Миллионы Балтийского завода сгорели в ядерных реакторах
Новый проспект
Статьи

Миллионы Балтийского завода сгорели в ядерных реакторах

Прочитано: 217

Арбитражный суд обязал Балтийский завод оплатить ядерное топливо, использованное при испытаниях универсальных атомных ледоколов серии 22220. Позиция судей может обойтись петербургским судостроителям в 0,2 млрд рублей.

АО «Балтийский завод» должно выплатить ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») 29,5 млн рублей за ядерное топливо, израсходованное при испытаниях первого ледокола серии 22220 «Сибирь». Такое постановление 9-й арбитражный апелляционный суд опубликовал 3 ноября. В конце марта Верховный суд РФ оставил в силе аналогичное решение Арбитражного суда Мурманской области в отношении головного ледокола данной серии «Арктика». Там стоимость выжженного топлива составила 57 млн рублей с учетом повторных испытаний, связанных с поломкой двигателя. Позиция арбитражей может обойтись Балтийскому заводу почти в 0,2 млрд рублей за все пять ледоколов, которые верфь строит для «Атомфлота».

справка нового проспекта

Атомные ледоколы серии 22220 обеспечивают российское лидерство в Арктике. Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Заказчиком всей серии выступает «Атомфлот», исполнителем — петербургский Балтийский завод. Между ними заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:

  • ● головной «Арктики» стоимостью 37 млрд рублей,
  • ● «Сибири» и «Урала» стоимостью 84,4 млрд рублей,
  • ● «Якутии» и «Чукотки» стоимостью 100 млрд рублей без НДС.

«Арктика» и «Сибирь» уже осваивают Северный морской путь, в конце этого года ожидается сдача «Урала».

Если не происходит ничего неожиданного, расход ядерного топлива на одном ледоколе серии 22220 во время ходовых испытаний, предшествующих передаче заказчику, составляет примерно 3% всего его ядерного комплекта. Речь идет о так называемых тепловыделяющих сборках ядерных реакторов, которые по договорам с «Атомфлотом» поставляет Балтийскому заводу ПАО «Машиностроительный завод» из подмосковной Электростали. Стоимость всего ядерного комплекта одного атомохода составляет примерно 1 млрд рублей, соответственно, 3% — около 30 млн.

Пока что неожиданность случилась только при выпуске головного ледокола «Арктика» в 2020 году. У него сломался правый гребной двигатель, что потребовало его полной замены и, как следствие, повторных ходовых испытаний. Из-за этого «Атомфлот» взыскал с Балтийского завода за израсходованное ядерное топливо 57 млн рублей. Этот спор длился год и дошел до Верховного суда, что неслучайно. Стороны спорили не из-за стоимости топлива, сожженного при повторных испытаниях, а из-за принципиальных разногласий заказчика и подрядчика.

Позиция Балтийского завода: согласно контрактам на изготовление ледоколов серии 22220, стоимость ядерных комплектов входит в их стоимость, поэтому верфь ничего не должна заказчику. «Атомфлот» видит ситуацию по-другому: да, стоимость топлива входит в контракт, но мы же его сами приобретаем у Машиностроительного завода и поставляем Балтийскому заводу; получается, завод имеет и топливо, и деньги на его приобретение, то есть незаконно обогащается в размере стоимости сожженной на испытаниях части.

«Строчка о том, что стоимость ядерных комплектов входит в контракты, — один из их родовых пороков по всей серии 22220. Конечно, Балтийский завод не покупает топливо сам, его предоставляет заказчик, только оплата наших работ по контрактам тут ни при чем», — сказал автору текста сотрудник Балтийского завода, просивший не называть себя.

Официально представители завода не комментируют споры со своими заказчиками. В «Атомфлоте» к моменту публикации на редакционный запрос не отреагировали.

После проигрыша в суде из-за выжженного «Арктикой» топлива юристы Балтийского завода очень надеялись быть услышанными в следующем процессе, который «Атомфлот» инициировал в апреле текущего года из-за ядерных расходов «Сибири». У нее, в отличие от «Арктики», дополнительных ходовых испытаний не было, а потому спор касается чистого принципа: как суд решит, так и будет применительно ко всем ледоколам этой серии. А это «Урал», который передадут заказчику в ближайшие недели, «Якутия», которую вот-вот спустят на воду, и «Чукотка». Более того, «Росатом» серьезно обсуждает планы заказать Балтийскому заводу еще два таких ледокола. Только применительно к пяти атомоходам, которые уже построила и достраивает петербургская верфь, расходы на ядерное топливо при испытаниях могут составить до 0,2 млрд рублей (контракт на изготовление «Якутии» и «Чукотки» дороже контракта на изготовление «Сибири» и «Урала») — вот настоящая цена сегодняшнего спора.

