Миллиарды в яйце. Александр Усов покупает Синявинскую птицефабрику
О том, что сделка по приобретению одной из крупнейших в Европе Синявинской птицефабрики в ближайшее время будет закрыта, «НП» сообщили источники на рынке. Покупателем выступает бывший бизнес-партнер скандально известного экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Александр Усов. В настоящее время предприятие находится под управлением Сбербанка, который является его основным кредитором.
Александр Усов и генеральный директор птицефабрики Артур Холдоенко от комментариев отказались. «НП» запросил комментарии в пресс-службе Сбербанка, ответ пока не получен. Интерес Александра Усова к предприятию не является секретом: о том, что он станет инвестором птицефабрики, на встрече с жителями Кировского района Ленобласти сообщал губернатор Александр Дрозденко.
Деньги на покупку актива Александр Усов выручил в ходе предыдущей крупной сделки. Напомним, что в начале 2020 года бизнесмен продал свою долю в лесопромышленной ПГ «Союз» вице-президенту банка «Санкт-Петербург» Михаилу Гаврилову. «НП» подробно писал об этой сделке, за которой, по мнению участников рынка, стоит непосредственно банк. Стоимость доли Усова эксперты оценили в сумму от 2 млрд до 4,7 млрд рублей.
Уже тогда собеседники «НП» говорили, что Александр Усов хочет сосредоточиться на сельском хозяйстве. Тем более что такой опыт у него уже есть: он является конечным бенефициаром «Агрофирмы «Выборжец» с объемом производства 24 тыс. т овощей и грибов в год. Стоимость «Синявинской» эксперты затруднились оценить. По словам собеседников «НП» на рынке, Сбербанк планировал продать предприятие за 4,5 млрд рублей, однако явно реализовал актив с большим дисконтом (возможно, 20–50%), поскольку не мог долгое время найти покупателя.
«Новый инвестор планирует до конца года вывести птицефабрику из банкротства, а затем развивать ее. У него большие планы как в части увеличения объемов производства, так и развития земельного банка для производства зерна. Не исключено, что будут выкуплены и другие активы в регионе», — говорит источник, знающий о сделке.
Черная полоса
У Синявинской птицефабрики непростая судьба. Крупнейшее в Европе предприятие по производству яйца последние 5 лет переживает непростые времена. В 2006 году ее возглавил предприниматель Никита Мельников, выкупив заодно 86% предприятия. С 2008 по 2011 год он вложил в развитие птицефабрики 3 млрд рублей, что и позволило предприятию выйти в европейские лидеры. Птицефабрика владеет Волховским комбикормовым заводом.
Последние несколько лет птицефабрику преследовали неприятности: в 2013 году из-за обрушения клеток погибло 10% от общего поголовья птиц. А в 2015 году начались скандалы. Так, глава Кировского района Дмитрий Василенко заявил, что предприятие нарушает ряд экологических норм: не утилизируется помет, загрязняет почвы и так далее. Кроме того, Василенко обвинил Никиту Мельникова в том, что птицефабрика незаконно застроила птичниками 210 га лесного фонда. Уже тогда Никита Мельников, как рассказывают участники рынка, заявлял о своей готовности выйти из сельхозактивов.
В 2016 году руководство агрохолдинга «Русгрэйн» из Башкортостана (на рынке связывают с семьей миллиардера Михаила Гуцериева) заявило о том, что приобретает птицефабрику и комбикормовый завод. Однако в итоге Сбербанк оставил актив за собой, получив разрешение антимонопольной службы на покупку 89,53%-ной доли.
Финансовые дела у птицефабрики обстоят непросто. В 2019 году выручка составила 5,7 млрд рублей (для сравнения: годом ранее — 5,3 млрд рублей). При этом убыток сократился с 2 млрд до 700 млн рублей. Сумма исков от контрагентов к «Синявинской» в 2019 году превысила 5,5 млрд рублей, судя по данным базы данных «КоммерсантЪ Картотека», правда из них почти на 5 млрд рублей — иски Сбербанка к «Котельной птицефабрики «Синявинская». В конце 2019 года на Синявинской птицефабрике было введено наблюдение. В 2020 году с предприятия в судебном порядке требуют 35 млн рублей, а также поданы банкротные иски.
Все это не мешает предприятию наращивать объемы производства. Например, в 2019 году она произвела 1,348 млрд яиц. По итогам 2020 года планируется произвести 1,4 млрд яиц. Около 25% идет на экспорт, его планируется нарастить до 60%.
Яичное изобилие
В целом переизбыток производства яиц в России эксперты наблюдают уже много лет. По данным Росстата, в 2018 и 2019 годах его объем сохранялся на уровне 44,9 млрд штук, а в этом году, согласно прогнозу Росптицесоюза, может сократиться до 42,3 млрд яиц. Примечательно, что при этом продукция продолжает пользоваться спросом. Как отмечают аналитики, в летний период спрос на яйца неизменно падает вместе с ценой, однако в этом году из-за кризиса яйца стали самым доступным источником белка для населения. По подсчетам Росптицесоюза, реализация яиц в стране последние 2 года держится на уровне на уровне 3 млрд штук ежемесячно.
