Магазины сокращают социальную дистанцию с покупателями
Поделитесь публикацией!

Магазины сокращают социальную дистанцию с покупателями

Светлана Куликова 25 сентября 2020
Магазины сокращают социальную дистанцию с покупателями
Петербургские торговцы, в стремлении преодолеть последствия пандемии и подготовиться к новым вызовам, активно осваивают сверхмалые форматы торговли, которые приближают товар к покупателю — в лидерах компактные шоу-румы и роботизированные микромаркеты.

Розничный торговый оборот (РТО) в России за время пандемии резко упал: в апреле на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, в мае — на 25% и продолжает снижение: в июне — на 10%, в июле и августе — на 3%. Такие данные привёл на прошедшем в Москве Форуме лидеров продовольственного бизнеса WorldFood Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine.

Некоторые игроки рынка прогнозируют, что по итогам года снижение РТО в России достигнет 10–12%. С другой стороны, согласно анализу того же INFOLine, 43% руководителей торговых сетей и поставщиков видят новые возможности для увеличения объёма продаж по итогам 2020 года. И речь не только о развитии онлайн-торговли, число пользователей которой за первое полугодие 2020 года выросло в России на 40%, достигнув 63 млн человек. В стремлении быть ближе к покупателям крупнейшие магазины и торговые сети активно тестируют сверхмалые форматы офлайн-торговли. Это касается и нон-фуда, и продовольственных сетей.

Сегмент нон-фуд представляет комплексные решения

Рынок непродовольственных товаров сегодня быстро меняется. Торговая сеть «Детский мир», к примеру, планирует в среднесрочной перспективе открыть порядка 800 магазинов сверхмалого формата, которые будут работать в режиме пунктов выдачи заказов.

А компания ИКЕА активно внедряет в жизнь горожан формат дизайн-студии, где представлены комплексные решения для дома — в частности, по обустройству кухонь и гардеробов.

Такие дизайн-студии уже работают в Москве, а также в двух петербургских ТРК — «Лето» и «Атлантик Сити». К концу года ИКЕА собирается открыть третью дизайн-студию — в центре Петербурга, на Невском проспекте, 23.

«Мы изучаем новые форматы, приходим в центры городов, развиваем онлайн-магазин, делая товары ИКЕА всё более доступными, — отмечает Понтус Эрнтелл, генеральный директор розничной сети ИКЕА в России. — Новая дизайн-студия ИКЕА Центр открывается в очень непростой, но важный для компании период: мы наконец-то возобновили работу наших физических магазинов после длительного перерыва и всё ещё адаптируемся к новой реальности».

В компании планируют, что дизайн-студия на Невском, помимо прочего, станет для петербуржцев ещё и местом встреч, так как здесь будут проходить мероприятия, посвящённые теме дизайна и обустройства дома.

Продуктовые сети: в фокусе внимания — микромаркет

Однако самые интересные события разворачиваются в сегменте продовольственной розницы. Явной тенденцией, которую выявила пандемия, стало появление на рынке принципиально нового формата — микромаркета, или автономного магазина. По сути, это «умный холодильник», устроенный по типу вендингового аппарата, который устанавливается в офисе либо в холле жилого комплекса.

Покупка в таком микромаркете осуществляется через мобильное приложение, которое позволяет покупателю открыть дверь, отсканировать товар, добавить его в виртуальную корзину и оплатить банковской картой: всем микромаркет, оснащённый электронным замком, датчиками и камерами наблюдения, отличается от вендингового аппарата. Кроме того, его ассортимент гораздо шире и может включать до 100 позиций как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

«Крупные компании смотрят в сторону микромаркетов, — подтверждает Иван Федяков. — Чаще всего они рассчитаны на самообслуживание, там не требуется работы персонала. Изначально такие проекты были ориентированы на бизнес-центры, но сейчас компании ставят их на территории жилых комплексов, на первых этажах жилых зданий, и доступ потребителя к еде становится более коротким».

Одним из первых формат микромаркета начал тестировать «ВкусВилл».

«Для покупателя и поход в магазин, и возможность заказать товар в приложении «Самовывоз», и получить его ко времени на дом, и просто захватить по пути домой должны быть одинаково простыми», — поясняет Евгений Римский, коммерческий директор сети «ВкусВилл».

Начав в прошлом году с запуска в офисах, в апреле 2020-го компания открыла первый вендинг «ВкусВилл» в одном из крупных жилых домов Санкт-Петербурга и в нескольких ЖК Москвы. В ассортименте микромаркетов — от 40 до 80 позиций базовых продуктов, необходимых жильцам: «молочка», хлеб, готовые блюда, бакалея, детское питание, а также кофемашина.

В январе подобный формат начали прорабатывать в «Азбуке вкуса». И так же первый микромаркет был установлен в одном из московских бизнес-центров, а потом они появились в жилых домах Москвы. Всего компания планирует установить более 50 штук.

При этом внедрение микромаркетов — отнюдь не сугубо столичная преференция. В Перми этим занялась торговая сеть «Семья», о чём её директор Ксения Новикова рассказала на онлайн-встрече в рамках проекта Retail.ru «Диалоги о ретейле».

«Мы понимали, что покупателям во время карантина нужна торговая точка рядом с домом, — пояснила Ксения Новикова. — И формат вендинга, который, надо сказать, у нас совершенно не взлетел, мы перезагрузили в микромаркеты». На конец лета таких микромаркетов, ассортимент которых насчитывает 100 наименований, в «Семье» было пять штук, проект находился в стадии тестирования, но его итоги Новикова назвала успешными, и к 2021 году в Перми планируется установить 50 штук подобных точек.

Стартап, который выстрелил

Микромаркеты в России устанавливаются по технологии Briskly. История этого стартапа началась в 2018 году, когда предприниматель Глеб Харитонов из Архангельска решил собрать первый в России автономный магазин-контейнер, покупки в котором осуществляются через приложение.

Прототип контейнера с автоматической дверью, камерами и датчиками обошёлся в 2 млн рублей. Ещё 3 млн рублей было вложено в разработку IT-решения. Проект победил на конкурсе VISA Everywhere Initiative, получив грант в размере 5 млн. рублей, после чего привлек $170 тысяч от бизнес-ангела Максима Полетаева, а следом — ещё $200 тысяч от фонда Gauss Ventures, (партнёр компании — инвестор Данил Гусев).

Тогда же в Briskly разработали умный холодильник, он же микромаркет. Он унаследовал от контейнера синхронизацию с приложением, умный замок. Во время карантина этот аппарат внезапно оказался единственным отечественным решением, которое позволяет любой торговой сети или кафе очень быстро (briskly — с английского «быстро») построить свою сеть торговых точек в формате «умных холодильников».

Сегодня компанией продано 300 микромаркетов, торгующих без кассира, охраны и очередей. Самый прибыльный из них зарабатывает до 500 000 рублей в месяц, средний — 140–200 000 рублей в месяц.

«Кроме умного холодильника, технология включает контроль товарооборота в кабинете, безопасность и авторизацию каждого покупателя, — говорит Глеб Харитонов. — Микромаркеты не принимают наличные. Бытует мнение, что приложение — это сложно, куда проще засунуть 100₽ в купюроприёмник. Да, такая организация вендинга действительно проще, если предел коммерческих мечтаний — это продажа сникерсов и снеков. Однако реально прибыльная торговля начинается, когда можно продавать свежую еду с заслуженной наценкой за свежесть. Средства сразу же поступают на счёт продавца. Так что из наших холодильников не нужно выгребать монеты, делать инкассацию и устраивать прочие танцы с бубном».

Возврат к списку