолет" построит в Колпино новый детский сад на 220 мест
20.09.2021
Россияне стали реже опаздывать на работу. Пунктуальных сотрудников больше среди россиян старше 45-ти
20.09.2021
Пользователи Telegram по всему миру жалуются на сбои в работе мессенджера
20.09.2021
Россиянам без суда спишут долги на 1,6 млрд рублей
20.09.2021
"Единая Россия" снова получит большинство в Госдуме
20.09.2021
В Пермском университете стреляли. Погибли восемь человек, стрелок нейтрализован
20.09.2021
ЦИК запретил копировать информацию со своего сайта. Алексей Куприянов объясняет, что это значит
19.09.2021
МВД зафиксировало 750 жалоб за три дня выборов
19.09.2021
В России разработали новый пистолет-пулемет для спецназа
19.09.2021
Явка на выборах в Госдуму превысила 45%
19.09.2021
Памфилова: почти 7500 бюллетеней на выборах в Госдуму признали недействительными
19.09.2021
Генконсул РФ заявил, что США не ответили на запрос о безопасности участка в Нью-Йорке
19.09.2021
Россия обсудила с США претензии о вмешательстве в выборы
19.09.2021
Синоптик спрогнозировал дожди в Петербурге во второй половине октября
19.09.2021
ЦИК подтвердил факты вброса бюллетеней в 6 регионах
19.09.2021
В Австралии будут следить за акулами с помощью беспилотников
19.09.2021
Первые итоги голосования ожидаются после 21:00 по Москве
19.09.2021
Переезд "Газпрома" принесет в бюджет Петербурга 40 млрд рублей в год
19.09.2021
Спрос на новостройки в Петербурге за два года сократился на 32%
19.09.2021
РПЦ может уже в ноябре признать подлинность царских останков
19.09.2021
В Стрельне нашли авиабомбу времен войны весом 100 кг
19.09.2021
Спор о шампанском будет разбирать российско-французская рабочая группа
19.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки