Металлическое окно в Европу. «Балтийский алюминий» построит под Псковом завод алюминиевых профилей
ООО «Балтийский алюминий» из Петербурга вложит почти полмиллиарда рублей собственных средств в организацию выпуска алюминиевых профилей различного назначения в ОЭЗ «Моглино». Несмотря на относительно небольшие объемы будущего производства, 10 тыс. тонн продукции в год, у проекта хорошие перспективы, уверены аналитики и участники рынка.
Наблюдательный совет ОЭЗ ППТ «Моглино» в Псковской области одобрил реализацию проекта петербургского ООО «Балтийский алюминий». Компания собирается организовать на территории особой экономической зоны производство алюминиевого профиля методом экструзии с последующей окраской.
Как рассказал исполнительный директор компании-инвестора Артур Байрамов, будущий завод сможет выпускать около 10 тыс. тонн продукции ежегодно. «Балтийский алюминий» планирует вложить в реализацию проекта около 450 млн рублей собственных средств. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на весну 2025 года.
«Сначала планируем запустить два пресса, которые будут выпускать 800 тонн алюминиевых профилей различного направления: для общестроительного, энергетического рынка, нужд РЖД и машиностроения. В течение 5 лет освоим более 10 тыс. видов продукции, а также создадим собственную фасадную систему с учетом климатических особенностей регионов», — пояснил Артур Байрамов.
В числе заказчиков нового предприятия Артур Байрамов видит строительные компании, производителей мебели, компании по монтажу потолков и окон. «Непосредственно сбыт продукции оптом и в розницу наладим со складов компании. Также будем работать через дистрибуторов в Республике Беларусь», — отметил топ-менеджер. В качестве приоритетных рынков сбыта он назвал Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
Объем рынка алюминиевого профиля в России в 2023 году, по данным ПКР, составил около 290 тыс. тонн, что больше, чем в 2022 году на 13%. В 2023 году объем импортной продукции достиг 15 тыс. тонн, что на 16% больше, чем в 2022 году в натуральном выражении. В целом доля импорта в 2023 году составляет 5% в натуральном выражении и 13% в стоимостном. Несмотря на сокращение поставок европейскими странами, объем импорта вырос на 16% в натуральном и на 38% в стоимостном выражении.
В 2023 году основным потребителем импортируемой продукции была отрасль строительства и архитектуры. Ее доля в натуральной оценке составила 79%. Второе место заняла машиностроительная отрасль (10%). Основной объем импорта алюминиевых профилей в натуральном выражении приходится на Китай — 73%, или 11 тыс. тонн.
Профильный дефицит
По мнению экспертов, псковский проект «Балтийского алюминия» является актуальным и своевременным, а план сбыта продукции — перспективным. «Проект актуален как в рамках тренда на импортозамещение, так и с учетом потенциального роста потребностей в материалах, используемых в строительстве», — уверены аналитики «Цифра брокер».
«Своевременность проекта связана с программой импортозамещения и увеличения производства отечественной продукции. Возможно, это позволит быстрее реализовать данный проект», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он также считает, что в перспективе новое предприятие сможет наладить экспорт продукции в восточном и южном направлениях.
Начальник отдела маркетинговых исследований и аналитики ПКР Екатерина Рыжих напоминает, что сегодня на территории СЗФО нет ни одного завода по производству алюминиевых профилей с полным комплексом передела. При этом Северо-Запад занимает второе место среди регионов России по объемам потребления такой продукции, расходуя ее ежегодно в пределах 25-30 тыс. тонн.
«На территории СЗФО есть только один двухпрессовый завод в Гатчине, но он выпускает 4 тыс. тонн продукции в год. Этого недостаточно, чтобы покрыть потребности региона. Дефицит составляет около 20 тыс. тонн», — уточняет Екатерина Рыжих.
Планируемый объем производства «Балтийского алюминия» в Пскове эксперты оценивают как не очень большой, но отмечают, что идею реально реализовать, особенно с учетом имеющегося дефицита подобной продукции в регионе.
Выиграть конкуренцию
Из-за того, что на территории СЗФО нет достаточного количества собственных производств алюминиевой продукции, местные потребители вынуждены закупать ее в других регионах, преимущественно в Центральном федеральном округе, где сконцентрирована почти половина производств металлургической отрасли страны, а также на Урале и в Сибири.
«Это оказывает значительное влияние на себестоимость продукции, главным образом из-за логистических затрат: доля логистической составляющей в себестоимости продукции может достигать 40%», — отмечает Екатерина Рыжих.
«Новой компании придется конкурировать за долю рынка с другими производителями», — считает Дмитрий Баранов. Возможно, для того чтобы занять свою нишу, псковскому предприятию придется предлагать покупателям не только хорошие цены, но и различные дополнительные услуги, например доставку их заказа со склада компании за свой счет или подготовку (резку, сварку и т. д.) готового профиля в соответствии с требованиями заказчика, рассуждает он.
Заказчики ждут
Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов называет сам факт реализации данного проекта «отрадной новостью». «Производители мебели уже давно ждут, когда же кто-нибудь из российских инвесторов обратит внимание на нужды мебельной отрасли и начнет импортозамещение в сегменте фурнитуры и комплектующих», — пояснил он.
По оценкам гендиректора АМДПР, годовое потребление металла мебельной отраслью составляет около 700 тыс. тонн. На данный момент практически всю фурнитуру мебельные предприятия импортируют. «На закупку фурнитуры за рубежом российские мебельщики ежегодно тратят около $ 1,2 млрд. Все эти деньги уходят за границу», — поясняет Тимур Иртуганов. Он уверен, что продукция будущего завода «Балтийского алюминия» в Пскове будет востребована на внутреннем рынке.
Наиболее крупным потребителем подобной продукции является строительная отрасль. По оценкам Екатерины Рыжих, компании этого сегмента выбирают 73% поставок алюминиевых профилей, которые используются очень широко: от проектов строительства жилых домов до промышленных сооружений.
«С каждым годом потребительские предпочтения населения меняются, и всё больше людей хотят видеть в своих квартирах большие оконные проемы, обеспечивающие более яркий свет и лучший воздухообмен. Например, в жилых комплексах классов комфорт плюс и комфорт всё более востребованными становятся панорамные окна. Это, в свою очередь, открывает прекрасные перспективы для производителей алюминиевых профилей, которые могут предложить инновационные, удобные и эстетически привлекательные решения для удовлетворения потребностей современных покупателей», — говорит Екатерина Рыжих. Поэтому, уверена она, компании, занимающиеся производством и продажей алюминиевых профилей, могут рассчитывать на значительный рост спроса и успешное развитие.
ООО «Балтийский алюминий» зарегистрировано в Петербурге в 2021 году. Основным видом деятельности компании, по данным сервиса «Руспрофайл», является оптовая торговля металлами и металлическими рудами. Единственным учредителем ООО является предприниматель из Ленобласти Сергей Науменко.
Выручка «Балтийского алюминия» за 2023 год составила 2,1 млн рублей, что в 2,5 раза превысило показатель 2022 года, чистая прибыль составила 18 тыс. рублей против убытка в 1,2 млн рублей годом ранее.