Маленькие частные клиники уходят с рынка
Пандемия стала испытанием на прочность для систем здравоохранения во многих странах мира: в больницах не хватало коек, врачи не успевали посетить всех пациентов. В Петербурге борьба с ковидом также идет в авральном режиме. Большую помощь государственным клиникам в этой борьбе оказывают частные медицинские фирмы. Медики констатируют, что из-за ковида люди с диагнозами, не связанными с «короной», стали обращаться к ним реже. Безопасной альтернативой очным визитам к врачам стали удаленные консультации. В России спрос на телемедицинские услуги увеличился в 2 раза, а в некоторых случаях и в 10 раз. По прогнозам главы Северо-Западного дивизиона страховой компании «Ренессанс-страхование» Татьяны Никифорович, к концу 2020 года оборот рынка телемедицины в стране достигнет 3 млрд рублей, а в следующем году может удвоиться. У лабораторий и других диагностов, в частности КТ, работы тоже прибавилось. «Новый проспект» поговорил с игроками рынка медицинских услуг о главных изменениях в их работе, которые произошли в 2020 году.
Александр Абдин, управляющий партнер Euromed Group:
— В начале этого года мы опасались, что рынок частных медуслуг рухнет из-за того, что Роспотребнадзор ввел на 2 месяца запрет на проведение плановых осмотров. Кроме того, весной и летом объем работы у частных клиник снизился из-за того, что пациенты очень боялись заразиться коронавирусом и сами отменяли плановые походы к врачам. Но, начиная с осени, у нас существенно вырос поток пациентов. Люди стали чуть меньше бояться нового вируса. Также играет роль эффект отложенного спроса.
Государственные поликлиники с трудом справляются с возросшей из-за эпидемии нагрузкой. Так что к нам приходят граждане, болеющие ковидом, а также пациенты с постковидным синдромом. Мы опасались, что итоги 2020 года будут намного хуже. Но, похоже, выручка окажется лишь немного ниже, чем в 2019 году. Что касается следующего года, то, думаю, он будет похож по динамике и тенденциям на год уходящий, если не будет остановки плановой работы.
Сергей Ануфриев, глава Петербургского медицинского форума:
— Рынок коммерческой медицины завершит 2020 год с показателями чуть ниже, чем в 2019 году. Отложенный спрос, сформировавшийся за последние полгода, привел к тому, что сейчас в частных клиниках довольно много пациентов, которые лечат хронические заболевания и острые состояния, не связанные с ковидом. Но тут нагрузка распределяется крайне неравномерно. Амбулаторные частные клиники, можно сказать, забиты, а вот коммерческие стационары простаивают, и у них выручка может снизиться в 2020 году на 25–30% по сравнению с показателями прошлого года. Дело в том, что из-за эпидемии число плановых операций значительно сократилось, и не только из-за временного запрета на их проведение: пациенты опасаются заразиться коронавирусом в стационаре и обычно решают отложить плановые операции.
Что касается прогнозов, то в следующем году усилится тенденция, которую мы видим уже сегодня: число небольших частных клиник неуклонно сокращается, поскольку им сложно выживать на фоне резкого снижения доходов населения. Выживут, скорее всего, только крупные сетевые компании и клиники, входящие в федеральные финансово-промышленные группы. В 2021 году следует ожидать сокращения рынка коммерческих медуслуг, поскольку доходы у пациентов точно сократятся. Кроме того, ожидается сокращение рынка ДМС. В такой ситуации частные клиники могли бы увеличивать сотрудничество с ОМС, чтобы сохраниться на плаву, но государство не склонно расширять сотрудничество с частным сектором.
Лев Авебрах, глава компании Coris:
— Для нашей компании одним из важных событий в этом году стала необходимость переезда в другое помещение. Пришлось покинуть помещение в здании, принадлежащем предприятию АО «ЛОМО» на Чугунной улице, поскольку Смольный планирует организовать там новый корпус больницы Святителя Луки. Власти предлагали нам несколько вариантов для переезда, но они не устроили нас по ряду причин. В итоге мы самостоятельно нашли помещение в здании на наб. Черной речки и переехали туда в конце года. Это стоило нам 15 млн рублей и кучи времени.
Что касается работы во время эпидемии, то загрузка у нашей компании очень большая, можно сказать, что узнаваемость ее заметно выросла. Отмечу, что во время эпидемии выросли далеко не все сегменты здравоохранения, в том числе коммерческого. Вырос сегмент экстренной помощи, который занимает не более четверти от общего рынка платных медуслуг. Кроме того, заметно поднялся сегмент лабораторной и других видов диагностики, в частности КТ. Но в следующем году ожидать роста рынка платных медуслуг, мягко говоря, не стоит.
Мария Грудина, соосновательница курорта «Первая Линия. Health Care Resort»:
— Этот год стал годом смыслов. Наверное, каждый человек понял, что забота о себе — это важно. До сих пор в нашем бизнесе самым трудным было то, что люди относились к профилактике как к чему-то необязательному, но 2020 год это изменил. Он также показал все слабые места в системе здравоохранения. Мы увидели, что предел эффективности существующей системы достигнут: при увеличении затрат на здравоохранение качественных сдвигов в ее работе нет. Это сказалось на нашем бизнесе. Сейчас у нас 12%-ный рост по сравнению с планами. Есть несколько серьезных запросов на масштабирование нашей концепции: мы оказались единственной компанией в сегменте wellness, которая имеет продуманную методологию и программу. Будем расширяться: в планах увеличение штата сотрудников и тренеров.
В этом году мы поняли, что рынку не хватает полноценной цифровой платформы по превентивной медицине. В 2021 году будем над ней работать. У нас есть понимание, как должна развиваться медицина, какую роль для здоровья и благополучия человека играет превентивный подход. Мы готовы об этом рассказывать на всю Россию, но теперь понимаем, что мобильного приложения, которое разрабатываем, для этого мало.
Дарья Горякина, заместитель генерального директора лабораторной службы «Хеликс»:
— Год был непростым. Лабораторная служба «Хеликс» первой в стране среди коммерческих лабораторий начала выполнять массовое добровольное тестирование на COVID-19. В сжатые сроки мы выстроили новые бизнес-процессы, инвестировали дополнительные средства в оснащение и персонал ПЦР-лабораторий, обеспечили бесперебойные поставки расходных материалов и СИЗов в свои диагностические центры. Мы в 10 раз увеличили пропускную способность ПЦР-лабораторий в Москве и Петербурге, и сейчас выполняем 25 тыс. ПЦР-тестов на COVID-19. Мы также реализовали проект по бесконтактной сдаче анализа на COVID-19 на дому без участия медицинского персонала — Сдайнакоронавирус.рф. Сегодня этот сервис представлен уже в 20 городах, включая две столицы.
Несмотря на пандемию, мы открыли новый лабораторный комплекс в Краснодаре и запустили 60 диагностических центров по франшизе. В 2021 году работа по развитию сети и новых сервисов продолжится.
Аркадий Столпнер, председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС):
— Мы весь год, как и все медики, боролись с пандемией и ее последствиями. На старте принимали по 400 пациентов в день, помогли разгрузить стационары и сберечь койки для тяжелых пациентов. Сейчас наши центры принимают по 500 пациентов ежедневно. Зато сильно просела «нековидная» медицина: многие пациенты оставались дома и не получали необходимой диагностики и лечения, в том числе люди с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Скорее всего, в следующем году мы получим отложенный спрос с их стороны. Мы сумели перестроить работу с такими пациентами.
По нашему основному профилю — онкологии — мы в уходящем году значительно увеличили объемы лечения, в первую очередь за счет роста государственного финансирования. Доля пациентов, получающих лечение из средств ОМС или за счет федеральных квот, у нас выросла до 85–95%. В этом году впервые были выделено 600 федеральных квот на протонную терапию. И хотя мы получили их только в мае, нам удалось полностью выполнить государственное задание, правда, команде пришлось работать с невероятным напряжением сил. В следующем году начнем строительство второй очереди центра протонной терапии в Петербурге.