Миллионы Балтийского завода сгорели в ядерных реакторах
Новый проспект
Статьи

Миллионы Балтийского завода сгорели в ядерных реакторах

Прочитано: 444

Арбитражный суд обязал Балтийский завод оплатить ядерное топливо, использованное при испытаниях универсальных атомных ледоколов серии 22220. Позиция судей может обойтись петербургским судостроителям в 0,2 млрд рублей.

АО «Балтийский завод» должно выплатить ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») 29,5 млн рублей за ядерное топливо, израсходованное при испытаниях первого ледокола серии 22220 «Сибирь». Такое постановление 9-й арбитражный апелляционный суд опубликовал 3 ноября. В конце марта Верховный суд РФ оставил в силе аналогичное решение Арбитражного суда Мурманской области в отношении головного ледокола данной серии «Арктика». Там стоимость выжженного топлива составила 57 млн рублей с учетом повторных испытаний, связанных с поломкой двигателя. Позиция арбитражей может обойтись Балтийскому заводу почти в 0,2 млрд рублей за все пять ледоколов, которые верфь строит для «Атомфлота».

справка нового проспекта

Атомные ледоколы серии 22220 обеспечивают российское лидерство в Арктике. Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Заказчиком всей серии выступает «Атомфлот», исполнителем — петербургский Балтийский завод. Между ними заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:

  • ● головной «Арктики» стоимостью 37 млрд рублей,
  • ● «Сибири» и «Урала» стоимостью 84,4 млрд рублей,
  • ● «Якутии» и «Чукотки» стоимостью 100 млрд рублей без НДС.

«Арктика» и «Сибирь» уже осваивают Северный морской путь, в конце этого года ожидается сдача «Урала».

Если не происходит ничего неожиданного, расход ядерного топлива на одном ледоколе серии 22220 во время ходовых испытаний, предшествующих передаче заказчику, составляет примерно 3% всего его ядерного комплекта. Речь идет о так называемых тепловыделяющих сборках ядерных реакторов, которые по договорам с «Атомфлотом» поставляет Балтийскому заводу ПАО «Машиностроительный завод» из подмосковной Электростали. Стоимость всего ядерного комплекта одного атомохода составляет примерно 1 млрд рублей, соответственно, 3% — около 30 млн.

Пока что неожиданность случилась только при выпуске головного ледокола «Арктика» в 2020 году. У него сломался правый гребной двигатель, что потребовало его полной замены и, как следствие, повторных ходовых испытаний. Из-за этого «Атомфлот» взыскал с Балтийского завода за израсходованное ядерное топливо 57 млн рублей. Этот спор длился год и дошел до Верховного суда, что неслучайно. Стороны спорили не из-за стоимости топлива, сожженного при повторных испытаниях, а из-за принципиальных разногласий заказчика и подрядчика.

Позиция Балтийского завода: согласно контрактам на изготовление ледоколов серии 22220, стоимость ядерных комплектов входит в их стоимость, поэтому верфь ничего не должна заказчику. «Атомфлот» видит ситуацию по-другому: да, стоимость топлива входит в контракт, но мы же его сами приобретаем у Машиностроительного завода и поставляем Балтийскому заводу; получается, завод имеет и топливо, и деньги на его приобретение, то есть незаконно обогащается в размере стоимости сожженной на испытаниях части.

«Строчка о том, что стоимость ядерных комплектов входит в контракты, — один из их родовых пороков по всей серии 22220. Конечно, Балтийский завод не покупает топливо сам, его предоставляет заказчик, только оплата наших работ по контрактам тут ни при чем», — сказал автору текста сотрудник Балтийского завода, просивший не называть себя.

Официально представители завода не комментируют споры со своими заказчиками. В «Атомфлоте» к моменту публикации на редакционный запрос не отреагировали.

После проигрыша в суде из-за выжженного «Арктикой» топлива юристы Балтийского завода очень надеялись быть услышанными в следующем процессе, который «Атомфлот» инициировал в апреле текущего года из-за ядерных расходов «Сибири». У нее, в отличие от «Арктики», дополнительных ходовых испытаний не было, а потому спор касается чистого принципа: как суд решит, так и будет применительно ко всем ледоколам этой серии. А это «Урал», который передадут заказчику в ближайшие недели, «Якутия», которую вот-вот спустят на воду, и «Чукотка». Более того, «Росатом» серьезно обсуждает планы заказать Балтийскому заводу еще два таких ледокола. Только применительно к пяти атомоходам, которые уже построила и достраивает петербургская верфь, расходы на ядерное топливо при испытаниях могут составить до 0,2 млрд рублей (контракт на изготовление «Якутии» и «Чукотки» дороже контракта на изготовление «Сибири» и «Урала») — вот настоящая цена сегодняшнего спора.

