Мимо зала. Для фитнеса наступил мертвый сезон
В мае этого года продажи российских фитнес-клубов, по данным Национального фитнес-сообщества, упали на 10,5% по сравнению с докризисным маем 2019-го, Ассоциация операторов фитнес-индустрии прогнозирует, что по итогам летнего сезона 2021 обанкротятся 10% участников рынка, и заявляет о готовности поднять цены минимум на 10-15%. Где здесь логика, разбирался «Новый проспект».
Пандемия коронавируса стала самой тяжелой проверкой на прочность для фитнес-рынка, который до 2020 года без правительственной поддержки переживал кризисы 1998-го, 2008-го и 2014 годов, прирастая каждый год минимум на 5-7-12%. Однако когда продажи в феврале 2020 года из-за COVID-19 упали почти на 50%, представители фитнес-индустрии обратились за помощью к российским властям и СМИ.
В результате бурной публичной деятельности фитнес был признан пострадавшей отраслью экономики, получил ряд субсидий и послаблений, а общественные организации, отстаивавшие интересы отрасли, — новых членов в свои ряды. И хотя из 43 млрд рублей помощи, запрашиваемых фитнес-индустрией у правительства, на всю физкультурно-оздоровительную деятельность было выделено всего 1,5 млрд, диалог с органами власти у фитнеса получился более плодотворным, чем у других представителей сферы услуг.
Так, пока рестораторы ужасались методическим рекомендациям Роспотребнадзора в первой редакции, фитнес-отрасль, сделав выводы из ошибок коллег, начала активные переговоры с ведомством, и в результате практически 90% предложений от фитнеса были учтены Роспотребнадзором. Это позволило несколько снизить потери после локдауна.
Однако с потребителем диалог определенно не задался: только за период локдауна количество обращений клиентов за возвратом средств превысило 15% (при заложенных в бизнес-модель 3-4%), говорилось в обращении к правительству Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, который предложил ввести мораторий на возврат денежных средств фитнес-центрами во избежание новой волны банкротств.
После локдауна часть клиентов так и не вернулась в спортивные залы, несмотря на заманчивые предложения и заморозку карт на период простоя. Отток клиентской базы составил от 20 до 25% в Санкт-Петербурге, говорят участники рынка. Примерно такие же цифры и даже выше называют игроки Москвы. Особенно пострадали фитнес-клубы в центре столицы, когда уведенные на удаленку во время карантина сотрудники так и не вернулись в офисы.
Падение продаж клубных карт по России в осенние месяцы варьировалось от 30 до 50%, и только к декабрю 2020 года наметилась положительная динамика. Январь и февраль 2021 года показали оптимистичный рост: по данным Национального фитнес-сообщества, он составил около 5-7% в месяц. Однако эксперты связывали это оживление с гендерными праздниками и нездоровым демпингом, к которому прибегли для возвращения клиентов крупные игроки, обрушив рынок. Например, в Санкт-Петербурге так поступил Alex Fitness, предлагавший весной клубные карты со скидкой до 60%.
Сложности возникли и с тренерским составом: пока фитнес-клубы стояли закрытыми (а в разных регионах период локдауна занял от 3 до 5 месяцев), тренеры либо вернулись домой (это касалось самого крупного для фитнеса рынка — Московского региона), либо ушли на вольные хлеба. По данным Национального фитнес-сообщества, за локдаун фитнес потерял пятую часть сотрудников (140 тыс. из 768 тыс. задействованных в отрасли). Тренеров понять можно: весной-летом 2020 года даже крупные игроки рынка активно избавлялись от лишних сотрудников, а Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ) объясняла «оптимизированную схему» и работу с ИП в фитнесе большими налогами.
Диалог с арендодателями тоже шел непросто: из 6 млн м2 площадей, которые, по данным Национального фитнес-сообщества, занимала фитнес-отрасль, более 70% приходится на коммерческую аренду. На время локдауна только часть арендодателей пошла на уступки, дав либо отсрочку платежей, либо предоставив скидки. Чтобы сделать арендодателей более уступчивыми, Ассоциация операторов фитнес-индустрии разработала Декларацию взаимной поддержки. Игроки, ее подписавшие, выразили готовность в течение 360 дней после локдауна не заходить на освободившиеся площади коллег, которые те были вынуждены покинуть в результате пандемии.
Декларацию подписали 738 клубов по всей стране (из 13 тыс. фитнес-объектов, работавших до пандемии). Это не сильно помогло, поэтому в октябре 2020 года АОФИ в публичном письме в арендодателям предложило сделку: они дают 50% скидки до конца 2020 года, а АОФИ обращается «ко всем главам регионов, а также к правительству Российской Федерации с просьбой освобождения от налога на имущество и земельного налога тех арендодателей, кто пошел на снижение аренды фитнес-операторам». Не сказать, чтобы это вызвало восторг у арендодателей — они восприняли это письмо как шантаж.
Тем не менее, несмотря на трудности диалога, отрасль потеряла по итогам 2020 лишь 25% рынка (по данным АОФИ — 30%), вопреки мрачным прогнозам главы АОФИ о банкротстве 75% игроков. Рынок Санкт-Петербурга потерял и того меньше — около 15% (по неофициальным данным — даже меньше 7%).
Но в мае отрасль сотряс новый удар в виде третьей волны эпидемии. Продажи у ряда игроков упали на 20%, как и посещаемость. И хотя арендодатели стали идти на уступки в части снижения арендных ставок, на переговоры сильно влияют оптимистичные декларации о возврате показателей к докризисному уровню 2019 года и грядущему росту цен на услуги после того, как улучшится эпидемиологическая обстановка, признаются игроки.
По заявлению Национального фитнес-сообщества, ожидать восстановления отрасли раньше 2023 года не следует — и это при наилучшем раскладе, если не будет третьей волны и новых ограничений.
А именно ими накрыло фитнес на прошлой неделе: сразу в двух ключевых для фитнеса субъектах — Москве и Санкт-Петербурге (вместе они составляют 65% фитнес-рынка) — официально объявлено о введении новых ограничений и обязательной вакцинации 60% сотрудников в сфере услуг (к которой относится и фитнес). Уже воспоследовали комментарии как представителей отраслевых организаций, так и самих игроков рынка.
В Национальном фитнес-сообществе заявили о том, что фитнес-сообщество уже приступило к информационно-разъяснительной работе среди сотрудников по всем вопросам профилактики COVID-19, обращая особое внимание на необходимость вакцинации, и «фитнес-отрасль на данный момент проводит анализ кадров по вакцинации, а в частности выявляется количество привитых и непривитых сотрудников». АОФИ выступило с «критикой партии»: глава АОФИ написала обращение к правительству Москвы на Facebook.
В World Class от комментариев воздержались, отметив, что «вопрос очень сложный». Во втором по численности российском игроке, X-Fit, отметили, что постановление Роспотребнадзора — ожидаемая мера на фоне всплеска заболеваемости коронавирусом, и рассказали, что уже около 15% сотрудников X-Fit вакцинированы, и это число будет расти: с персоналом ведутся разъяснительные беседы.
В некоторых регионах привиться готовы, но не хватает ни вакцины, ни рычагов влияния на сотрудников, говорит Роман Вальчук, президент НКО «Союз операторов фитнес-индустрии Свердловской области», основатель и генеральный директор сети фитнес-клубов Drive Fitness.
На фоне снижения посещаемости и продаж отрасль предложила Министерству труда включить фитнес в потребительскую корзину. С такой инициативой выступило АОФИ, объясняя это тем, что «сейчас фитнес уже не премиальная история», безлимитное посещение может стоить от 500 рублей в месяц (6-8 тыс. рублей в год). Учитывая, что именно эта организация месяц назад заявляла о повышении цен на 10%, вывод один: сейчас ею движет желание всеми силами привлечь внимание потребителя в надежде, что он вернется в клуб.
Некоторые фитнес-клубы также рассматривают ряд мотиваций для привившихся клиентов — разыгрывают призы и бонусы. Чтобы сохранить бизнес, владельцы фитнес-центров прививаются сами и прививают сотрудников. Неавторизованно один из участников рынка говорит, что по-хорошему надо закрывать всю сферу услуг, в том числе фитнес-центры, и молиться, чтобы к сентябрю очередная волна эпидемии спала и люди стали возвращаться к занятиям в спортцентрах.
Директор по развитию сети Family Fitness Денис Горнев:
— У нас в сети сейчас болеет много тренеров, умирают молодые, цветущие люди в возрасте 22-25 лет. Я сам сейчас болею ковидом в легкой форме. Мы бы хотели привить наших сотрудников от коронавируса, планируем призвать их к этому собственным примером. Возможно, организуем вакцинацию в офисе.
Меры предосторожности у нас соблюдаются стандартные: ношение масок, использование санитайзеров, изменение температуры. Что касается потока посетителей, то он в 2020 году сократился примерно на 30% по сравнению с доковидными объемами. В апреле этого года поток посетителей всего на 15% не дотягивал до показателей за апрель 2019 года. И мы уже рассчитывали, что к сентябрю спрос восстановится полностью, но сейчас это невозможно: клиенты боятся заболеть и перестают ходить. Что касается ценовой политики в прошлом году, то цены мы не снижали, это невозможно делать с учетом сокращения трафика. Какие-либо скидки и акции есть смысл вводить, только если есть достаточно большой и стабильный поток клиентов.
Владелец и гендиректор SportLife Антон Крылов:
— У нас поток посетителей и выручка просели в 2020 году на 25% по сравнению с 2019 годом. Никакого снижения цен или акций на приобретение абонементов не было.
До появления каких-то особых распоряжений властей мы не планируем вакцинировать своих сотрудников; решение, прививаться или нет, они принимают самостоятельно.
Основатель сети Fitness House Алексей Фурсов:
— 80% сотрудников нашей сети были вакцинированы, когда появилась первая возможность, оставшиеся 20% или переболели и имеют антитела, или имеют противопоказания к прививке. Бизнес сейчас идёт по-разному, все-таки ещё действуют возрастные ограничения и стоит ужасная жара. 2020 год был ужасный, его хочется просто забыть и не вспоминать. Если сравнивать его с 2019 годом, то, наверное, мы еще пока не вышли на докризисный уровень.