Миллиарды для кораблей. Северная верфь возобновила допэмиссию

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) возобновила допэмиссию Северной верфи на 14 млрд рублей. По мнению аналитиков, это не что иное, как старт модернизации, заявленной на предприятии еще 5 лет назад.

По данным Центра раскрытия корпоративной информации, совет директоров ПАО «Северная верфь» принял решение возобновить проведение допэмиссии в размере 527,7 тыс. акций. Каждая акция оценена в 26,9 тыс. рублей. Таким образом, стоимость эмиссии составит 14 млрд рублей. Она проводится по закрытой подписке. Правом выкупа обладает основной собственник компании — ОСК (81,57%). Второй владелец Северной верфи — Росимущество — контролирует 17,5% акций завода, по данным СПАРК. 

На Северной верфи и в ОСК отказались пояснить «Новому проспекту» на какие цели будут потрачены средства, полученные в ходе размещения допэмиссии. 

Напомним, решение о допэмиссии в размере 527,7 тыс. акций совет директоров Северной верфи принял в октябре 2018 года. Тогда установленная цена размещения составляла 12,3 тыс. рублей за одну акцию. Таким образом, компания выручила бы от проведения допэмиссии 6,5 млрд рублей. Но в октябре текущего года Северная верфь решила приостановить эмиссию и возобновила ее лишь в ноябре, но уже по более высокой цене. 

Деньги на модернизацию

Аналитики считают, что средства от допэмиссии пойдут в первую очередь на модернизацию завода, о которой было объявлено еще 5 лет назад. 

«За все время существования ОСК корпорация так и не начала ни один из заявленных проектов модернизации своих предприятий. Скорее всего, полученные от размещения средства пойдут на строительство эллинга на Северной верфи. Эта проблема давно назрела и уже перезрела», — говорит заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский поясняет, что допэмиссия — это наиболее эффективный инструмент предоставления предприятию средств, в частности при реализации федеральных целевых программ, в рамках которых проводится модернизация. «Допэмиссия хороша тем, что на баланс компании можно перевести всю нужную сумму в течение 6 месяцев и даже быстрее. Это намного проще и удобней, чем брать кредиты в банках», — говорит он.

Бесконечная история

У модернизации Северной верфи длинная история. Еще в 2015 году на заводе планировали построить сухой док и приобрести мостовой кран грузоподъемностью 1,2 тыс. т, но из-за нехватки средств от этих планов отказались. В итоге было решено на первом этапе возвести эллинг, а затем — передаточный док и корпусообрабатывающий цех. 

Подрядчиком строительства эллинга в 2017 году стал «Метрострой», но в 2018 году ОСК заявила о переносе срока работ, а в начале 2019 года и вовсе сообщила о расторжении контракта с «Метростроем». Новым подрядчиком стало московское ООО «Отечественные системы и технологии» («ОСТ»). Глава ОСК Алексей Рахманов заявлял, что «ОСТ» — это «временное решение», однако в сентябре этого года Северная верфь перезаключила с «ОСТ» договор на строительство эллинга за 8 млрд рублей. Предполагается, что объект будет сдан уже в 2021 году. 

По СПАРК, компания «ОСТ» принадлежит Барият Осаевой (через ООО «ОСТ-Финанс», 51%) и Станиславу Некрашевичу (49%). Выручка компании в 2019 году составила 2,2 млрд рублей против 1,7 млрд рублей в 2018 году. Чистая прибыль в 2019 году — 25,1 млн рублей против 21,6 млн рублей в 2018 году. Заказчиками «ОСТ» выступают предприятия, входящие в Объединенную двигателестроительную корпорацию (принадлежит «Ростеху»), АО «ММП имени В.В. Чернышева», АО «РСК «МиГ». «ОСТ» также строила перинатальный центр в Ульяновске, спорткомплекс в Твери, ТРЦ в Казани и ряд других знаковых объектов.

Не только эллинг

Аналитики считают, что средства, полученные от допэмиссии, Северная верфь может потратить не только на модернизацию. По мнению одного из экспертов отрасли, у завода, скорее всего, горят сроки по исполнению ряда заказов. ОСК за счет допэмиссии позволит Северной верфи решить эти вопросы без дополнительных обязательств перед государством или банками. 

«Возможно, допэмиссия нужна, чтобы побыстрее исполнить ряд контрактов гособоронзаказа (ГОЗ), на выполнение которых собственных средств у предприятия нет. Ведь в рамках ГОЗ финансирование дробное, и главный пострадавший в результате этой практики — судостроение. Полученные в результате допэмиссии средства предприятие может раскидать по субподрядчикам, чтобы те продолжали делать оборудование, при этом сроки по ГОЗ не нарушаются», — поясняет один из собеседников «Нового проспекта».

Справка «Нового проспекта»:

ПАО «Северная верфь» занимается проектированием и строительством боевых надводных кораблей большого и среднего водоизмещения, а также кораблей специального назначения и судов обеспечения ВМФ. Сейчас предприятие строит серию фрегатов проекта 22350. Кроме того, завод сформировал крупный портфель заказов на строительство рыболовецких судов для компаний «Норебо», «Вирма» и «Глобус». 

По данным СПАРК, выручка Северной верфи в 2019 году составила 20 млрд рублей против 17,6 млрд рублей в 2018 году. Убыток снизился почти с 3 млрд рублей в 2018 году до 534 млн рублей в 2019 году.

Актуально сегодня