Миллиарды на чай. Лидеры рынка договариваются о слиянии
Международный игрок на рынке кофе и чая Jacobs Douwe Egberts планирует приобрести российского лидера в этом сегменте — петербургскую группу компаний «Орими Трэйд». Сумма сделки может составить 30 млрд рублей.
Как стало известно «Новому проспекту», мировой производитель чая и кофе Jacobs Douwe Egberts с лета прошлого года ведет переговоры о покупке российского лидера на рынке чая — ГК «Орими». Эксперты оценили стоимость петербургского производителя чая и кофе в 24-30 млрд рублей.
По оценке Euromonitor International, петербургская ГК «Орими» является бесспорным лидером на рынке чая. Три бренда компании — Greenfield, TESS, «Принцесса Нури» — входят в топ-5 по продажам и суммарно занимают 36,1% рынка, в то время как Jacobs на этом рынке не входит в топ-5 крупнейших игроков, зато на рынке кофе у международной компании более сильные позиции: бренд Jacobs занимает второе место с долей 15,3%, а «Жокей» («Орими») — на третьем с долей 6,9%. Если сделка состоится, общие объемы продаж двух компаний будут сопоставимы с продажами лидера рынка — Nestle.
Заинтересованный Jacobs
Как рассказал «Новому проспекту» топ-менеджер розничной сети, информация о переговорах двух компаний идут, по всей видимости, уже давно. «С «Орими» мы постоянно общаемся, уже весь офис знает, что идут переговоры о сделке между «Орими» и Jacobs. Сотрудники очень нервные, так как боятся за свои места, а никаких подробностей пока нет», — рассказал источник.
Один из инвестбанкиров также знает о переговорах между двумя компаниями. «Переговоры ведутся с лета прошлого года. «Орими» готовит аудит по МСФО за последние 3 года, к марту должны завершить. По моим данным, в сделке больше заинтересована Jacobs», — знает топ-менеджер.
В ООО «Орими Трэйд» на запрос редакции не ответили. В ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус» информацию о переговорах и возможной сделке не опровергли и не подтвердили. «Согласно корпоративной политике, мы не комментируем рыночные слухи или предположения», — заявили в пресс-службе компании.
ГК «Орими Трэйд» создана в 1994 году в Петербурге. Начинала компания как импортер чая. В 1998 году в Петербурге было создано производство по фасовке чая, затем оно было перенесено в Ленобласть. В 1999 году компания начала заниматься поставками, а затем и производством кофе. Продукция «Орими» — чай под маркой Greenfield, TESS, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», а также кофе Jardin и «Жокей».
Крупнейшими владельцами компании являются Александр Евневич (45,5%) и Сергей Касьяненко (44,8%), а их детям Марии Евневич и Касьяненко-младшему принадлежит по 0,3%. Еще 7,2% — у Ивана Тюшкевича, 1,9% — у ООО УК «Макпрод». Выручка головной компании ООО «Орими Трэйд» за 2020 год составила 37 млрд рублей, чистая прибыль — 11 млрд рублей, свидетельствуют данные СПАРК.
Локализация кофе и чая
В конце 2019 года компания запустила во Всеволожском районе Ленобласти новый завод по выпуску растворимого кофе, проектная мощность фабрики — 4,5 тыс. т в год. Инвестиции в проект превысили $ 100 млн. Строительство фабрики связано с планами холдинга по максимальному импортозамещению и росту уровня локализации производства в России.
Новый завод позволит «Орими» выпускать в России все виды кофе и снизить себестоимость продукции. До запуска производства во Всеволожском районе компания производила только натуральный обжаренный кофе, а растворимый импортировала. Компании принадлежат кофейные бренды «Жокей» и Jardin.
По оценке начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, стоимость активов ГК «Орими» можно подсчитать, применив коэффициент в 0,8 к годовой выручке либо суммировав прибыль за три последних года. Таким образом, стоимость группы может составить от 24 до 30 млрд рублей.
Аналитики «Фридом Финанс» оценили возможную сделку по покупке «Орими» в 45 млрд рублей с учетом нового завода во Всеволожском районе.