В июле этого года Арбитражный суд Москвы полностью согласился с Балтийским заводом и отказал «Атомфлоту» во взыскании 29,5 млн рублей за сожженное при испытаниях «Сибири» ядерное топливо. Но апелляционная инстанция отменила это решение и приняла сторону «Атомфлота».

«Подрядчик, получив оплату за «выжиг» ядерного топлива по контракту, использовал приобретенное за счет средств истца ядерное топливо при проведении швартовных и ходовых испытаний судна, впоследствии вернув истцу ядерное топливо за вычетом 2,72% <…> «выжига» топлива. Поскольку использованное при проведении испытаний судна топливо поставлено за счет заказчика, в то время как указанные работы в спорной части подлежали, по условиям договора, выполнению иждивением ответчика, ответчик получил неосновательное обогащение в размере стоимости использованного топлива», — постановил 9-й арбитражный апелляционный суд.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу сразу, но у Балтийского завода остается возможность опротестовать его в кассационном и Верховном судах.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов полагает, что данный спор очень сложный с точки зрения прогнозирования вынесения судом того или иного решения. «Это тот случай, когда вряд ли можно сказать что-то определенное. По общему правилу — да, если контрактом предусмотрено, что работы выполняются иждивением подрядчика, то взыскивать с заказчика неосновательное обогащение при выжиге ядерного топлива на испытаниях ледоколов неправильно. Но может быть множество нюансов этих отношений. В таком споре итог зависит от позиции судей, потому что ситуацию можно трактовать по-разному», — полагает юрист.

Президент коллегии адвокатов Legal Life Денис Брудов полагает, что проблема данного спора лежит в плоскости российской традиции, когда большие начальники о чем-то договорились, а исполнившие эти договоренности юристы что-то напутали. «Простой здравый смысл подсказывает, что Балтийский завод не должен платить за выжженное при испытаниях топливо. Но в данном случае, видимо, в контракте имеются противоречия, которые можно трактовать по-разному. Такие «мины замедленного действия» в юриспруденции нередки, они проявляются в случаях, когда без должной скрупулезности относятся к составлению контрактов. Да, подтверждаю, результаты таких споров в судах непредсказуемы», — говорит эксперт.


судостроение суд Атомный ледокол
Другие статьи автора Читайте также по теме
Проектировщик крупнейших в мире атомных ледоколов заставил их строителя расплатиться за проектное сопровождение. Дочка "Роснефти" выиграла девять судебных споров у дочки Объединенной судостроительной корпорации.
Представительства иностранных брендов обязали платить таможенные платежи с выплачиваемых за границу дивидендов — такое решение принял Верховный суд России. Однако в условиях санкций оно может помочь импортерам вывести доходы в недружественные страны.
Миллиард рублей может заплатить последний гендиректор петербургского ООО «РСК-логистик», которое по заказу АО «Ямал СПГ» выполняло строительные работы на Ямале. Топ-менеджер, возглавивший компанию спустя год после начала банкротства, стройкой не руководил, но его решили наказать за беспорядок в бумагах.

Ученые Петербурга подтвердили изменение климата на Чукотке по костям динозавра
30.05.2023
Петербург признали лучшим городским брендом России
30.05.2023
Все пляжи Курортного района Петербурга благоустроят к 2025 году
30.05.2023
"Мегафон" через суд ЕС добивается отмены санкций
30.05.2023
Умер актер из "Фантастических тварей" Петер Симонишек
30.05.2023
Власти Запорожья будут поставлять в Петербург элитную черешню
30.05.2023
В Кремле анонсировали переговоры Путина с президентом Эритреи
30.05.2023
На Васильевском острове построят музей электротранспорта с блокадной экспозицией
30.05.2023
Российские банки перестали открывать клиентам накопительные счета в евро и долларах
30.05.2023
ПМЭФ-2023 увеличил цены на гостиницы в Петербурге в несколько раз
30.05.2023
Российский аукционный дом выставил на торги землю под жилье в Шушарах
30.05.2023
"Детский мир" завершил реорганизацию и начинает выкуп акций
30.05.2023
Эмин Агаларов ушел из Crocus Group ради собственных проектов
30.05.2023
Телескоп NASA обнаружил на планете Энцелад водяной гейзер высотой более 500 километров
30.05.2023
Песков: "Атака на Москву - это ответ на наш эффективный удар по центру принятия решений в Киеве в воскресенье"
30.05.2023
Суд не отпустил режиссера Женю Беркович из СИЗО
30.05.2023
На российские активы сети Decathlon претендуют инвесторы из Турции и Ливана
30.05.2023
На мощностях завода "Авангард" в Петербурге появится новое производство электроники
30.05.2023
У Роскомнадзора запросили список слов, которые нельзя использовать в СМИ
30.05.2023
Умер лауреат Нобелевской премии по физиологии, онколог Харальд цур Хаузен
30.05.2023
Утром Москву атаковали дроны. Все сбиты, но есть повреждения жилых зданий
30.05.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки