Логистика, поломки и братья-славяне. Почему в Петербурге возник дефицит цемента
Новый проспект
Статьи

Логистика, поломки и братья-славяне. Почему в Петербурге возник дефицит цемента

Прочитано: 3667

Петербургские производители бетона жалуются на нехватку цемента. Дефицит этого материала в городе сохраняется уже месяц. Участники рынка считают его искусственным и объясняют стечением сразу нескольких обстоятельств. В ситуации разбирался «Новый проспект».

«С прошлой пятницы не можем получить цемент», «на рынке цементный ажиотаж», «дефицит цемента в Петербурге велик» — так производители бетона, газобетона и железобетонных изделий описывают ситуацию с поставками цемента в городе.

Первые признаки дефицита, говорят участники рынка, стали появляться ещё в сентябре, а в последней декаде октября нехватка цемента стала, по их словам, катастрофической.

По данным генерального директора Агентства исследования рынков (АИР) Александра Дубодела, «многие компании испытывают трудности с прежними каналами поставок».

Одновременно поднялись и цены: по оценкам АИР, подорожание цемента началось в конце июня 2021 года, а в сентябре сырье в Петербурге стоило на 8-11% больше, чем в сентябре прошлого года. Однако, по словам производителей бетона, в реальности эти цифры выше: один из руководителей бетонной компании оценивает подорожание цемента и товарного бетона в 20%, ЖБИ — в 20-25%.

Нет вагонов — нет цемента

До 30% потребляемого в Петербурге цемента завозится в город из других регионов. Одной из причин осенних перебоев в поставках материала называют транспортные проблемы, прежде всего связанные с железнодорожными перевозками.

«Цемент стоит на путях, что связано с низкой пропускной способностью железной дороги. Не хватает хопперов для его перевозки», — рассказывает один из участников рынка.

По мнению исполнительного директора ООО «СБК» Андрея Мукосеева, нехватка подвижного состава для перевозки цемента — следствие газового кризиса в Европе. «Из-за подорожавшего газа Европа переориентируется на уголь, и в порты массово идут вагоны с этим грузом. Под цемент вагонов не хватает», — говорит Андрей Мукосеев.

Александр Дубодел, в свою очередь, считает, что есть другая проблема. «Ковидные ограничения сбили внутренние процессы в РЖД. Вагоны есть, но не хватает людей, которые могли бы планировать их движение и обеспечивать своевременность доставки грузов», — объясняет руководитель АИР.

По данным портала Rucem, снижение объемов отгрузки цемента на железной дороге фиксируется с августа. Самым пострадавшим от железнодорожных проблем стал Северо-Западный федеральный округ. По данным еще одного профильного портала, Beton.ru, перевозка цемента по железной дороге в январе-сентябре 2021 года в СЗФО сократилось на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года до 2,248 млн т. При этом Северо-Запад стал единственным из всех федеральных округов, продемонстрировавшим отрицательную динамику. В октябре же объемы погрузки цемента на железнодорожный транспорт по сравнению с сентябрем сократились еще на 5%, отмечается в материалах InfraNews.

Один из крупных перевозчиков цемента сравнивает положение дел в этой отрасли с аналогичной ситуацией, с которой также осенью столкнулись металлурги: ассоциация «Русская сталь» даже направила соответствующее обращение в правительство, в котором указала, что из-за ухудшения эксплуатационной ситуации на железной дороге крупнейшие металлургические компании находятся на грани остановки производственного процесса.

Интересно, что и участники рынка цемента, и соответствующая статистика свидетельствуют, что в первом полугодии в отрасли всё было неплохо: в целом за 9 месяцев объем отгрузки цемента железнодорожным транспортом на внутренний рынок вырос на 5,4%, до 19,5 млн т, по сравнению с тем же периодом 2020 года. Но октябрь резко изменил ситуацию на рынке.

Внезапный ремонт

Неурядицы на железной дороге наложились на другие форсмажорные обстоятельства: по разным причинам стали останавливаться цементные заводы. Многие участники рынка кивают на сделку по продаже «Сбером» крупнейшего производителя цемента, ПАО «Евроцемент Групп», холдингу «Смиком».

"После сделки у «Евроцемента» остановились сразу четыре цементных завода. Обычно плановые профилактические работы проводятся летом», — недоумевает Андрей Мукосеев.

«Заводы «Евроцемента» стали вставать на профилактику — их производственные мощности настолько изношены, что функционировать дальше сложно. В цементные заводы никто не вкладывался. Низкие цены на цемент и бетон держались из-за того, что не было отчислений на амортизацию. За счет этого держалась вся строительная отрасль. И недостаток инвестиций «прорвался» сейчас», — говорит один из производителей ЖБИ.

По рынку Северо-Запада дополнительно ударила внеплановая остановка сланцевского «Петербургцемента» из-за несчастного случая на производстве со смертельным исходом в начале октября.

«Это была внеплановая история. Рынок к такому не был готов. О плановых остановках и профилактических ремонтах цементные заводы обычно загодя предупреждают потребителей, а тут всё произошло внезапно. Поставщики если и предупреждали, то только о повышении цен», — резюмирует ещё один петербургский производитель бетона.

Разрыв цепочки

Значительную роль в осеннем дефиците цемента в Петербурге сыграло и сокращение поставок из Белоруссии. «Многие крупные производители бетона в городе закупали цемент у Белорусской цементной компании, но в сентябре поставки оттуда значительно сократились. Оставшиеся без сырья потребители стали искать недостающие объемы у других поставщиков», — рассказывает Андрей Мукосеев. Видимо, это связано с «политикой партии»: весной-летом власти Белоруссии призвали местных производителей цемента в первую очередь обеспечивать потребности отечественных строек. От этого уже пострадал розничный рынок стройматериалов соседней страны: ещё летом местные СМИ писали о тотальном дефиците газобетона, с которым столкнулись в первую очередь небольшие потребители, в основном занимающиеся строительством загородных домов.

«Кроме того, значительные объемы потребления оттягивают крупные инфраструктурные проекты, активно реализующиеся в Петербурге и Ленобласти. Например, строящемуся газоперерабатывающему комплексу в Усть-Луге необходимо огромное количество железобетонных конструкций», — рассуждает еще один участник рынка.

Петербургские потребители рассказывают и об изменившихся правилах работы производителей цемента с покупателями: некоторые начали ужесточать условия отгрузок (особенно для тех потребителей, кто нарушал условия договоров), кто-то начал требовать 100%-ную предоплату, кто-то увёл продажи в Москву, после чего резко поменял приоритеты в заключении контрактов.

«Сейчас продавцы ранжируют покупателей. У кого-то с цементом и вовсе нет проблем, а кто-то даже имеет возможность его перепродавать», — рассказывает Андрей Мукосеев.

При этом основных потребителей цемента и бетона — строительные компании — дефицит не затронул. Как заявил генеральный директор Объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов, в возглавляемую им организацию «ни одного обращения о нехватке бетона на стройках не поступало».

«Колбаса» до Нового года

Участники петербургского рынка уверены, что нынешний дефицит цемента — это искусственно созданная ситуация, цель которой — поднять его стоимость, чтобы «хоть как-то хватило денег на ремонт оборудования цемзаводов». Дефицит постепенно исчезнет, по оптимистичным оценкам — в течение ноября.

«Пока инерционно объемы строительства не снизились, видим повышенный спрос на городское и загородное жилье. Потребление бетона и изделий из него ещё на пике, и такая «колбаса» с нехваткой цемента может продлиться до нового года», — прогнозирует один из участников рынка.

«Объёмы производства будут падать, но и потребление будет снижаться. Ожидаем, что турбулентность продолжится до нового года», — согласен с коллегой Андрей Мукосеев. А вот Александр Дубодел считает, что всё-таки строительный сезон подходит к концу, и, возможно, уже «в ноябре увидим улучшение ситуации с цементом».


Бодрый рынок


Между тем, судя по статистическим данным, рынок цемента чувствует себя в этом году неплохо: цифры пока не показывают никакого кризиса. Росстат фиксирует рост производства цемента в январе-сентябре 2021 года на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, до 45,35 млн т, а в III квартале так и вообще на 7,7% относительно того же периода 2020 года, до 19,47 млн т.

На 5,9% выросли и объёмы отгрузки всеми видами транспорта по итогам 9 месяцев 2021 года, и здесь лидером снова стал III квартал, показавший рост на 9,5%. Правда, одновременно более чем на треть сократились складские запасы производителей цемента: на конец сентября «в заначке» лежало лишь 955 тыс. т продукции.

Показал рост и рынок Петербурга и Ленобласти. По данным АИР, объём потребления цемента в регионе в январе-сентябре 2021 года вырос по сравнению с тем же периодом 2020 года на 1,15%, до 2,529 млн т. Объём поставок цемента местных производителей за 9 месяцев этого года вырос на 7,9%, до 1,775 млн т. Петербургский рынок бетона также показал незначительный рост, прибавив в январе-сентябре 1,67%: по итогам 9 месяцев он составил 4,43 млн м3.

стройматериалы Петербург логистика транспорт производство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Бессменный художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев назначен гендиректором Большого театра в Москве. Он будет совмещать обе должности. О перспективах создания всероссийской дирекции императорских театров под управлением маэстро задумался художник Виктор Богорад.
В Архангельской области завод «Илим-ТНП» открыл новый цех по ламинации картона за 300 млн рублей. Участники рынка говорят, что компания сможет наладить сбыт, если обеспечит достойное качество своей продукции.
Cafe Flor на улице Рубинштейна, д. 12, представляет обновленную идеологию — яркая гастрономия с акцентами солнечной Португалии, простые и понятные блюда, доступные каждому, и еще больше интересных сочетаний.
03.12.2023

Setl Group открыл проектное финансирование на строительство двух очередей ЖК "Город Звезд"
07.12.2023
В Петербурге за 11 месяцев введено в строй более 3 млн кв. м жилья
07.12.2023
В Брянске школьница расстреляла одноклассников из охотничьего ружья
07.12.2023
Совет Федерации запустил выборы президента РФ
07.12.2023
В Петербурге увековечат память тренера Путина по дзюдо
06.12.2023
Петербургская сеть коворкингов PAGE выходит в Дагестан
06.12.2023
Бренды Adidas и Reebook возвращаются в Россию под вывеской ASP
06.12.2023
Финляндия ночью 14 декабря снова откроет пограничные пункты с Россией
06.12.2023
Госдума вернула в школы уроки труда и запретила ученикам использовать смартфоны
06.12.2023
Человеком 2023 года по версии журнала Time стала американская певица Тейлор Свифт
06.12.2023
В Петербурге опять горела консерватория
06.12.2023
На бесплатную медицинскую помощь для петербуржцев в 2024 году зарезервированы более 250 млрд рублей
06.12.2023
Популярная певица Вера Брежнева ликвидирует бизнес в Петербурге
06.12.2023
Метро Петербурга будет работать в новогоднюю ночь и в ночь на Рождество
06.12.2023
Доля сделок в формате build-to-suit на рынке складской недвижимости России идет на рекорд
06.12.2023
Пивоваренную компанию "Балтика" хотят национализировать
06.12.2023
Главную елку Петербурга срубили под Выборгом
06.12.2023
В Кронштадтском соборе освятили первые изделия ВПК в рамках проекта "Архангел"
06.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки