Миллиардер Андрей Зокин добавил хрустящий хлеб к рыбе и металлу
Бывший член совета директоров крупнейшего мирового производителя титана «ВСМПО-АВИСМА», совладелец ряда рыбопромышленных компаний Андрей Зокин приобрел ООО «Ориент Продактс», которое занимается выпуском хрустящих хлебцев «Круазетт» под Петербургом. Эксперты считают, что инвестор активно диверсифицирует бизнес.
Изменения в составе собственников ООО «Ориент Продактс» произошли в сентябре. Ранее компания входила в шведский концерн Lantmannen. Сейчас 100% долей предприятия перешло Андрею Зокину.
По данным СПАРК, выручка ООО «Ориент Продактс», завод которого расположен во Всеволожском районе Ленобласти, в 2022 году составила 208,78 млн рублей, что в 2,9 раза больше аналогичного показателя 2021 года. Чистая прибыль выросла в 2,8 раза, до 118,27 млн рублей.
По оценке главы ГК INFOLine Ивана Федякова, стоимость активов могла составить несколько сотен миллионов рублей. Причем, скорее всего, при сделке новый собственник не прибегал к заемным средствам.
Мастер на все руки
Покупатель актива Андрей Зокин — бывший член совета директоров ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», крупнейшего мирового производителя титана.
У Андрея Зокина есть интересы в самых разных отраслях экономики, преимущественно в рыбной, добывающей и машиностроительной. Он совладелец крупных дальневосточных рыболовецких и рыбопромышленных компаниях «Тунайча», «Тунайча Уорд Коув», «Салмо» и «Салмо плюс», «Новиков и Ко», «Мыс Олега». В активе Андрея Зокина доли в ООО «Хужир Энтерпрайз», «Байкалгеопром», «Байкал Золото Хасан» и «Байкал Золото Мало-Гукитский», занятых добычей руд и песков, драгоценных металлов и руд редких металлов. Андрей Зокин также участник ООО «Металлснабсервис», торгующего приборами, аппаратурой и оборудованием промышленного и спецназначения, а также ООО «ВПТ Сервис», оптового продавца машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства. Есть в его активе и литейное ООО «Желдормаш».
По данным СМИ, Андрей Зокин несколько лет назад занимал пост президента нефтеперерабатывающей New Stream, а еще ранее входил в руководство Газпромбанка. Некоторые СМИ, ссылаясь на собственные источники, также называли Андрея Зокина человеком, близким к главе корпорации «Ростех».
Европейцы ушли — «Круазетт» остался
Аналитики считают «Ориент продактс» интересным активом. «Эту компанию и ее хлебцы «Круазетт» и «Щедрые» после ухода продукции Finn Krisp можно считать лидером рынка. Продукт, упаковка, маркетинг, дистрибуция у «Ориент продактс» обгоняет всех других производителей. Это практически реальное импортозамещение. При этом сегмент хрустящих хлебцев растет, так как тренд на ЗОЖ не ослабевает», — говорит Роман Калинин, руководитель сетевого b2b-медиа для хлебопеков и кондитеров OHLEBE.ru.
Эксперт полагает, что «Ориент продактс» — удачная покупка, и Андрей Зокин мог ее совершить в своих собственных интересах. «Успешное предприятие, работающее в устойчивой отрасли и в растущем сегменте, — хорошее вложение свободных средств и удачная диверсификация бизнес-портфеля», — считает Роман Калинин.
По мнению Ивана Федякова, новый собственник мог разместить ранее заработанные средства в новый непрофильный актив.
По мнению Романа Калинина, можно рассмотреть и второй вариант — конспирологический. «Компания удачно куплена по дискриминационно низкой цене и впоследствии будет предлагаться участникам рынка за уже совсем другие деньги. Потенциальным интересантом актива в таком случае может выступить Коломенский хлебозавод, недавно приобретший «Дарницу». Хрустящие хлебцы удачно встроятся в его дистрибуцию, а с учетом стремления к расширению продуктового портфеля и рыночных амбиций Коломенского такой исход кажется наиболее вероятным», — рассуждает Роман Калинин.
Деньги должны работать
Другой собеседник «Нового проспекта» из отрасли говорит, что ничего удивительного в том, что инвесторы покупают непрофильные активы, нет.
«Сейчас у многих крупных компаний есть средства, которые они не могут вложить за границей по понятным причинам. Поэтому они ищут возможности инвестирования в России. Думаю, мы еще не раз услышим о выходе крупных бизнесменов в отрасли, где они раньше не работали», — комментирует эксперт.
Но Иван Федяков считает, что перспективы развития «Ориент Продактс» неоднозначны. «Производство хлебцев — высококонкурентный бизнес, и для того, чтобы сохранять долю рынка, компании нужно вкладывать немалые средства в продвижение», — говорит он.
Дальнейшее развитие компании, по его мнению, может быть связано в первую очередь с развитием производства СТМ для крупных федеральных сетей. «А собственный бренд «Ориент Продактс» при этом сократит долю или даже уйдет с рынка», — комментирует Иван Федяков.
По оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров, рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2022 года составил 11,3 млн тонн. В денежном выражении рынок хлеба и хлебобулочных изделий в 2022 году вырос на 15,5%, до 990 млрд рублей против 857,1 млрд рублей в 2021 году.