Jacobs Douwe Egberts (JDE) — это подразделение компании JDE Peet’s, ведущего мирового производителя чая и кофе со штаб-квартирой в Нидерландах. В портфель входят такие бренды, как L’OR, Jacobs, Senseo, Tassimo, Douwe Egberts, OldTown, Super, Pickwick, Moccona.
В 2020 году в ходе IPO JDE Peet’s была оценена в $ 17,3 млрд.
Российское подразделение JDE, ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус», с 2008 года управляет фабрикой по производству сублимированного кофе в Ломоносовском районе Ленобласти. Как писал «Новый проспект», в октябре 2020 года компания приступила к строительству новой очереди фабрики. В результате расширения мощность предприятия будет увеличена с 20 тыс. до 27 тыс. т кофе в год. Выручка ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус», по СПАРК, за 2020 год составила 31 млрд рублей, чистая прибыль — 4 млрд рублей.
Сделка снизит себестоимость
Участники рынка и аналитики по-разному оценивают перспективы переговоров между JDE и «Орими». Так, один из собеседников «Нового проспекта» считает, что время для сделок сейчас не слишком подходящее: «инфляция рекордная, кредиты дорогие, доходы граждан не растут». «Вместе с тем такие рыночные условия могут привести к удешевлению некоторых активов», — отмечает он.
В то же время эксперты «Фридом Финанс» считают возможную сделку логичной. «В текущем году на рынке чая и кофе наблюдается снижение предложения при прежнем спросе, что ведет к удорожанию продукции. Рыночная ситуация способствует проведению данной сделки, так как Jacobs сможет снизить себестоимость продукции за счет собственного производства растворимого кофе. При этом на фоне высокой инфляции, ограниченного предложения на рынке и увеличения собственной доли прибыль компании увеличится», — заключают эксперты «Фридом Финанс».
Рамаз Чантурия, глава ассоциации «Росчайкофе» напомнил, что в прошлом году стало известно, что концерн Unilever договорился о продаже своего глобального чайного бизнеса фонду консалтинговой компании CVC Capital Partners.
По словам Рамаза Чантурии, «Орими Трэйд» — бесспорный лидер в России в сегменте чая. На рынке кофе первое место занимает компания Nestle, второе и третье место с переменным успехом из года в год делят JDE и «Орими Трэйд». «Если в теории предположить, что Jacobs и «Орими» могут объединиться, то их общие объемы продаж будут сопоставимы с продажами лидера рынка — Nestle», — заключил Рамаз Чантурия.
Стагнация рынка
По данным аналитиков, рынок чая и кофе в России в последние 2 года не растет. «По итогам 2021 года с большой степенью вероятности можно прогнозировать некоторое снижение объемов продаж из-за того, что в прошлом году резко выросли цены на зеленый кофе», — комментирует Рамаз Чантурия.
«Из-за проблем с логистическими цепочками были нарушены поставки из Вьетнама, внутриполитический кризис в Колумбии тоже отразился на экспорте кофе, а снижение урожая в Бразилии из-за плохой погоды оказало наибольшее влияние на цены, так как экспорт главного мирового поставщика снизился примерно на 37% в прошлом году», — отмечают во «Фридом Финанс».
По подсчетам Euromonitor, в 2021 году розничные продажи кофе в России составили 138 тыс. т на сумму 223 млрд рублей. Это практически на уровне 2020 года. По прогнозу, в 2023 году в натуральном выражении рынок вырастет до 143,7 тыс. т, а в рублях останется на уровне 2021 года.
Что касается рынка чая, то его розничные продажи снижаются, по оценке Euromonitor. В 2020 году в России было продано 123 тыс. т чая на 132 млрд рублей, в 2021 году — 115,2 тыс. т на сумму 120 млрд рублей. И, по прогнозу, в 2023 году розничный объем рынка снизится до 108,5 тыс. т, в рублях это составит 110,7 млрд.
Рамаз Чантурия отмечает, что рынок чайных напитков (которые завариваются по принципу чая) последние годы стагнирует. При этом доля классического чая в этом сегменте сокращается, уступая место чайным напиткам, таким как каркаде, и травяным чаям.