Маркетплейсы сыграли в монополию

21 Февраля 2024

Рыночную долю лидеров интернет-торговли Wildberries и Ozon Федеральная антимонопольная служба оценила в 80%. Принятое решение призвано защитить как права потребителей, так и зависимых от интернет-агрегаторов поставщиков и пунктов выдачи заказов. Но реализовать его как минимум до конца года вряд ли удастся.

Сегодня деятельность маркетплейсов практически не регулируется. Официально ООО «Вайлдберриз» и ООО «Интернет Решения» (торговая марка Ozon) считаются IT-компаниями (!), освобожденными от любых проверок. По мнению экспертов и партнеров, такая ситуация создает условия для вседозволенности.

Особо важные персоны

На поведение крупнейших торговых интернет-агрегаторов жалуются как потребители, так и партнеры по бизнесу. Скажем, Wildberries попытался ввести плату за возврат бракованных товаров и комиссию за оплату покупок картами международных платежных систем, порой по несколько раз в месяц в одностороннем порядке меняет условия для селлеров (поставщиков) и пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В отличие от потребителей, такие бизнес-партнеры, в большинстве своем небольшие частные компании и индивидуальные предприниматели, от навязывания даже самых кабальных условий никак не защищены.

После начала СВО лидеры рынка получили от государства можно сказать царский подарок: в целях поддержки отрасли информационных технологий законодатели ввели трехлетний мораторий на любые проверки аккредитованных IT-компаний, предоставили им масштабные налоговые и иные льготы. На включение в реестр Минцифры могли претендовать компании, не менее 70% дохода которых составляют IT-услуги. Несмотря на такое ограничение, Wildberries и Ozon получили заветную аккредитацию.

По мнению члена экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрия Тортева, последние три года крупнейшие маркетплейсы ведут себя как слоны в посудной лавке. «Но разбивают они не тарелки, а судьбы и бизнес селлеров и ПВЗ. Взаимоотношения с торговыми агрегаторами сейчас регулируются механизмом «мягкого права», то есть эти компании под честное слово обещали соблюдать антимонопольное законодательство. Хотя партнеры Wildberries и Оzon работают в неконкурентных условиях, что позволяло агрегаторам богатеть за счет ущемления прав малого и среднего бизнеса», — поясняет эксперт.

Богатые тоже плачут

Разработка специального закона, призванного урегулировать деятельность маркетплейсов, затягивалась. Против него выступала в том числе Федеральная антимонопольная служба (ФАС), еще полгода назад настаивающая на саморегулировании отрасли: «При выработке правовых решений мы ищем баланс между необходимостью преодоления рисков и возложением бремени на всех участников оборота. Взаимная добросовестность и соблюдение императивных требований законодательства позволит нам не ужесточать регулирование. Мы никогда не стояли на позиции ужесточения», — заявила на конференции «Антиконтрафакт» заместитель начальник отдела ФАС Яна Склярова («Новый проспект» писал об этом в статье «Маркетплейсы в законе. Власти будут регулировать e-commerce»).

Но уже к концу минувшего года позиция антимонопольного ведомства поменялась. По словам его руководителя Максима Шаскольского, потребители и предприниматели жалуются на работу маркетплейсов из-за завышения логистических затрат, навязывания невыгодных условий и начисления штрафов. «Проведенный анализ состояния конкуренции на этом рынке установил коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon. Вместе они занимают около 80% рынка», — констатировал Максим Шаскольский.

По утверждению ФАС, решение по маркетплейсам было принято до пожара на складе Wildberries под Санкт-Петербургом и, следовательно, никак с этим событием не связано, как и с появившейся почти одновременно с оглашением вердикта антимонопольного ведомства информацией о проблемах с выплатой компенсаций поставщикам сгоревших товаров. Сразу после инцидента маркетплейс обещал возместить причиненный всем селлерам ущерб. Однако проведенный Ассоциацией участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) мониторинг показал, что почти треть (31,9%) пострадавших не получили ни копейки, остальным возместили менее половины потерь. Примечательно, что только 38% партнеров готовы предъявлять судебные претензии, остальные боятся мести (блокировок, штрафов и других).

Будь честным

По мнению Дмитрия Тортева, решение ФАС позволит ограничить рыночную власть маркетплейсов и их агрессивный рост. Хотя в самом ведомстве его оптимизм не разделяют: в условиях действующего моратория на проверки IT-бизнеса полномочия чиновников существенно ограничены, и они вынуждены рассчитывать больше на увещевание («мягкую силу»). «Для исключения в дальнейшем негативных последствий мы проводим с компаниями работу по добровольному устранению нарушений: изучаем практики, направляем письма, проводим совещания», — отмечает Максим Шаскольский.

Партнер GRATA International St. Petersburg Анна Крицына напоминает, что сам по себе факт установления доминирующего положения не влечет наступления правовых последствий. «Однако теперь необоснованные действия этих участников рынка в отношении конкурентов, потребителей или иных контрагентов могут квалифицироваться как злоупотребление. Например, извлечение необоснованной (монопольной) выгоды, навязывание невыгодных условий договора и другие. Такое правонарушение влечет административную ответственность, в том числе оборотные штрафы. Также ФАС вправе инициировать иск о принудительном разделении занимающей доминирующее положение компании в случае систематических нарушений», — предупреждает юрист.

В самом Wildberries назвали решение ожидаемым и связанным с быстрым ростом компании в последние годы. «Масштаб бизнеса накладывает дополнительную ответственность — когда решения могут повлиять не только на развитие компании, но и всей индустрии в целом. Wildberries уже давно действует с учетом баланса интересов всех сторон платформенного бизнеса. Например, вместе с другими лидерами IT-индустрии компания подписала с ФАС меморандум о принципах взаимодействия на цифровых рынках, который предполагает использование добросовестных практик по отношению к партнерам и клиентам», — заявили «НП» в пресс-службе маркетплейса.

Вместе с тем от пояснений конкретных последствий признания монополистом Wildberries уклонился. Проигнорировал предложение прокомментировать ситуацию и Ozon.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня