Медики раскидывают сети. В Петербурге появятся новые клиники

Несмотря на кризис и снижение платежеспособного спроса, в Петербурге расширяются крупные медицинские компании. В их числе ГК «Медика» и компания «Медиэстетик». Участники рынка считают, что на фоне ухода с рынка мелких игроков у сетей есть шанс занять пустующие ниши.
 Как рассказала президент ГК «Медика» Нина Ботерашвили, компания завершает подбор площадок для размещения новых клиник — одной на севере и одной на юге Петербурга. Они откроются до конца текущего года. Площадь каждой клиники составит до 1 тыс. м2, инвестиции — около 70 млн рублей в один медцентр. 
 
 «Это будут многопрофильные клиники. Только в таком формате есть смысл открывать новые отделения. Там будут в том числе отделения медицины плода, флебологии, неврологии. В центре на севере города запланировано создание отделения клиники боли», — сказала Нина Ботерашвили. 
 
 Сейчас у ГК «Медика» 13 клиник в Петербурге и Москве. По словам Нины Ботерашвили, показатели компании в прошлом году оказались чуть ниже планов, спрос поддержали диагностические и медицинские услуги для женщин (в том числе ЭКО). 
Красота востребована
 В ближайшее время будет расширяться «Американская медицинская клиника». В июне этого года компания приобрела на аукционе РАД здание, в котором уже владеет несколькими помещениями. Это дом на Мойке, 78А, принадлежавший ликвидируемому Выборг-банку, площадью почти в 1 тыс. м2. Покупка здания позволит клинике значительно расширить свои площади. 
 
 Также планирует масштабировать бизнес и ГК «Медиэстетик». Она приняла решение развивать сеть небольших центров под названием «Медиэстетик: Мини-клиника» в разных районах Петербурга. По словам гендиректора ГК «Медиэстетик» в России и Грузии Кахабера Мчедлидзе, в 2021 году будут открыты две клиники нового формата, а к 2026 году — еще не менее семи центров. Объем инвестиций в создание одной клиники составит до 20 млн рублей. Ожидается, что мини-клиники будут предлагать доступные по цене и востребованные процедуры, которые посетители делают регулярно, например лазерную эпиляцию, RF-лифтинг, другие аппаратные и инъекционные манипуляции. 
 
 Кроме того, «Медиэстетик» планирует открыть в разных районах Петербурга несколько клиник класса «комфорт». В этом году будет создан один такой центр. Клиники комфорт-класса будет отличать от мини-клиник более высокая квалификация врачей и набор более дорогих услуг. Инвестиции в одну такую клинику составят до 30 млн рублей. 
 
 Предполагается, что в новые клиники «у дома» пациенты будут обращаться за простыми и не самыми дорогими процедурами, а во фламганскую клинику в центре Петербурга — для наиболее сложных и дорогостоящих, например хирургических услуг, на которые спрос не растет, отмечают в ГК «Медиэстетик». 
Снижение и новые возможности
 Эксперты говорят, что рынок медуслуг в прошлом году просел примерно на 14% по сравнению с 2019 годом и составил 43 млрд рублей. Основные причины уменьшения объемов медицинской помощи — временный запрет местного Роспотребнадзора на оказание плановой помощи на фоне пандемии, страх потребителей заразиться коронавирусом при походе в клинику и снижение платежеспособного спроса.
 
 Особенно просел сегмент эстетической медицины. По словам Кахабера Мчедлидзе, у ГК «Медиэстетик» выручка по итогам 2020 года уменьшилась по сравнению с 2019 годом на 25%. «Однако уже в июне прошлого года спрос на медуслуги во всех сегментах стал восстанавливаться, особенно в сегменте омолаживащих и не самых дорогих процедур», — говорят участники рынка. 
 
 Что касается актуальности открытия новых центров, то мнения экспертов по этому поводу расходятся. «Сейчас довольно много клиник закрывается, особенно небольших компаний. Закрытий больше, чем открытий. В целом ситуация для увеличения спроса на платные медуслуги далеко не лучшая», — говорит Сергей Ануфриев, глава Петербургского медицинского форума. 
 
 Однако другие специалисты считают планы по масштабированию бизнеса оправданными. «На фоне кризиса мелкие игроки уходят с рынка. Освобождаются ниши, и клиентопоток перераспределяется, как правило, в пользу надежных брендов, готовых обеспечить высокий уровень сервиса и качества медпомощи», — говорит Дарья Горякина, заместитель генерального директора лабораторной службы «Хеликс». По ее словам, у крупных организаций четко выстроены бизнес-процессы, отлажен процесс поиска квалифицированного врачебного персонала. «Вместе с правильной ценовой политикой это должно обеспечить хороший результат по масштабированию бизнеса», — говорит она.
 
 «Мы видим, что с учетом эпидемии ковида растет спрос на простую первичную помощь, которую оказывают в амбулаториях: услуги пульмонолога, терапевта и так далее», — комментирует Евгений Федоров, гендиректор сети многопрофильных центров «Медпомощь 24».
 
 По словам Дарьи Горякиной, в ближайший год медуслуги, в том числе частной медицины, останутся востребованными. «На рынке хорошо себя будут чувствовать игроки, которые уже имеют разномодельный бизнес или смогут сделать его таковым, а также игроки, у которых сильные IT-решения и операционная гибкость. Это позволит им уйти в онлайн (телемедицину) или обслуживать клиентов дистанционно (на дому)», — заключила эксперт. 
 
 
                 
                                                                                 
                                                     
                                                 
                                         
                                         
                                        