Магазины сокращают социальную дистанцию с покупателями
Новый проспект
Статьи

Магазины сокращают социальную дистанцию с покупателями

Прочитано: 1032
Магазины сокращают социальную дистанцию с покупателями
Петербургские торговцы, в стремлении преодолеть последствия пандемии и подготовиться к новым вызовам, активно осваивают сверхмалые форматы торговли, которые приближают товар к покупателю — в лидерах компактные шоу-румы и роботизированные микромаркеты.

Розничный торговый оборот (РТО) в России за время пандемии резко упал: в апреле на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, в мае — на 25% и продолжает снижение: в июне — на 10%, в июле и августе — на 3%. Такие данные привёл на прошедшем в Москве Форуме лидеров продовольственного бизнеса WorldFood Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine.

Некоторые игроки рынка прогнозируют, что по итогам года снижение РТО в России достигнет 10–12%. С другой стороны, согласно анализу того же INFOLine, 43% руководителей торговых сетей и поставщиков видят новые возможности для увеличения объёма продаж по итогам 2020 года. И речь не только о развитии онлайн-торговли, число пользователей которой за первое полугодие 2020 года выросло в России на 40%, достигнув 63 млн человек. В стремлении быть ближе к покупателям крупнейшие магазины и торговые сети активно тестируют сверхмалые форматы офлайн-торговли. Это касается и нон-фуда, и продовольственных сетей.

Сегмент нон-фуд представляет комплексные решения

Рынок непродовольственных товаров сегодня быстро меняется. Торговая сеть «Детский мир», к примеру, планирует в среднесрочной перспективе открыть порядка 800 магазинов сверхмалого формата, которые будут работать в режиме пунктов выдачи заказов.

А компания ИКЕА активно внедряет в жизнь горожан формат дизайн-студии, где представлены комплексные решения для дома — в частности, по обустройству кухонь и гардеробов.

Такие дизайн-студии уже работают в Москве, а также в двух петербургских ТРК — «Лето» и «Атлантик Сити». К концу года ИКЕА собирается открыть третью дизайн-студию — в центре Петербурга, на Невском проспекте, 23.

«Мы изучаем новые форматы, приходим в центры городов, развиваем онлайн-магазин, делая товары ИКЕА всё более доступными, — отмечает Понтус Эрнтелл, генеральный директор розничной сети ИКЕА в России. — Новая дизайн-студия ИКЕА Центр открывается в очень непростой, но важный для компании период: мы наконец-то возобновили работу наших физических магазинов после длительного перерыва и всё ещё адаптируемся к новой реальности».

В компании планируют, что дизайн-студия на Невском, помимо прочего, станет для петербуржцев ещё и местом встреч, так как здесь будут проходить мероприятия, посвящённые теме дизайна и обустройства дома.

Продуктовые сети: в фокусе внимания — микромаркет

Однако самые интересные события разворачиваются в сегменте продовольственной розницы. Явной тенденцией, которую выявила пандемия, стало появление на рынке принципиально нового формата — микромаркета, или автономного магазина. По сути, это «умный холодильник», устроенный по типу вендингового аппарата, который устанавливается в офисе либо в холле жилого комплекса.

Покупка в таком микромаркете осуществляется через мобильное приложение, которое позволяет покупателю открыть дверь, отсканировать товар, добавить его в виртуальную корзину и оплатить банковской картой: всем микромаркет, оснащённый электронным замком, датчиками и камерами наблюдения, отличается от вендингового аппарата. Кроме того, его ассортимент гораздо шире и может включать до 100 позиций как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

«Крупные компании смотрят в сторону микромаркетов, — подтверждает Иван Федяков. — Чаще всего они рассчитаны на самообслуживание, там не требуется работы персонала. Изначально такие проекты были ориентированы на бизнес-центры, но сейчас компании ставят их на территории жилых комплексов, на первых этажах жилых зданий, и доступ потребителя к еде становится более коротким».

Одним из первых формат микромаркета начал тестировать «ВкусВилл».

«Для покупателя и поход в магазин, и возможность заказать товар в приложении «Самовывоз», и получить его ко времени на дом, и просто захватить по пути домой должны быть одинаково простыми», — поясняет Евгений Римский, коммерческий директор сети «ВкусВилл».

Начав в прошлом году с запуска в офисах, в апреле 2020-го компания открыла первый вендинг «ВкусВилл» в одном из крупных жилых домов Санкт-Петербурга и в нескольких ЖК Москвы. В ассортименте микромаркетов — от 40 до 80 позиций базовых продуктов, необходимых жильцам: «молочка», хлеб, готовые блюда, бакалея, детское питание, а также кофемашина.

В январе подобный формат начали прорабатывать в «Азбуке вкуса». И так же первый микромаркет был установлен в одном из московских бизнес-центров, а потом они появились в жилых домах Москвы. Всего компания планирует установить более 50 штук.

При этом внедрение микромаркетов — отнюдь не сугубо столичная преференция. В Перми этим занялась торговая сеть «Семья», о чём её директор Ксения Новикова рассказала на онлайн-встрече в рамках проекта Retail.ru «Диалоги о ретейле».

«Мы понимали, что покупателям во время карантина нужна торговая точка рядом с домом, — пояснила Ксения Новикова. — И формат вендинга, который, надо сказать, у нас совершенно не взлетел, мы перезагрузили в микромаркеты». На конец лета таких микромаркетов, ассортимент которых насчитывает 100 наименований, в «Семье» было пять штук, проект находился в стадии тестирования, но его итоги Новикова назвала успешными, и к 2021 году в Перми планируется установить 50 штук подобных точек.

Стартап, который выстрелил

Микромаркеты в России устанавливаются по технологии Briskly. История этого стартапа началась в 2018 году, когда предприниматель Глеб Харитонов из Архангельска решил собрать первый в России автономный магазин-контейнер, покупки в котором осуществляются через приложение.

Прототип контейнера с автоматической дверью, камерами и датчиками обошёлся в 2 млн рублей. Ещё 3 млн рублей было вложено в разработку IT-решения. Проект победил на конкурсе VISA Everywhere Initiative, получив грант в размере 5 млн. рублей, после чего привлек $170 тысяч от бизнес-ангела Максима Полетаева, а следом — ещё $200 тысяч от фонда Gauss Ventures, (партнёр компании — инвестор Данил Гусев).

Тогда же в Briskly разработали умный холодильник, он же микромаркет. Он унаследовал от контейнера синхронизацию с приложением, умный замок. Во время карантина этот аппарат внезапно оказался единственным отечественным решением, которое позволяет любой торговой сети или кафе очень быстро (briskly — с английского «быстро») построить свою сеть торговых точек в формате «умных холодильников».

Сегодня компанией продано 300 микромаркетов, торгующих без кассира, охраны и очередей. Самый прибыльный из них зарабатывает до 500 000 рублей в месяц, средний — 140–200 000 рублей в месяц.

«Кроме умного холодильника, технология включает контроль товарооборота в кабинете, безопасность и авторизацию каждого покупателя, — говорит Глеб Харитонов. — Микромаркеты не принимают наличные. Бытует мнение, что приложение — это сложно, куда проще засунуть 100₽ в купюроприёмник. Да, такая организация вендинга действительно проще, если предел коммерческих мечтаний — это продажа сникерсов и снеков. Однако реально прибыльная торговля начинается, когда можно продавать свежую еду с заслуженной наценкой за свежесть. Средства сразу же поступают на счёт продавца. Так что из наших холодильников не нужно выгребать монеты, делать инкассацию и устраивать прочие танцы с бубном».
торговля IT
Другие статьи автора Читайте также по теме
После начала военной спецоперации на Украине многие компании продвигают свою продукцию, используя её официальную символику — буквы Z и V. «Новый проспект» сделал обзор патриотических новинок и расспросил экспертов, насколько этичен и эффективен такой маркетинг.
В этом сезоне жители Петербурга активно покупают семена для выращивания овощей на даче. Многие собираются засеять овощами даже бывшие клумбы, чтобы подстраховать семьи на случай возможного продовольственного кризиса.
Нарушение логистических цепочек значительно осложнило ввоз цветочной продукции в Россию. Усугубил ситуацию и введенный Евросоюзом пятый пакет санкций, запрещающий поставки посадочного материала в страну. "Новый проспект" спросил участников рынка, как они собираются адаптироваться к новым реалиям.

В ООН сообщили о резком росте случаев гибели гражданских лиц на Украине
25.04.2022
Президент Владимир Путин объявил десятилетие науки и технологий
25.04.2022
На майские праздники РЖД запустит дополнительные поезда между Петербургом и Москвой
25.04.2022
В Петербурге построят новый съезд с Дачного проспекта для борьбы с заторами
25.04.2022
Владимир Путин распорядился снизить до 9% ставку по льготной ипотеке
25.04.2022
Петербуржцы стали реже покупать одежду, мебель и технику
25.04.2022
В Госдуму внесен законопроект о новых запретах для иноагентов
25.04.2022
Россия высылает 40 германских дипломатов в качестве симметричного ответа
25.04.2022
СПбГУ и МГУ ухудшили позиции в мировом рейтинге университетов
25.04.2022
Таиланд упрощает правила въезда в страну для иностранных туристов
25.04.2022
Владимир Путин и ФСБ сообщили о подготовке покушения на журналиста Владимира Соловьева
25.04.2022
На 20% сократился пассажиропоток "Аэрофлота" в марте
25.04.2022
Россию лишили этапа Гран-при по фигурному катанию
25.04.2022
ВЦИОМ: Любовник – это нормально лишь для каждого десятого россиянина
25.04.2022
Лесопромышленная компания Stora Enso нашла покупателя на российские активы
25.04.2022
Россия приняла 1 млн беженцев с Донбасса
25.04.2022
В России растет дефицит дорогих лекарств
25.04.2022
В Петербурге на вторичном рынке покупают комнаты в центре и "однушки" в спальных районах
25.04.2022
Крупным пожаром на нефтебазе в Брянске займется Следственный комитет
25.04.2022
Иноагентами в России смогут признавать и без иностранного финансирования
25.04.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки