Весной этого года участники рынка коммерческой медицины предрекали скорый уход с рынка небольших несетевых игроков на фоне санкций против России и сокращения доходов населения. «Новый проспект» разбирался, какие медицинские компании выставлены на продажу нынешней осенью. Пока в первых рядах на выход малые частные клиники: им, как и ожидалось, сложнее всего.
По данным участников рынка и агрегаторов объявлений, бизнес выставляется на продажу довольно активно. Основными причинами продажи клиник эксперты называют эпидемию коронавируса и текущий кризис. Так, во время первых волн заболеваемости работу медицинских компаний подкосили антиковидные ограничения и отказ пациентов от походов к врачам. В 2022 году прибыльность медицинского бизнеса просела на фоне резкого удорожания расходников из-за санкций.
По словам директора по медицине сети «СМ-Клиника» в Санкт-Петербурге Сергея Пониделко, важно учитывать возросшие требования к оснащению клиник и высокую зарегулированность медицинской сферы в целом. Избирательней стали и сами пациенты. «В том числе это подтверждает сложившаяся за последние годы судебная практика в области оказания медицинских услуг», — говорит Сергей Пониделко. Наконец, отпечаток накладывает и экспансия государственных поликлиник в сектор платной медицины. Конкурировать с ними бизнесу не всегда бывает легко, как минимум в силу более высоких расходов по сравнению с государственными клиниками, отмечает эксперт.
Кто продается
По данным «Авито», сейчас в Петербурге и Ленобласти продается более трех десятков медицинских компаний. В основном это небольшие многопрофильные либо стоматологические центры. В многопрофильных клиниках, как правило, оказываются амбулаторные услуги, проводится функциональная диагностика, мануальная терапия. Кроме того, на продажу выставляются и клиники эстетической медицины. Речь идет о малом бизнесе: разброс цен составляет от 1,5-2 млн рублей до 10-30 млн рублей за клинику. Причем более половины предложений приходится на клиники за 2-7 млн рублей.
Как поясняет эксперт медицинского рынка Ирина Сапожникас, на деле гораздо больше клиник продается посредством сарафанного радио, без размещения на интернет-площадках. По ее словам, действительно сейчас продается много небольших клиник, которые могут быть интересны малым предпринимателям, например врачам, которые работали как наемные работники, а сейчас хотят начать свой бизнес. «Средние и крупные сетевые компании такими активами не заинтересуются», — считает она.
С ней согласен Сергей Пониделко. «Крупные игроки рынка частной медицины не слишком заинтересованы в покупке таких активов. Теоретически сетевые клиники могли бы использовать подобные объекты в качестве пунктов забора анализов или центров диагностики. Однако по закону такие учреждения необходимо оснащать оборудованием и комплектовать персоналом в соответствии с нормативами Минздрава. В результате рентабельность объектов снижается», — размышляет он. В итоге такие малые клиники не только не помогают сети нарастить выручку, но и становятся дотационными предприятиями. Как следствие, компания рискует столкнуться с ростом издержек и увеличением общей финансовой нагрузки, заключает эксперт.
Фактически можно говорить от том, что большая часть официально выставленных на продажу небольших клиник, скорее всего, не сменит владельцев, а просто прекратит существование. «Очевидно, что у малых компаний запас прочности и финансовые возможности гораздо меньше, чем у среднего и крупного сетевого бизнеса, поэтому ряд игроков обречен на закрытие», — комментирует глава Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.
Повод для оптимизма?
Между тем ситуация в частной медицине сейчас все-таки лучше, чем в 2021 году. Для этого есть несколько причин. В частности, отрасли, которая считается пострадавшей от эпидемии коронавируса, помогла поддержка со стороны правительства РФ, напоминает Ирина Сапожникас.
Кроме того, в этом году санкции против России и сложности с поездкой за границу сыграли на руку частной медицине. Потребитель вынужденно сократил траты на туристические поездки и, как ни странно, вложил их в здоровье, в том числе лечение зубов, протезирование и так далее, поясняет Ирина Сапожникас.
Глава Ассоциации частных клиник Петербурга Александр Солонин тоже полагает, что структура расходов может и далее распределяться в сторону частной медицины. «С одной стороны, россияне переходят к сберегательной модели потребления. С другой стороны, траты на новые автомобили и туризм явно сократились. Можно предположить, что часть средств будет направлена на медицинские цели», — считает он. Эпидемия коронавируса научила нас, что о здоровье все-таки нужно заботиться, поясняет Александр Солонин.
По словам генерального директора сети клиник «Медпомощь 24» Евгения Федорова, дальнейшее развитие частного медицинского рынка будет понятно уже в ближайшее время. Он поясняет, что высокими сезонами в частной медицине остаются октябрь-ноябрь и апрель. Примерно к декабрю станет понятно, готов ли потребитель, вернувшийся из летнего отпуска, платить за медицинские услуги и в каком объеме, поясняет Евгений Федоров.
В перспективе на фоне текущего кризиса и определенных ошибок в управлении можно ожидать и продажу средних и крупных клиник, входящих в крупные холдинги, предполагает один из собеседников «Нового проспекта».