Мимо кассы. Увидит ли бюджет Петербурга деньги китайских туристов?
Новый проспект
Статьи

Мимо кассы. Увидит ли бюджет Петербурга деньги китайских туристов?

Прочитано: 3289

Собственные рестораны, ювелирные магазины, автобусы и даже страхование: до пандемии в России сложился скрытый рынок замкнутого цикла по приему китайских туристов. Китайцы исключительно сами обслуживали своих сограждан, отодвинув в сторону российских туроператоров. Городской бюджет даже от высокого турпотока из Китая прибыли не видел. «Новый проспект» узнал, какой процент китайского въездного туризма был теневым, в чём причина и может ли ситуация повториться.

Россия с Китаем возобновили безвизовый режим, и первые группы китайских туристов уже были приняты на территории России. Это может обеспечить нашей стране устойчивый рост турпотока. «Но это не самоцель. Необходимо, чтобы туристы везли в нашу страну деньги, пополняя бюджет и формируя тем самым условия для развития отрасли», — сообщил Денис Борзиков, заместитель директора Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, на IV Санкт-Петербургском деловом туристическом форуме «Северная Пальмира».

При этом, по информации Центробанка, официальные бюджетные поступления от китайского въездного туризма даже до пандемии были в 5 раз меньше, чем от европейского и почти в 8 раз меньше, чем от американских гостей. И дело, как говорит Денис Борзиков, не в том, что к нам едут малообеспеченные китайцы: по словам официальных представителей КНР, китайский турист является одним из самых расточительных в мире.

Проблема в другом. «У нас сложился скрытый рынок обслуживания туристов. Китайцы сами обслуживают свой турпоток, без участия российских туроператоров, и, соответственно, деньги от этого в бюджет не попадают», — объясняет эксперт.

Дело в том, что после подписания безвизового соглашения с Китаем в России не были приняты правовые акты, регламентирующие порядок реализации туристических поездок, то есть у нас не было нормативно-правовой базы по реализации Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках между КНР и Россией. Это, как рассказал «НП» Юрий Цуркан, председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, дало чиновникам высшего ранга бывшего Ростуризма «некую свободу действий», чем они и воспользовались.

«Отсутствие правового регулирования со стороны государства привело к тому, что Ростуризм произвольно ввел в практику некорректное положение о том, что страхование якобы является способом обеспечения безопасности туристов. Под этим предлогом Ростуризм присвоил себе контрольные функции в отношении российских и иностранных (китайских) туристов в сфере страхования, а именно — контроль за наличием у последних полисов медицинского страхования. При этом для российских туроператоров обязательным условием для заверения документов стало принудительное использование электронных баз страховых компаний, совмещенных с так называемой Специализированной информационной системой (СИС)», — рассказывает Юрий Цуркан, объясняя, что целью всего этого было создать монопольный поток клиентов одной из китайских страховых фирм — Сhina Life.

Замкнутый производственный цикл

Агентский договор с этой компанией заключила компания Team Profit Consultants Ltd., располагавшаяся в Гонконге и ставшая посредником между Сhina Life и российскими страховщиками, которые могли работать только с СИС, ставшей главным инструментом реализации соглашения.

«Функционал СИС предназначен исключительно для работы с нигде не зарегистрированным иностранным частным ПО, принадлежащим той самой гонконгской компании. Использование СИС теневым бизнесом предназначалось для формирования серого турпотока из КНР», — подтверждает на форуме Денис Борзиков.

Для работы с СИС российские страховые компании ввели у себя опцию «Список безвизовых китайских туристов», под который сразу прикреплялась страховка. «То есть фактически этот список являлся документом, подтверждающим страховку. Таким образом та группа предприимчивых товарищей обеспечила замкнутый производственный цикл, в котором наш туроператор был вынужден использовать базу конкретной страховой компании для выпуска этого списка, а СИС обеспечивала легитимизацию всего этого процесса и, с одной стороны, использовалась для генерирования групп для теневого китайского бизнеса, а с другой — решала вопрос консолидации в рамках баз страховых компаний с тем, чтобы чиновники получали комиссию от страховщиков», — говорит Юрий Цуркан.

Как писало в мае 2021 года онлайн-издание «Турпром», работающее в сфере туриндустрии, «Ростуризмом были заключены соглашения с субъектами федерации, на основании которых туристские администрации заверяют документы туроператоров в рамках безвизового обмена с КНР (списки и подтверждения о приеме) только после проверки наличия полиса медицинского страхования с применением СИС. <…> Без наличия страхования подтверждения о приеме туристов из КНР органами координации заверяться не будут. Именно по этой причине российские туроператоры были понуждены к заключению договоров и использованию электронных баз именно тех страховщиков, которые имеют соглашение с гонконгской компанией Team Profit Consultants Ltd. и китайским страховщиком Сhina Life. По мнению экспертов, другие российские страховые компании оказались незаконно отстранены от участия в реализации страхового проекта с КНР».

«В Россию до пандемии ежегодно въезжали 1-1,2 млн китайских туристов. По нашим подсчетам, 80% китайского въездного туризма было в тени. И благодаря этой теневой схеме те самые чиновники за каждого такого туриста получали от $ 3 до $ 5. Причем получали там, за границей, то есть налоги у нас они за это не платили», — заключает Юрий Цуркан.

Своя инфраструктура

Этот теневой бизнес имел свою достаточно развитую инфраструктуру (рестораны, ювелирные магазины, нелегальные транспортные объединения), а российские гиды и туроператоры были вытеснены из процесса приема туристов в РФ.

Как объяснил «Новому проспекту» Юрий Цуркан, китайцы сами открывали в городе рестораны, вернее столовые, точки питания для своих туристов. «Под эти заведения они снимали площади, завозили готовую еду, а потом всё убирали. Об уровне санитарии там говорить не приходилось, но проходимость была в сотни, а то и тысячи человек в день», — говорит он.

Одна из китайских торговых компаний открывала у нас магазины, куда и завозили целенаправленно группы китайских туристов. Самый скандальный, как рассказывает эксперт, располагался на Обводном канале: через него прошли десятки тысяч китайских туристов, покупавших контрафактную продукцию, в том числе поддельный янтарь и другие «драгоценные» камни.

«Но мало этого, их системы оплаты не были завязаны на нашу банковскую систему. Китайские туристы платили своими банковскими карточками, своими телефонами в рамках своей же китайской системы. То есть к нам эти деньги вообще не поступали», — добавляет Юрий Цуркан.

То же самое касалось транспорта и гидов: китайских туристов возили на автобусах, оформленных на частных лиц, иногда с водителями-китайцами и гидами, приехавшими из Китая.

Другими словами, прием организованных туристических групп из КНР осуществлялся в основном иностранными теневыми структурами, уводившими из России финансовый поток от приема китайских туристов из-за теневого замкнутого цикла обслуживания туристов в рамках безвизового обмена с КНР.

«Именно с этих позиций мы начинаем новый этап безвизового обмена с КНР, и сейчас фактически ничего не изменилось», — подводит итог Денис Борзиков.

Регламента работы до сих пор нет

Эксперты считают, что сегодня существует опасность распространения этого негативного опыта на другие перспективные туристические проекты, например с Исламской Республикой Иран.

«То, что у нас происходит сейчас, до боли напоминает всё то, что происходило при Ростуризме, в самом неприглядном варианте», — утверждает Юрий Цуркан.

Он объясняет, что сейчас функции регулятора туристической отрасли переданы Министерству экономического развития России, но по настоящее время не приняты правовые акты, регламентирующие реализацию отдельных положений межправительственного соглашения.

«В частности, среди прочих не определены основания для заверения органами координации групповых документов на право пересечения границы, а именно — списков членов российских туристических групп, направляемых в КНР, и подтверждений о приеме группы китайских туристов российской туристической организацией, а также критерии отказа в заверении названных документов», — говорит эксперт.

В адрес заместителя министра экономического развития Дмитрия Вахрукова еще в феврале 2023 года было направлено письмо с описанием данной ситуации. Ответа, как констатирует Юрий Цуркан, до сих пор не поступило.

Кира Журавская, генеральный директор ООО «Бест Драйв», сопредседатель правления Союза ассоциаций «Регионы», обращает внимание на то, что петербургским туроператорам, принимающим китайские группы, работать сложнее, чем туроператорам других регионов. «Если до пандемии мы имели четкий регламент и знали, куда мы должны нести списки и как их заверять, то сейчас такого регламента нет», — говорит она.

«Наши петербургские туроператоры совершенно беззащитны перед произволом чиновника, который может просто не заверить списки, сказав «приходите завтра», в отличие от, например, московских туроператоров: там в регламенте комитета по туризму четко сказано о заверении в день приема», — подтверждает Юрий Цуркан.

Эксперты отмечают, что в Москве в конце сентября встретили уже вторую группу туристов из Китая. «То есть там процесс уже пошел. Однако комитет по туризму Санкт-Петербурга до сих пор не предоставил туроператорам ни регламента работы, ни инструкции», — обобщает Юрий Цуркан.

Система не готова

Что касается перевозок, то Олег Куксов, председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы», сказал на форуме, что с 2020 года рынок очень изменился, и сейчас главный вопрос заключается в том, готова ли вообще транспортная инфраструктура туризма Санкт-Петербурга к приему китайских туристов на должном уровне, который нам диктуют наши же стандарты и нормативные акты.

«До пандемии эти туристы, конечно, приезжали в больших количествах по отработанным схемам, фактически отмывая эти деньги для себя. Но работы с ними хватало и нашим легальным перевозчикам. В настоящее время все ждут группы, которые также будут обеспечивать работой, но создается ощущение, что этих групп мы не дождемся и денежные потоки опять будут проходить мимо кошелька нашего государства», — говорит Олег Куксов, объясняя, что инфраструктура для приема китайских туристов, включающая в себя и гидов-переводчиков, и специализированные автобусы и автостоянки, и систему нормативных актов, не создана до сих пор.

«Система не готова к приему большого количества людей, которые, по большому счету, уже имеют опыт безналогового приезда в Российскую Федерацию», — заключает эксперт.

«Министерство экономического развития России еще не опубликовало правовой акт по реализации положений межправительственного соглашения, вместо него на сайте ведомства размещена некая никем не утвержденная инструкция. Приказ по ее утверждению отсутствует. Следует констатировать, что полномочия регулятора и исполнителей по реализации положений межправительственного соглашения в порядке, установленном российским законодательством, до сих пор не определены», — подтверждает Юрий Цуркан.

Чего ждет от нас Китай

Тем не менее сотрудничество с Китаем будет развиваться, и современным китайским туристам, как говорит Екатерина Лебедева, генеральный директор ООО «Нево-Стиль.Клуб», помимо безопасности, которую должны обеспечивать страховка и правильная транспортная инфраструктура, и красивых видов, которые обеспечивает сам город Петербург, нужны комфортабельные отели.

«Средний класс, сформировавшийся в Китае в XXI веке, составляет уже более 20% населения и требует высокого уровня сервиса. Соответственно, для него необходимы четырех- и пятизвездочные отели, а в ресторанах и кафе — меню на китайском языке», — говорит она.

Но наибольшая проблема для китайских туристов в том, что у них, по словам эксперта, сегодня нет возможности получать по безналичной схеме средства на счета туроператора.

Юрий Цуркан объясняет, что китайцы всегда платили по факту оказанных услуг, а когда началась пандемия, то они сослались на форс-мажорные обстоятельства и очень многим туроператорам не заплатили или заплатили через 4-6 месяцев, а то и год.

«На правительственном уровне необходимо жестко решить этот вопрос — делать так, как это происходит во всем мире: все услуги оказываются по предоплате. Иначе на наших туроператоров ложится непрогнозируемая нагрузка», — считает Юрий Цуркан.

«Чтобы мы могли работать, нам нужны деньги на предоплате; должны быть терминалы, которые принимают карты UnionPay; должна быть возможность оплаты по WeChat Pay. Иначе мы не сможем эти деньги увидеть. И если этого не будет, всё останется в теневой схеме», — предупреждает Екатерина Лебедева.

При этом для Китая такая ситуация сегодня тоже не считается правильной. «Потому что в настоящий момент политика Китая основана на принципах закона и порядка, а эта серая схема не позволяет контролировать денежные потоки не только нашему государству, но и китайскому, которое также не получает налоги от китайских фирм, работающих с Россией. Китайская сторона не хочет, чтобы мы действовали вне рамок закона, и контроль за средствами у них будет очень серьезным», — заключает она.

туризм Китай
Другие статьи автора Читайте также по теме
Гостиничный рынок набирает обороты: по показателям загрузки и выручки он возвращается к результатам доковидного 2019 года. Но гость-24 отличается от гостя-19. Как именно изменились постояльцы отелей и чего они ждут от современных гостиниц, разбирался «Новый проспект».
Президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков рассказал о том, какую роль конгрессно-выставочная отрасль играет в перестройке экономики России, о форуме «Российский промышленник — 2024» и о динамике импортозамещения.
Владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал, почему он сегодня стремится занять сегмент люкс на гостиничном рынке Петербурга, как в этом помогает персонализация гостя и какие проблемы создает оторванность России от глобальной системы бронирования.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки