«Лишнее платить никому неохота»

07 Февраля 2020

Перед зданием Калининского районного суда снежным и морозным утром 6 февраля царило оживление: приставы вперемешку с судящимися толпились за забором судебного двора, и даже непонятно было, кто кого не пускает внутрь. Когда корреспондент попытался пройти, один из приставов сообщил, что здание заминировано. 

- И давно так?

- С самого утра, если вы об этом. А если вообще, то уже два месяца, как каждое утро нас «минируют». Сначала вообще заседания на весь день прекращали и всех по домам, теперь вот привыкли, просто ждем пару часов на улице, пока не проверят. Так что скоро зайдем: полицию уже вызвали.

Действительно, полицейский грузовик подъехал к зданию суда, а через полчаса всех посетителей пригласили войти. Слушания начались, и в половине одинадцатого в залы вошли истцы и ответчики «на 9:00». За ними «9:15», «9:30», «9:45»... когда вышли эти, и жильцы 51-комнатной коммунальной квартиры, чье заседание назначено «на 10:00», насторожились в ожидании, когда секретарь вызовет их в зал, молоденькая секретарша вызвала... гражданина и гражданку, чьи фамилии в расписании дел вообще не значились. Когда те вышли, и их спросили, откуда они взялись, они невозмутимо ответили, что их заседание назначено «на 9:55». «А мы уж думали, вас судят за то, что вы суд заминировали», — пошутили из толпы. И вот, юрист Петроэлектросбыта, ответчики и их юристы вошли в зал. 

Один за всех и все за одного

Спор между Петроэлектросбытом и пятью десятками жильцов коммуналки на улице Руставели с одной стороны довольно банальный (взыскание долга за электроэнергию за три года на общую сумму почти миллион рублей), а с другой — полон самых удивительных противоречий. С одной стороны, в городе уже много лет как сложилась судебная практика не в пользу потребителей: Петроэлектросбыт регулярно «выявляет неплательщиков» (а в коммунальных квартирах, как известно, контингент живет разный, и платят тоже все по-разному: кто аккуратно, а у иных денег хватает только на водку) и требует с них внушительные по их меркам суммы — как правило, сотни тысяч рублей. Счетчики в таких квартирах издавна стоят общие — один на все комнаты — так что сбытовая компания, мотивируя невозможностью выделения доли каждого жильца в общем «котле», уже традиционно требует всю сумму долга со всех жильцов квартиры солидарно — сколько бы их ни было там. Соответственно, выиграв такой суд, ПЭС обращается к приставам, и те имеют право списать всю сумму взыскания с зарплатных карточек или с банковских счетов двух-трех жильцов — а дальше пусть сами выколачивают из нерадивых соседей переплату. 

Так, вроде бы, выходило и с упомянутой нами квартирой: на 51 комнату один счетчик, и тот установлен при царе Горохе: те, кто его устанавливал, свои комнаты давно продали и ищи их свищи. «Наша коммунальная квартира очень большая, — объясняет один из жильцов-ответчиков Георгий Пеливанов. — И на нее лишь один абонентский номер для оплаты электроэнергии. Никому из нас до марта 2019 года ПЭС счета не выставлял, квитанции приходили "с нулями", также не было от них ни писем, ни претензий. Мы не понимали: за что и сколько нам платить? Приходили в отделения ПЭС, где нам всегда отвечали: по квартире долгов нет, но если очень хочется заплатить, то платите по нормативам потребления. Мы платили по каким-то нормативам, которые постоянно менялись, за три года было оплачено примерно 150 тыс. рублей».

Неугомонные жильцы весной 2019 года обратились в головной офис ПЭС с просьбой разъяснить, как им оплачивать электроэнергию в столь странной ситуации. В ответ из организации нагрянула проверка, которая... выяснила, что общеквартирный прибор учета уже недействителен: его межповерочный интервал истек еще в 2016 году. Кроме того, проверяющие установили, что с 2008 по 2016 годы жильцам начислялась плата за электроэнергию не по показаниям счетчика (хотя ПЭС их периодически получал), а по нормативам. Был сделан перерасчет по показаниям счетчика, причем с самого начала и по весну 2019 года (по день проверки). Сумма с пенями составила около 2 млн рублей. Из них 844 тыс. рублей ПЭС потребовал с жильцов в суде. 

Потратить средства на юристов

«Жильцы 48-комнатной квартиры по приведенному вами судебному делу предпочли потратить средства на услуги юристов, чтобы всеми возможными способами уклониться от оплаты многолетнего долга за электроэнергию, вместо поэтапного частичного его погашения, которое в ходе переговоров неоднократно предлагалось собственникам, — заявили в Петроэлектросбыте корреспонденту «НП». — После уточнения  исковых требований в той части, где для этого были основания, Петроэлектросбыт оставляет вопрос о возможности солидарного взыскания всего оставшегося долга со всех ответчиков на усмотрение суда. Окончательную точку в этом споре поставит суд, который, безусловно, вынесет решение в соответствии с нормами права, учитывая все доводы и возражения сторон. В данном споре заявлено требование о взыскании только основного долга, пени в исковое заявление не включены. Во избежание сложных и затратных (как финансово, так и по времени) для всех участников судебных процессов АО «Петроэлектросбыт» предлагает жильцам коммунальных квартир, всё ещё производящим оплату по общему счету, не дожидаясь накопления долгов из-за нерадивых соседей, обратиться в организацию с документами о составе проживающих и в дальнейшем получать отдельный счет на свою семью».

