Меру знаем. Потребление спиртного в России выросло незначительно
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Меру знаем. Потребление спиртного в России выросло незначительно

Меру знаем. Потребление спиртного в России выросло незначительно
Вопреки ожиданиям аналитиков, рынок алкогольных напитков в России в 2020 году вырастет незначительно — на 3–5%. Россияне стали покупать больше дешевого вина и отказываются от винных напитков. В причинах изменения предпочтений разбирался «Новый проспект».
В прошлом году емкость алкогольного рынка России, включая вино и крепкие напитки, составила 221,4 млн дал. «Весь прошлый год рынок вина рос и прибавил на круг 13%: из-за границы было дополнительно ввезено 50 млн дал вина, а местное производство прибавило 21,5 млн дал. Это, правда, было связано не столько с ростом рынка, сколько с новыми фискальными изменениями, из-за которых многие представители розницы сделали запасы вина. Этот объем, заготовленный про запас, помог рознице пережить временные трудности пандемии этого года», — сообщил Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла.

За 10 месяцев текущего года в стране было продано 171,8 млн дал. «По моим прогнозам рост потребления алкоголя в этом году составит около 2–3%», — говорит генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз полагает, что рост может быть больше — до 5%. Потребление алкоголя, по его словам, выросло за счет того, что россияне в этом году практически не уезжали отдыхать за границу и покупали спиртное только внутри страны. «Я ожидал, что в связи с закрытием границ и изоляцией рост розничной торговли алкоголем в России вырастет. Но, судя по всему, в этом году наш народ сохранил и память, и разум, и всё остальное. Видимо, мы научились снимать стресс не только спиртным, но и другими способами», — комментирует Вадим Дробиз.

Но в стоимостном выражении емкость рынка, по прогнозу экспертов, в текущем году снизится на 2–3%, примерно до 2 трлн рублей. Это связано с тем, что объемы розничных продаж легальной алкогольной продукции в премиум- и близком к премиальному сегментах снизились, а продажи в экономсегменте выросли из-за снижения покупательной способности населения. «Всеми тенденциями на рынке потребительских товаров, в том числе на алкогольном, правит экономический кризис», — поясняет Максим Черниговский.

«На полках магазинов продукты сегмента premium и low-premium уступили место эконому или в лучшем случае smart value — продукции с самым удачным соотношением «цена-качество», — подтверждает президент компании LADOGA Вениамин Грабар.

«Примечательно, что закрытие ресторанов и кафе фактически не отразилось на потреблении алкоголя: россияне просто стали покупать домой то, что пили в барах и ресторанах: ром, джин, ликеры и так далее», — говорит Роман Ваганов, директор группы реализации проектов GfK.

Об этом тренде говорят и в компании Nilesen. По данным аналитиков компании, алкоголь — самая быстрорастущая категория на рынке потребительских товаров, причем в основном за счет домашнего потребления.

Водка стабильна, а вино лихорадит

В сегменте крепких напитков эксперты фиксируют относительную стабильность. Потребление этого вида алкоголя в стране в прошлом году составило 88,6 млн дал, а за 10 месяцев текущего года — более 74 млн дал.

«Если говорить о предпочтениях, то россияне сохраняют лояльность к категориям «водка» и «бренди». А импортные спиртные напитки, такие как виски и джин, продолжают замещать более доступными российскими аналогами, многие из которых уже не уступают в качестве импортной продукции», — отмечает Леонид Гарбар.

Гораздо больше изменений произошло в сегменте вина, где потребление, по прогнозу, в этом году превысит 100 млн дал. «Обычно этот сегмент довольно стабилен и консервативен, но за последние 2 года в нем было два серьезных потрясения: выросли акцизы на вино и вступил в силу новый закон о виноделии (это произошло на выходе из первой волны пандемии, 26 июня. — Прим. «НП»)», — напомнил президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.

Что изменил закон? «Теперь при розничных продажах виноградосодержащих алкогольных напитков с долей этилового спирта более 22% их выкладка должна происходить отдельно от вина и сопровождаться информационной надписью «продукция не является вином». А вино России должно сопровождаться надписью «Вино России». Тех ретейлеров, которые нарушают это правило, будут штрафовать», — сообщил Александр Ставцев.

По его словам, россияне потребляют довольно мало вина — меньше 5 л на душу в год (для сравнения: в СССР было 15 л), но две трети домохозяйств покупают вино регулярно.

Нелегальный алкоголь

В нынешний кризис аналитики отмечают новую особенность потребления алкоголя. «Несмотря на сокращение доходов населения, нелегальный сегмент рынка, судя по всему, не увеличился», — делится наблюдениями Вадим Дробиз. По его словам, граждане, которые пьют легальный алкоголь, даже при сокращении зарплаты продолжают пить именно хороший продукт, а не контрафакт.

Тем не менее, по оценке Максима Черниговского, в России годовой оборот только через интернет незаконной псевдоалкогольной продукции (по сути, спиртовых денатуратов), приблизился к 10 млрд рублей. «Существует несколько основных каналов сбыта нелегального алкоголя. Первый — это запрещенные в РФ онлайн-продажи спиртного. Второй — самогоноварение. Сегодня приобрести самогонный аппарат можно в любой точке РФ, причём на совершенно законных основаниях», — говорит эксперт. По оценкам Максима Черниговского, в сегменте крепкого алкоголя емкость нелегального рынка может составлять до 30% (от легальных продаж этих напитков), а в сегменте слабого алкоголя на нелегальную продукцию приходится от 10 до 12%.

К списку новостей