Ленинградская область, где располагается птицефабрика, является лидером по производству яиц в России. В 2019 году предприятия области произвели 3,08 млрд штук яиц, что составляет 6,5% от общероссийского объема производства и 71% от производственных мощностей Северо-Запада. Помимо этого Ленобласть — крупнейший экспортер яиц в другие регионы России и за рубеж (на регион приходится более 30% яичного экспорта страны). Синявинская птицефабрика до 2019 года считалась крупнейшим производителем яйца в Европе, но в прошлом году уступила птицефабрике «Волжанин» из Ярославской области, которая произвела на 100 тыс. яиц больше — 1,45 млрд штук против 1,348 млрд у «Синявинской».
Кстати, Синявинская птицефабрика первой в России смогла договориться о поставках и наладить экспорт в Объединенные Арабские Эмираты в 2018 году. Однако экономическая выгода от экспорта на Ближний Восток была невелика, поскольку экспортные цены оказывались даже ниже внутренних. Компания и сегодня продолжает активно сотрудничать с арабскими партнерами. В конце марта «Синявинская» получила сертификат на поставку яиц еще и в Саудовскую Аравию. Сегодня она поставляет продукцию в пять стран дальнего зарубежья.
Эксперты отмечают, что 2020 год был непростым для птицефабрик в части экспорта. «В этом году турецкие и украинские предприятия демпинговали и давали более интересные цены, чем многие российские производители. Это связано с пандемией и ограничительными мерами. Турецкая продукция не потреблялась внутри страны в курортный сезон в связи с тем, что курорты были большую часть времени закрыты. А украинская продукция перестала быть востребованной в Европе, где ее закупает HoReCa, потому что там были закрыты заведения общепита и почти не было туристов. В итоге в Турции и на Украине образовались серьезные излишки производства, которые поставлялись в страны персидского залива по низким ценам», — говорит один из собеседников на рынке.
Пора инвестировать в переработку
«Нельзя сказать, что наши фабрики в плохом положении сейчас. В отрасли серьезных проблем нет, под боком мегаполис, если считать вместе с областью, то у птицефабрик 7–8 млн потребителей яйца. Та же «Синявинская» производит 1,348 млрд яиц сейчас. Как у нее может быть плохое положение, если на нее приходится около 45% местного производства? Текущая ситуация со Сбербанком связана с внутренними причинами птицефабрики, а не с отраслевыми трудностями. В то же время на фабрике внедрили современные технологии, они могут стать достаточно крупным экспортером. Я слышал о том, что может появиться новый хозяин. В таком случае ее положение, скорее всего, укрепится, потому что Синявинская птицефабрика — один из крупнейших производителей яйца, и перспективы для роста у нее есть», — полагает Андрей Голохвастов, генеральный директор ГК «Агриконсалт».
Действительно, крупные птицефабрики демонстрируют стабильные показатели от года к году. Так, главный конкурент «Синявинской» — «Роскар» производит около 1,3 млрд яиц в год и не испытывает проблем. Год назад компания инвестировала в развитие производства, в том числе в перспективное направление переработки, 1 млрд рублей. Кроме того, «Роскар» рассчитывает нарастить экспорт яиц на Ближний Восток до четверти от всего объема производства. Еще один крупный региональный игрок — агрокомплекс «Оредеж», трижды признанный лучшей птицефабрикой России, — держит более 10% рынка региона и уверенно развивается. В 2018 году компания стала пионером региона по переработке отходов, запустив два соответствующих цеха на производстве. В их оснащение было вложено 170 млн рублей.
Однако ряд более мелких птицефабрик постигла общая участь — банкротство. Помимо Синявинской птицефабрики в залоге у Сбербанка находится также и фабрика «Ударник». Давно обанкротились и птицефабрики ГК «Рубеж», имущество которой кредиторы не могли реализовать последние 3 года, пока Российский аукционный дом частично не продал его «Новгородскому бекону». Птицефабрика «Приморская» тоже была выставлена на торги в 2018 году, хотя за 3 года до этого на нее имел серьезные планы экс-партнер миллиардера Михаила Мирилашвили Владимир Пратусевич, который был намерен выкупить у Россельхозбанка 580 млн рублей долгов обанкротившейся птицефабрики. Однако оставшаяся часть долга составляла еще 1 млрд рублей, и бизнесмен отказался от сделки.
«Российские предприятия наращивают мощности с расчетом на экспорт и рост переработки, которая сейчас занимает всего 15%», — отмечает управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. «Несмотря на то что Россия занимает шестое место в мире по выпуску пищевого яйца, у нас до сих пор очень слабо развита его переработка», — добавляет он.
«Думаю, что выгодно инвестировать именно в перерабатывающие мощности, чтобы увеличить маржинальность продукции и расширить рынки сбыта. Сегмент переработки у нас сейчас не охвачен, но он действительно перспективный, поскольку можно выпускать множество продукции из куриного яйца. Предполагаю, что в этом направлении и будет двигаться новый инвестор», — говорит Илья Березнюк.
Читайте на эту тему:
Банк «Санкт-Петербург» пошел лесом