Как сообщила представляющая интересы ответчиков юрист юридического бюро  «Григорьев и партнеры» Мария Васильева, уже на первых заседаниях суда она сослалась на постановление правительства РФ, согласно которому, в случае неисправности прибора учета следует считать потребление электроэнергии по нормативам, которые устанавливает местный комитет по тарифам. Соответственно, снятые в ходе проверки показания счетчика недействительны, так как он выработал свой ресурс три года назад. Поэтому начислять плату надо не по счетчику, а по нормативам. По словам юриста, после этого ПЭС снова сделал перерасчет по нормативам — и уменьшил сумму иска с 844 тыс. до 480 тыс. рублей. Которую и требует с жильцов — по-прежнему солидарно.

Нормативы что дышло

Но и тут юристы бюро «Григорьев и партнеры» нашли лукавство. Дело в том, что комитет по тарифам Петербурга — в соответствии с инструкциями, полученными от Минфина — в своем постановлении установил нормативы потребления для коммунальных квартир в зависимости от количества комнат и количества прописанных в них жильцов. Если в квартире комнат больше четырех, и проживает в них более четырех человек, то норматив на такую квартиру 42 кВт на человека. Если же комната одна, и живет в ней один человек, то норматив 78 кВт. «У нас 51-комнатная квартира с полусотней жильцов, — говорит партнер бюро «Григорьев и партнеры» Михаил Иванов, также представляющий жильцов. — Соответственно, надо считать по крайнему правому нижнему нормативу: 42 кВт на человека. Они же посмотрели, что так маловато получается, и разделили все семьи, и посчитали тем, у кого несколько комнат и несколько человек в них, по одним нормативам, а тем, у кого одна комната и один жилец  — по другим. Довольно странная логика: отвечать должны все скопом, а считают каждого по отдельности».

Кроме того, помимо таких манипуляций с нормативами ПЭС полученную сумму долга еще и умножил на коэффициент 1,5. Этот коэффициент тоже предусмотрен законодательством: он является мерой ответственности потребителей, если они не допускают сотрудников ПЭС для контрольной проверки показаний счетчика или уклоняются от обязанности устанавливать прибор учета. 

«По смыслу действующего законодательства применение повышающего коэффициента должно стимулировать потребителей к скорейшему устранению нарушений, и о применении такой меры потребитель должен своевременно узнать, чтобы у него была возможность быстро исправиться и избежать повышенных платежей. В данном случае ПЭС такую возможность потребителям не предоставил, применив повышающий коэффициент не «вперед», а «назад» на три года. Очевидно, цель такого применения — не мотивация к исправлению, а компенсация «потерь» ПЭС от справедливого уменьшения суммы иска. Интересно, что в качестве основания для применения коэффициента ПЭС использует факт истечения срока межповерочного интервала прибора учета в 2016 году. Только ПЭС почему-то умалчивает, что ему было известно об этом еще три года назад, тогда как жильцы получили эту информацию от него», - отметил Михаил Иванов.

Юристы ответчиков сделали свой перерасчет (умножение на 42 без умножения на 1,5) и получили долг в 220 тыс. рублей, который их клиенты сразу и погасили — 29 января 2020 года.  С этим стороны и подошли к судебному заседанию 6 февраля, на котором побывал наш корреспондент.

На заседании представитель Петроэлектросбыта заявила, что в связи с частичной оплатой долга сумма иска снижается примерно до 260 тыс. рублей. В свою очередь юристы Мария Васильева и Михаил Иванов ходатайствовали о приобщении к делу ответа комитета по тарифам на запрос жильцов — о том, что считать следует нормативы по квартире целиком, а не по каждой из комнат, а вот требовать и взыскивать — с каждой семьи по отдельности по этому нормативу. 

Суд приобщил документ, а затем... отложил заседание на середину марта. Потому что один жилец, прописанный в одной из 50 комнат, развелся с женой и уехал работать дальнобойщиком (а из комнаты не выписался). Уведомить его сложно — никто не знает, где он находится. А без него принять решение суд не может. 

Пока суд изучает ответ комитета по тарифам, корреспондент НП тоже обратился туда за разъяснениями. 

«Кто прав, кто виноват определить сможет только суд, — ответили в комитете. — В полномочия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга входит проверка корректности применения установленных и регулируемых на ресурсы тарифов. В данной ситуации речь идет об объемах потребленного ресурса, что относится к компетенции Государственной жилищной инспекции».

При этом в комитете добавили, что с 1 июля 2020 года Петроэлектросбыт будет обязан сам обеспечить жильцов приборами учета. Возможно, когда он свою обязанность выполнит, у него отпадет необходимость мудрить с нормативами и таскать толпы жильцов по судам.


Актуально сегодня