В июле этого года Арбитражный суд Москвы полностью согласился с Балтийским заводом и отказал «Атомфлоту» во взыскании 29,5 млн рублей за сожженное при испытаниях «Сибири» ядерное топливо. Но апелляционная инстанция отменила это решение и приняла сторону «Атомфлота».

«Подрядчик, получив оплату за «выжиг» ядерного топлива по контракту, использовал приобретенное за счет средств истца ядерное топливо при проведении швартовных и ходовых испытаний судна, впоследствии вернув истцу ядерное топливо за вычетом 2,72% <…> «выжига» топлива. Поскольку использованное при проведении испытаний судна топливо поставлено за счет заказчика, в то время как указанные работы в спорной части подлежали, по условиям договора, выполнению иждивением ответчика, ответчик получил неосновательное обогащение в размере стоимости использованного топлива», — постановил 9-й арбитражный апелляционный суд.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу сразу, но у Балтийского завода остается возможность опротестовать его в кассационном и Верховном судах.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов полагает, что данный спор очень сложный с точки зрения прогнозирования вынесения судом того или иного решения. «Это тот случай, когда вряд ли можно сказать что-то определенное. По общему правилу — да, если контрактом предусмотрено, что работы выполняются иждивением подрядчика, то взыскивать с заказчика неосновательное обогащение при выжиге ядерного топлива на испытаниях ледоколов неправильно. Но может быть множество нюансов этих отношений. В таком споре итог зависит от позиции судей, потому что ситуацию можно трактовать по-разному», — полагает юрист.

Президент коллегии адвокатов Legal Life Денис Брудов полагает, что проблема данного спора лежит в плоскости российской традиции, когда большие начальники о чем-то договорились, а исполнившие эти договоренности юристы что-то напутали. «Простой здравый смысл подсказывает, что Балтийский завод не должен платить за выжженное при испытаниях топливо. Но в данном случае, видимо, в контракте имеются противоречия, которые можно трактовать по-разному. Такие «мины замедленного действия» в юриспруденции нередки, они проявляются в случаях, когда без должной скрупулезности относятся к составлению контрактов. Да, подтверждаю, результаты таких споров в судах непредсказуемы», — говорит эксперт.


судостроение суд Атомный ледокол
Другие статьи автора Читайте также по теме
Государство активно поддерживает оборонку — это внешняя сторона медали. Предприятия ОПК могут развалиться в любой момент — это оборотная сторона. Управляющий партнер производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко рассказал «Новому проспекту», почему гособоронзаказ всё больше напоминает финансовую пирамиду.
Петербургский Речной яхт-клуб пытается исключить свою территорию из зоны зеленых насаждений. Из-за этого треть площади яхт-клуба оказалась непригодной для эксплуатации. В городе много примеров, когда бизнес успешно оспаривал такие решения власти, говорят юристы.
Регистрация недвижимости не защищает собственника от признания постройки самовольной. Спорные вопросы уничтожения незаконно возведенных объектов разъяснил Верховный cуд России. Дополнительные привилегии от сноса он предоставил только жилым строениям.

Губернатор Петербурга встретился с мобилизованными, завершившими курс переподготовки
02.12.2022
Названа средняя стоимость тура на Новый год в Петербург
02.12.2022
Телеканал "Солнце" заменит Disney после 14 декабря
02.12.2022
В СПЧ объявили о встрече с Путиным 7 декабря
02.12.2022
Расширение зоны платной парковки сократило количество машин в центре Петербурга на 20 %
02.12.2022
ЗСД перекроют ночью 3 и 4 декабря для строительства развязки с Широтной магистралью
02.12.2022
ТРЦ "Охта Молл" купила компания "Проспект Групп" из Екатеринбурга
02.12.2022
В 2022 году на светофоры Петербурга установили 375 устройств звукового голосового сопровождения
02.12.2022
С 11 декабря ускорят восемь электричек между Петербургом и Ленобластью
02.12.2022
Около "Лахта Центра" появился игольчатый лед и метановые пузыри
02.12.2022
Цены на мандарины в Петербурге перед Новым годом выросли на 60 %
02.12.2022
Baskin Robbins в России подал заявку на регистрацию нового товарного знака
02.12.2022
Путин и Лукашенко провели телефонный разговор
02.12.2022
Италия продлила поставки вооружений на Украину до конца 2023 года
02.12.2022
Путину доверяют 76 процентов россиян, показал опрос ФОМ
02.12.2022
Airbus пообещал отказаться от российского титана через несколько месяцев
02.12.2022
В Центральном и Адмиралтейском районах ограничат проезд с 3 декабря
02.12.2022
Петербург вошел в пятерку регионов России с сильно подешевевшим жильем
02.12.2022
Airbus испытает водородный двигатель на гигантском самолете A380
02.12.2022
В Петербурге за год ввели в эксплуатацию более 3 млн "квадратов" жилья
02.12.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки