Маркетплейсы сыграли в монополию
Новый проспект
Статьи

Маркетплейсы сыграли в монополию

Прочитано: 6056

Рыночную долю лидеров интернет-торговли Wildberries и Ozon Федеральная антимонопольная служба оценила в 80%. Принятое решение призвано защитить как права потребителей, так и зависимых от интернет-агрегаторов поставщиков и пунктов выдачи заказов. Но реализовать его как минимум до конца года вряд ли удастся.

Сегодня деятельность маркетплейсов практически не регулируется. Официально ООО «Вайлдберриз» и ООО «Интернет Решения» (торговая марка Ozon) считаются IT-компаниями (!), освобожденными от любых проверок. По мнению экспертов и партнеров, такая ситуация создает условия для вседозволенности.

Особо важные персоны

На поведение крупнейших торговых интернет-агрегаторов жалуются как потребители, так и партнеры по бизнесу. Скажем, Wildberries попытался ввести плату за возврат бракованных товаров и комиссию за оплату покупок картами международных платежных систем, порой по несколько раз в месяц в одностороннем порядке меняет условия для селлеров (поставщиков) и пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В отличие от потребителей, такие бизнес-партнеры, в большинстве своем небольшие частные компании и индивидуальные предприниматели, от навязывания даже самых кабальных условий никак не защищены.

После начала СВО лидеры рынка получили от государства можно сказать царский подарок: в целях поддержки отрасли информационных технологий законодатели ввели трехлетний мораторий на любые проверки аккредитованных IT-компаний, предоставили им масштабные налоговые и иные льготы. На включение в реестр Минцифры могли претендовать компании, не менее 70% дохода которых составляют IT-услуги. Несмотря на такое ограничение, Wildberries и Ozon получили заветную аккредитацию.

По мнению члена экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрия Тортева, последние три года крупнейшие маркетплейсы ведут себя как слоны в посудной лавке. «Но разбивают они не тарелки, а судьбы и бизнес селлеров и ПВЗ. Взаимоотношения с торговыми агрегаторами сейчас регулируются механизмом «мягкого права», то есть эти компании под честное слово обещали соблюдать антимонопольное законодательство. Хотя партнеры Wildberries и Оzon работают в неконкурентных условиях, что позволяло агрегаторам богатеть за счет ущемления прав малого и среднего бизнеса», — поясняет эксперт.

Богатые тоже плачут

Разработка специального закона, призванного урегулировать деятельность маркетплейсов, затягивалась. Против него выступала в том числе Федеральная антимонопольная служба (ФАС), еще полгода назад настаивающая на саморегулировании отрасли: «При выработке правовых решений мы ищем баланс между необходимостью преодоления рисков и возложением бремени на всех участников оборота. Взаимная добросовестность и соблюдение императивных требований законодательства позволит нам не ужесточать регулирование. Мы никогда не стояли на позиции ужесточения», — заявила на конференции «Антиконтрафакт» заместитель начальник отдела ФАС Яна Склярова («Новый проспект» писал об этом в статье «Маркетплейсы в законе. Власти будут регулировать e-commerce»).

Но уже к концу минувшего года позиция антимонопольного ведомства поменялась. По словам его руководителя Максима Шаскольского, потребители и предприниматели жалуются на работу маркетплейсов из-за завышения логистических затрат, навязывания невыгодных условий и начисления штрафов. «Проведенный анализ состояния конкуренции на этом рынке установил коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon. Вместе они занимают около 80% рынка», — констатировал Максим Шаскольский.

По утверждению ФАС, решение по маркетплейсам было принято до пожара на складе Wildberries под Санкт-Петербургом и, следовательно, никак с этим событием не связано, как и с появившейся почти одновременно с оглашением вердикта антимонопольного ведомства информацией о проблемах с выплатой компенсаций поставщикам сгоревших товаров. Сразу после инцидента маркетплейс обещал возместить причиненный всем селлерам ущерб. Однако проведенный Ассоциацией участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) мониторинг показал, что почти треть (31,9%) пострадавших не получили ни копейки, остальным возместили менее половины потерь. Примечательно, что только 38% партнеров готовы предъявлять судебные претензии, остальные боятся мести (блокировок, штрафов и других).

Будь честным

По мнению Дмитрия Тортева, решение ФАС позволит ограничить рыночную власть маркетплейсов и их агрессивный рост. Хотя в самом ведомстве его оптимизм не разделяют: в условиях действующего моратория на проверки IT-бизнеса полномочия чиновников существенно ограничены, и они вынуждены рассчитывать больше на увещевание («мягкую силу»). «Для исключения в дальнейшем негативных последствий мы проводим с компаниями работу по добровольному устранению нарушений: изучаем практики, направляем письма, проводим совещания», — отмечает Максим Шаскольский.

Партнер GRATA International St. Petersburg Анна Крицына напоминает, что сам по себе факт установления доминирующего положения не влечет наступления правовых последствий. «Однако теперь необоснованные действия этих участников рынка в отношении конкурентов, потребителей или иных контрагентов могут квалифицироваться как злоупотребление. Например, извлечение необоснованной (монопольной) выгоды, навязывание невыгодных условий договора и другие. Такое правонарушение влечет административную ответственность, в том числе оборотные штрафы. Также ФАС вправе инициировать иск о принудительном разделении занимающей доминирующее положение компании в случае систематических нарушений», — предупреждает юрист.

В самом Wildberries назвали решение ожидаемым и связанным с быстрым ростом компании в последние годы. «Масштаб бизнеса накладывает дополнительную ответственность — когда решения могут повлиять не только на развитие компании, но и всей индустрии в целом. Wildberries уже давно действует с учетом баланса интересов всех сторон платформенного бизнеса. Например, вместе с другими лидерами IT-индустрии компания подписала с ФАС меморандум о принципах взаимодействия на цифровых рынках, который предполагает использование добросовестных практик по отношению к партнерам и клиентам», — заявили «НП» в пресс-службе маркетплейса.

Вместе с тем от пояснений конкретных последствий признания монополистом Wildberries уклонился. Проигнорировал предложение прокомментировать ситуацию и Ozon.

маркетплейс торговля e-commerce
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.

В Смольном определились с датой "Алых парусов"
27.04.2024
В Госдуме собираются сократить время пребывания иностранцев в России
27.04.2024
Правило о продаже валютной выручки продлено до апреля следующего года
27.04.2024
В Петербурге в 2023 году стало на 11 тысяч больше малых и средних предприятий
27.04.2024
В Петербурге и пригородах растет предложение на рынке вторичного жилья
27.04.2024
Количество свободных площадей в ТЦ Петербурга и Москвы сокращается
27.04.2024
Журналиста Forbes поместили под домашний арест по делу о фейках о ВС РФ
27.04.2024
В Петербурге стартовал сезон фонтанов
27.04.2024
Иностранцам разрешат покупать sim-карты только по биометрии
27.04.2024
В Петербурге началось движение метеоров в Петергоф
27.04.2024
В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки