Метавселенные: мыльный пузырь или реальная замена традиционной экономике

Понятие метавселенной вошло в обиход с легкой руки Марка Цукерберга, который в честь перехода к новой стратегии своего бизнеса в конце октября даже переименовал сеть Facebook в Meta. На базе соцсети он собирается создать универсальную интернет-платформу (метавселенную), где виртуальные объекты будут вступать во взаимодействие с физическими вещами и событиями при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности, блокчейна и, конечно, искусственного интеллекта. Впрочем, Цукерберг вовсе не первопроходец на этом поприще.

Матрица зовёт

Уже не первый год «высший свет» Кремниевой долины и иже с ними смотрят в направлении общего виртуального пространства, которое позволит объединить воедино многочисленные сайты, приложения, стриминговые и игровые сервисы, маркетплейсы, виртуальные банки и даже информационные системы органов власти. Подразумевается, что пользователю передвигаться и ориентироваться в метавселенной будет удобнее, чем постоянно ходить по разным сайтам, открывать и запускать приложения, регистрироваться на сервисах и так далее.

Одним из апологетов метавселенных является венчурный инвестор и экс-руководитель Amazon Мэтью Болл. Он же придумал и основные характеристики нового «потустороннего» мира. Во-первых, метавселенную нельзя поставить на паузу или уничтожить. Она живет в режиме реального времени, вне зависимости от внешних факторов. Во-вторых, в метавселенной есть своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются виртуальным имуществом. Кроме того, правила жизни в метавселенной создаются ее пользователями: как отдельными людьми, так и организациями.

Изначально термин пришел из литературы. В 1991—1992 годах американский фантаст Нил Стивенсон написал киберпанк-роман «Лавина», где метавселенной назывался виртуальный мир, в котором живут аватары реальных людей.

В реальности коммерческая матрица стала активно строиться лишь несколько лет назад. На сегодня метавселенные объединяют в себе функции социальных сетей и компьютерных игр. Используемая ими технология блокчейн позволяет токенизировать «землю», виртуальное имущество, право голоса и другие аспекты виртуальной жизни. Это позволяет пользователям владеть цифровыми активами и влиять на будущее проекта.

На сегодняшний день в онлайн-мире уже существует несколько метавселенных. Общее число их пользователей пока не превышает несколько сотен тысяч человек. Одна из самых популярных — Decentraland. В ней жители могут общаться, открывать интернет-магазины, ходить на лекции и выставки. Капитализация Decentraland составляет около $ 5 млрд. В метавселенной уже есть известные бренды: Coca-Cola, NASA, Playboy и другие. Там же «прописались» многие NFT-художники.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Невзаимозаменяемый токен (NFT, non-fungible token), также уникальный то́кен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален (специфичен) и не может быть обменен или замещён другим аналогичным токеном. NFT представляет собой сертификат уникальности цифрового объекта, который подтверждает право на владение цифровым активом (цифровым артефактом, файлом). Создатель цифрового объекта (или физической вещи) может продавать законные права на него вместе с NFT.

Инвестиционная компания Republic Realm недавно купила в виртуальном мире землю за $ 900 тыс. и анонсировала строительство там виртуального торгового центра в 2022 году. Недавно об открытии собственного посольства в метавселенной Decentraland заявил Барбадос.

Метавселенная Cryptovoxels состоит из виртуальных островов, разделенных на участки и апартаменты. Пользователи могут покупать участки на земле или апартаменты в зданиях и загружать туда свой контент. Также можно выпускать одежду и аксессуары. Проект Somnium Space также предлагает покупать «землю» и размещать там свой контент.

На взлёт

По замыслу создателей метавселенных, взаимодействие между пользователями глобальных платформ должно происходить с использованием устройств дополненной и виртуальной реальности (что, в свою очередь, должно способствовать развитию VR- и AR-проектов). Недаром в 2014 году Facebook заплатил $ 2 млрд за приобретение Oculus, пионера в области гарнитур виртуальной реальности.

Бум развития метавселенных, судя по всему, ещё впереди. Американский разработчик компьютерных игр Epic Games привлек на развитие метавселенной $ 1 млрд. Эти деньги в компании планируют направить на разработку системы Unreal Engine для новых VR- и AR-проектов. О планах построить игровую метавселенную Navination заявила украинская компания Navi в сотрудничестве с платформой DMarket. Фанаты команды, «живущие» в ней, создают цифровую атрибутику и торгуют ею. В этом году в виртуальном мире прошла рекордная в киберспорте сделка: цифровой предмет Navination Season 1 NFT Cup был продан за $ 100 тыс.

Анонсированная Марком Цукербергом метавселенная на базе Facebook тоже будет работать на гарнитурах виртуальной реальности, а также на мобильных устройствах и игровых консолях. Для этого Facebook в прошлом году уже объединил свои AR/VR-проекты, в числе которых платформа Spark AR с масками для instagram(принадлежит Meta(компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена)Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) и Facebook, экраны для видеозвонков Portal, а также VR-гарнитуры Oculus. В анонсах компания говорила, что новый проект будет создавать инструменты, создающие эффект присутствия, вне зависимости от физического расстояния. Осенью Facebook и вовсе изменил свое имя на Meta.

От Facebook не стал отставать и Microsoft. На первом этапе создания своей метавселенной холдинг планирует добавить в сервис видеоконференций Teams трехмерные аватары пользователей и виртуальные пространства для совместной работы. У компании уже есть технология смешанной реальности Microsoft Mesh, которая может объединять в одном виртуальном пространстве пользователей разных устройств: смартфонов, ПК, VR-шлемов и т. д.

Буквально на днях компания Nvidia анонсировала линейку решений для создания виртуальных миров на платформе Nvidia Omniverse. До этого она использовалась для совместной работы с 3D-графикой. Ericsson на платформе Omniverse уже создает цифровые копии городов, моделируя воздействие окружающей среды, окружающих объектов на сети 5G.

Недавно правительство Сеула сообщило о планах сделать город первым мегаполисом в метавселенной. Предварительно виртуальное пространство будет называться Metaverse Seoul, в нём будут создавать экосистему для всех подразделений муниципальной администрации: экономического, культурного, туристического, образовательного и т. д.

Реальные вложения в виртуальный мир

СЕО Nvidia Дженсен Хуанг считает, что в будущем виртуальный мир будет даже крупнее реального по части экономики. Вещей — виртуальных зданий, автомобилей, одежды — там будет появляться гораздо больше, так как привычные физические ограничения там отсутствуют.

У метавселенных есть собственные криптовалюты, которыми можно рассчитываться внутри того или иного виртуального мира, и их курсы демонстрируют рост. К примеру, за последнюю неделю цена Decentraland выросла почти на 20%. Эксперты уверены, что объем рынка метавселенных серьезно вырастет за счёт пользователей криптовалют в целом. Таковых на сегодняшний день в мире насчитывается около 300 млн. Совокупный объем их кошельков превышает $ 2,5 трлн, тогда как еще год назад он составлял $ 250 млрд. Марк Цукерберг считает, что метавселенная может создать рынок цифровой коммерции на сумму в «сотни миллиардов долларов».

Важная информация для реальной экономики при этом заключается в том, что полученные в виртуальном мире NFT-токены можно будет обменивать на настоящие товары, продукты и услуги. Так, например, создатели одного из последних презентованных метапроектов, кулинарной метавселенной OneRare, которые привлекли $ 2 млн венчурных инвестиций, рассчитывают создать на ее базе нового маркетингового канала для глобальной индустрии продуктов питания и напитков. В частности, OneRare NFT можно будет обменивать на питание и специальные предложения в ресторанах по всему миру.

Впрочем, энтузиазм создателей метавселенных разделяют далеко не все. Скептики указывают на то, что новое поколение потребителей может прохладно отнестись к перспективе проводить жизнь в очках виртуальной реальности. «Может быть, Цукерберг и его друзья ещё раз заглянули в будущее чуть раньше остальных из нас. Но более вероятно, что будущее принадлежит людям, о которых мы никогда не слышали: тем, у кого нет унаследованного бизнеса, о котором стоит беспокоиться, или у которых нет толстого слоя денег и славы, ограждающих их от стремлений обычных пользователей», — пишет, например, колумнист The Washington Post Меган Макардла.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня