Меру знаем. Потребление спиртного в России выросло незначительно
Новый проспект
Статьи

Меру знаем. Потребление спиртного в России выросло незначительно

Прочитано: 1139
Меру знаем. Потребление спиртного в России выросло незначительно
Вопреки ожиданиям аналитиков, рынок алкогольных напитков в России в 2020 году вырастет незначительно — на 3–5%. Россияне стали покупать больше дешевого вина и отказываются от винных напитков. В причинах изменения предпочтений разбирался «Новый проспект».
В прошлом году емкость алкогольного рынка России, включая вино и крепкие напитки, составила 221,4 млн дал. «Весь прошлый год рынок вина рос и прибавил на круг 13%: из-за границы было дополнительно ввезено 50 млн дал вина, а местное производство прибавило 21,5 млн дал. Это, правда, было связано не столько с ростом рынка, сколько с новыми фискальными изменениями, из-за которых многие представители розницы сделали запасы вина. Этот объем, заготовленный про запас, помог рознице пережить временные трудности пандемии этого года», — сообщил Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла.

За 10 месяцев текущего года в стране было продано 171,8 млн дал. «По моим прогнозам рост потребления алкоголя в этом году составит около 2–3%», — говорит генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз полагает, что рост может быть больше — до 5%. Потребление алкоголя, по его словам, выросло за счет того, что россияне в этом году практически не уезжали отдыхать за границу и покупали спиртное только внутри страны. «Я ожидал, что в связи с закрытием границ и изоляцией рост розничной торговли алкоголем в России вырастет. Но, судя по всему, в этом году наш народ сохранил и память, и разум, и всё остальное. Видимо, мы научились снимать стресс не только спиртным, но и другими способами», — комментирует Вадим Дробиз.

Но в стоимостном выражении емкость рынка, по прогнозу экспертов, в текущем году снизится на 2–3%, примерно до 2 трлн рублей. Это связано с тем, что объемы розничных продаж легальной алкогольной продукции в премиум- и близком к премиальному сегментах снизились, а продажи в экономсегменте выросли из-за снижения покупательной способности населения. «Всеми тенденциями на рынке потребительских товаров, в том числе на алкогольном, правит экономический кризис», — поясняет Максим Черниговский.

«На полках магазинов продукты сегмента premium и low-premium уступили место эконому или в лучшем случае smart value — продукции с самым удачным соотношением «цена-качество», — подтверждает президент компании LADOGA Вениамин Грабар.

«Примечательно, что закрытие ресторанов и кафе фактически не отразилось на потреблении алкоголя: россияне просто стали покупать домой то, что пили в барах и ресторанах: ром, джин, ликеры и так далее», — говорит Роман Ваганов, директор группы реализации проектов GfK.

Об этом тренде говорят и в компании Nilesen. По данным аналитиков компании, алкоголь — самая быстрорастущая категория на рынке потребительских товаров, причем в основном за счет домашнего потребления.

Водка стабильна, а вино лихорадит

В сегменте крепких напитков эксперты фиксируют относительную стабильность. Потребление этого вида алкоголя в стране в прошлом году составило 88,6 млн дал, а за 10 месяцев текущего года — более 74 млн дал.

«Если говорить о предпочтениях, то россияне сохраняют лояльность к категориям «водка» и «бренди». А импортные спиртные напитки, такие как виски и джин, продолжают замещать более доступными российскими аналогами, многие из которых уже не уступают в качестве импортной продукции», — отмечает Леонид Гарбар.

Гораздо больше изменений произошло в сегменте вина, где потребление, по прогнозу, в этом году превысит 100 млн дал. «Обычно этот сегмент довольно стабилен и консервативен, но за последние 2 года в нем было два серьезных потрясения: выросли акцизы на вино и вступил в силу новый закон о виноделии (это произошло на выходе из первой волны пандемии, 26 июня. — Прим. «НП»)», — напомнил президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.

Что изменил закон? «Теперь при розничных продажах виноградосодержащих алкогольных напитков с долей этилового спирта более 22% их выкладка должна происходить отдельно от вина и сопровождаться информационной надписью «продукция не является вином». А вино России должно сопровождаться надписью «Вино России». Тех ретейлеров, которые нарушают это правило, будут штрафовать», — сообщил Александр Ставцев.

По его словам, россияне потребляют довольно мало вина — меньше 5 л на душу в год (для сравнения: в СССР было 15 л), но две трети домохозяйств покупают вино регулярно.

Нелегальный алкоголь

В нынешний кризис аналитики отмечают новую особенность потребления алкоголя. «Несмотря на сокращение доходов населения, нелегальный сегмент рынка, судя по всему, не увеличился», — делится наблюдениями Вадим Дробиз. По его словам, граждане, которые пьют легальный алкоголь, даже при сокращении зарплаты продолжают пить именно хороший продукт, а не контрафакт.

Тем не менее, по оценке Максима Черниговского, в России годовой оборот только через интернет незаконной псевдоалкогольной продукции (по сути, спиртовых денатуратов), приблизился к 10 млрд рублей. «Существует несколько основных каналов сбыта нелегального алкоголя. Первый — это запрещенные в РФ онлайн-продажи спиртного. Второй — самогоноварение. Сегодня приобрести самогонный аппарат можно в любой точке РФ, причём на совершенно законных основаниях», — говорит эксперт. По оценкам Максима Черниговского, в сегменте крепкого алкоголя емкость нелегального рынка может составлять до 30% (от легальных продаж этих напитков), а в сегменте слабого алкоголя на нелегальную продукцию приходится от 10 до 12%.
алкогольное производство алкогольный рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Крупный петербургский производитель и поставщик алкоголя «Ладога» провел деофшоризацию. У компании изменилась схема владения. Это, возможно, упросит управление бизнесом.
Оборот алкогольного рынка демонстрирует уверенный рост на фоне кризиса. Увеличились продажи не только крепкого алкоголя, но и спиртного послабее, что необычно. Производители задумываются о запуске новых проектов.
Снизится ли количество контрафакта пивной продукции при введении системы маркировки «Честный знак», насколько вырастут затраты бизнеса и в чём опасность избыточного контроля для «белых» игроков, узнал «Новый проспект».

В России запустят программу по борьбе с ожирением у детей и подростков
01.12.2023
Приложение РЖД по продаже билетов удалили из App Store
01.12.2023
На улицах Петербурга появятся новые системы фиксации нарушений парковки
01.12.2023
Российские пивовары AB InBev Efes планируют производить мороженое
01.12.2023
В Румболово появится малоэтажный квартал почти на 5 тыс. человек
01.12.2023
На конгрессе в "Экспофоруме" обсудили новые вызовы науки и образования
01.12.2023
В этом году иностранные собственники продавали российские активы в 2,8 раз чаще, чем в прошлом
01.12.2023
Без шуток. В России с 1 апреля следующего года стартует маркировка красной и черной икры
01.12.2023
Торговым сетям предложили временно не делать наценку на куриные яйца больше 5%
01.12.2023
Дорожные предприятия Петербурга с начала зимы убрали с улиц города 170 тыс. м3 снега
01.12.2023
Бывший вице-губернатор Петербурга Игорь Албин предложил "выпроводить ЛГБТ из органов власти и госкорпораций"
01.12.2023
Валерий Гергиев ближайшие пять лет будет гендиректором Большого театра
01.12.2023
В Петербурге стартовало строительство нового участка метро до станции "Каретная"
01.12.2023
Поездки по "Яндекс Такси" в Петербурге за год подорожали на 21%
01.12.2023
Совкомбанк намерен привлечь 10 млрд рублей в ходе IPO
01.12.2023
Совладелец "Лукойла" Вагит Алекперов за год разбогател на $9,14 млрд - больше других российских миллиардеров
01.12.2023
Для управления аэропортом Пулково создадут новую компанию
01.12.2023
Перемирие в секторе Газа сорвано
01.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки