Маркетплейсы в законе. Власти будут регулировать e-commerce
Крупнейшие торговые интернет-агрегаторы не только массово нарушают права потребителей и партнеров. Они меняют правила игры несколько раз в месяц и ставят под удар миллионы торгующих бизнесменов и покупающих обывателей. Власти разработали и внесли в Госдуму законопроект о деятельности маркетплейсов.
Доля e-commerce в общем объеме розничной торговли в России оценивается в 10-14%, а объем — до $ 84 млн. За последние 6 лет он вырос в 3,3 раза, тогда как число жалоб покупателей — в 3,8 раза.
Неурегулированными остаются взаимоотношения интернет-посредников с поставщиками и пунктами выдачи заказов (ПВЗ), вопрос монополизации и злоупотреблений. Некоторые налагаемые на партнеров штрафы выросли в 3 раза.
В итоге только за последний год прибыльность поставщиков снизилась на 16%, а ПВЗ — на 44%. Эти проблемы парламентарии, чиновники и представители рынка обсуждали на форуме «Антиконтрафакт 2023» и состоявшемся вчера заседании экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Зона бесправия?
По словам заместителя начальника профильного управления Роспотребнадзора Андрея Пучковского, «ответственности на маркетплейсах сегодня практически нет, модели закона о защите прав потребителей не работают». Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, в том числе со стороны крупнейших онлайн-площадок.
Так, в 2022 году половина всех жалоб на маркетплейсы касалась деятельности Wildberries, почти каждая пятая — Ozon. В частности, Wildberries лишил покупателей технически сложных товаров (то есть всей электроники и многих других) гарантированного законом права отказаться от заказа до его получения или в течение недели после.
Также ООО «Вайлдберриз» пытался взымать с потребителей плату за возврат бракованных вещей, а на прошлой неделе объявил о введении комиссии за оплату покупок картами международных платежных систем (эта попытка была пресечена только благодаря прямому вмешательству Генеральной прокуратуры России).
В свою очередь, ООО «Интернет Решения» (торговая марка Ozon) закрепило в условиях продажи (так называемой публичной оферте) возможность произвольно аннулировать оплаченный товар.
Полтора года права всех по существу обманутых клиентов одного из крупнейших маркетплейсов отстаивал ивановец Максим Копейкин, вовремя не получивший заказанную пачку чая стоимостью 89 рублей. Служители Фемиды https://судебныерешения.рф/70121119 признали навязываемые условия незаконными и взыскали в пользу клиента компенсацию и штраф.
«Сам по себе возврат уплаченных за товар денежных средств не является основанием для отказа от исполнения обязательства», — заключил Верховный суд России, поддержав требование потребителя о принуждении продавца к передаче спорного товара.
Нередко интернет-площадки используются для реализации товаров, свободная продажа которых запрещена. В частности, ООО «ЦарьСейф» через Ozon продавало армейские пайки, а ООО «Воентека» через «Яндекс.Маркет» — элементы военной формы и экипировки военнослужащих.
Заместитель начальник отдела ФАС Яна Склярова указывает на недобросовестную практику некоторых маркетплейсов. «Пытаясь разрешить проблему, потребитель не выйдет из диалога с ботом, а спор из-за пакета сливок в 150 рублей никогда не дойдет до Роспотребнадзора», — говорит она.
Новая ретейлеризация
Введение специального регулирования маркетплейсов активно поддерживает депутат Госдумы Сергей Лисовский. Будучи заинтересованным лицом (совладельцем агропромышленного комплекса «Моссельпром» и вице-президентом Росптицесоюза), в 2009 году он выступил инициатором закона о торговле, ограничившего деятельность сетевого ретейла.
«Тогда торговые сети были как маркетплейсы сейчас. Они ворвались на рынок и активно его захватывали. Мало кто понимал опасности и перспективы развития. Есть очень много рисков, которые несут маркетплейсы», — убежден Сергей Лисовский.
В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов предлагает быть осторожным. «Маркетплейсы — это основа малого и среднего бизнеса. На таких площадках работают даже уже не сотни тысяч, а миллионы бизнесменов. На первом этапе мы дали отрасли возможность активного развития. Но сегодня в отношении онлайн-торговли должно быть введено нормативно-правовое регулирование. Маркетплейсы должны разделить ответственность с поставщиком за некачественные товары. Во всяком случае, потребитель не должен бегать и искать, кому вернуть такой товар», — убежден чиновник.
Против введения карательных мер выступают представители интернет-бизнеса. «Отрасль очень молодая. Жесткое регулирование может привести к торможению ее развития. Бывают случаи злоупотребления как со стороны потребителей, так и продавцов. У нас 95% жалоб решается в пользу покупателей, но большинство связано с логистикой или ошибкой в выборе размера одежды», — отмечает заместитель генерального директора «AliExpress СНГ» Сергей Лебедев.
Честным быть выгодно
Большинство участников дискуссии на форуме «Антиконтрафакт» поддерживало идею саморегулирования. Так, по мнению Виктора Евтухова, в онлайн уже выработаны добросовестные практики, они достаточно хорошо работают.
Отрицают обвинения в продвижении некачественной продукции и сами площадки. «Какая-то часть контрафакта, который ввозится в нашу страну фурами, действительно попадает на маркетплейсы, но источником таких товаров они не являются», — заявил заместитель генерального директора Wildberries Алексей Духанин.
GR-директор сервисов электронной коммерции «Яндекса» Дмитрий Русаков также полагает, что благодаря недобросовестным продавцам контрафактный товар может поступать и в офлайн, и в электронную торговлю. Причем лидером по доли контрафакта, по его словам, остаются товары для взрослых.
«При выработке правовых решений мы ищем баланс между необходимостью преодоления рисков и возложением бремени на всех участников оборота. У субъектов рынка есть стремление к саморегулированию. Взаимная добросовестность и соблюдение императивных требований законодательства позволит нам не ужесточать регулирование. Мы никогда не стояли на позиции ужесточения», — убеждена Яна Склярова.
Дубинка против пряника
Но Сергей Лисовский настаивает на жестких мерах. «Вера в добровольное саморегулирование у государственной структуры неправильная. В течение 10 лет кодекс добросовестных практик использовался торговыми сетями как прикрытие для затягивания переговоров и принятия закона», — отмечает депутат.
По словам члена экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрия Тортева, ФАС еще в апреле зафиксировала «недостижение целей саморегулирования и систематическое нарушение положений принципов кем-либо из участников». В конце сентября принять меры приказал премьер-министр Михаил Мишустин.
«Сегодняшнее заседание показало, что на многие вопросы ФАС у маркетплейсов нет внятного ответа. Они ссылаются на закрытые алгоритмы, коммерческую тайну и десяток аналогичных доводов. Но, по сути, со стороны маркетплейсов не прозвучало ни решений застарелых проблем, ни причин появления новых точек напряженности. Рынок ждет, таким образом, скорой реакции ФАС», — рассказал «Новому проспекту» Дмитрий Тортев.
Единый стандарт
Законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, внесенный в сентябре группой парламентариев, определяет взаимодействие интернет-площадок как с потребителями, так и продавцами (поставщиками) и пунктами выдачи заказов (ПВЗ).
В частности, маркетплейсам предписывается публиковать условия договора с бизнес-партнерами и разрешается пересматривать их не чаще 1 раза в год (по данным ФАС, Wildberries меняет такие условия в среднем 2 раза в месяц). Запрещается произвольная блокировка личного кабинета партнеров, регламентируются порядок списания штрафов и иные аспекты. Обязательные для отрасли правила делегируется определять правительству России.
Дополнительные требования вводятся для крупнейших участников рынка (площадок с годовым оборотом свыше 150 млрд рублей). «Потенциальные злоупотребления из-за отсутствия регулирования так или иначе затрагивают не менее 150 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, а также влияют более чем на 3 млн граждан, задействованных в сфере электронной коммерции», — отмечается в пояснительной записке.
Обсуждение этого проекта уже началось на площадке Минпромторга. По словам Виктора Евтухова, представители отрасли попросили разрешить им изменять условия договора, в том числе в пользу партнеров, хотя бы ежеквартально.
Больше самостоятельности при регулировании рыночной экономики предлагает предоставить маркетплейсам руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина РФ Инна Рыкова. В частности, она считает излишним детально расписывать стандарты предоставления информации. Сергей Лисовский призывает участников рынка к диалогу, но в самое ближайшее время намерен представить собственный, альтернативный законопроект.