Лифты на миллиард. В особой экономической зоне Петербурга появится новое производство

Петербургский производитель лифтов ООО «Алекс-Лифт» планирует заметно расширить бизнес за счет строительства нового предприятия стоимостью 1 млрд рублей. Расширение отечественных проектов имеет стратегическое значение, но многие сегменты лифтостроения остаются полностью импортозависимыми, отмечают эксперты.

Петербургский производитель лифтов «Алекс-Лифт» намерен построить в особой экономической зоне города новый завод по выпуску лифтов и лифтового оборудования за 1 млрд рублей. Сейчас на территории под застройку ведутся предпроектные работы. В компании «Алекс-Лифт» подробности проекта «Новому проспекту» не раскрыли.

Как сообщили в ОЭЗ, представители компании уведомляли руководство зоны о намерениях расшириться. Информация о планах «Алекс-Лифт» по расширению также размещена на сайте разработчика проекта ООО «ПКР».

Генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов в беседе с «Новым проспектом» назвал «Алекс-Лифт» региональным стабильно развивающимся игроком.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Группа компаний «Алекс-Лифт» включает в себя одноименную компанию, ООО «Лифтстройуправление», ООО «ЛСУ-Трейд» и ООО «Небоскреб-2000» с общей выручкой более 1,4 млрд рублей за 2021 год (по данным СПАРК). Владельцем группы выступает Наталья Антонова. Как указано на официальном сайте «Алекс-Лифт», предприятие работает на рынке лифтостроения более 16 лет. За это время было произведено более 2 тыс. лифтов.

Операция «сделай сам»

Отраслевые эксперты напоминают, что на фоне санкций в прошлом году с российского рынка ушли некоторые зарубежные лифтовые компании, в их числе американская OTIS и финская Kone. Параллельно снизились объемы производства российской продукции. Как говорил в декабре прошлого года глава «ДОМ.РФ» Виталий Мутко со ссылкой на Росстат, за 11 месяцев 2022 года в России было произведено 19,5 тыс. лифтов, что на 33,5% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.

«Тем не менее у большинства проектов зданий в классе бизнес и эконом нет и не будет проблем с оснащением лифтами, поскольку минский завод «Могилевмаш» и российские производители поставляют на рынок качественную продукцию», — говорит Алексей Белоусов, глава Объединения строителей Петербурга.

По его словам, могут возникнуть проблемы с лифтами лишь в элитном сегменте. «Но здесь ситуацию вполне сможет решить параллельный импорт, потому что объемы требуются небольшие», — пояснил Алексей Белоусов.

О том, что на данный момент производство российских лифтов в целом позволяет закрыть потребности в лифтах зданий высотой до 33 этажей, говорит председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. «Более 90% лифтов в существующих новостройках нашей страны — российские. Также сейчас активно идут поставки лифтового оборудования из Турции и Китая, а также из Белоруссии», — отмечает она.

Кроме того, по ее словам, некоторые девелоперы на фоне кризиса смогли изменить проекты, а кто не успел — занимаются завозом в страну иностранных лифтов. «В любом случае ситуация решаемая. Кроме того, в нашей стране идут разработки и самих высокоскоростных лифтов, и различных технических узлов и устройств для них», — добавила Ирина Доброхотова.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По оценкам Российского лифтового объединения, емкость отечественного рынка лифтов в 2023 году составит около 40 тыс. единиц. Подъемные устройства нужны не только для жилых новостроек: емким направлением остается замена старых лифтов на новые.

По данным журнала «Лифтинформ», в многоквартирных домах РФ функционирует 530 тыс. лифтов. Ежегодно в России требуется замена более 13 тыс. устаревших устройств. Только в Петербурге превышен срок эксплуатации 7,5 тыс. лифтов в многоквартирных домах. В год необходимо менять 1,5 тыс. подъемных устройств, сообщали в Жилищном комитете Смольного. На эти нужды в городском бюджете на 2023-2025 годы предусмотрены субсидии в размере 6 млрд рублей ежегодно.

Made in Russia

Сегодня российские девелоперы могут рассчитывать в основном на расширение производства отечественных лифтов. В России в этом сегменте работают Щербинский лифтостроительный завод (является лидером и занимает 20% рынка), «Мослифт», «МЭЛ», ПО «Евролифтмаш», ПКФ «Сиблифт», «Канмаш ДСО», «Еонесси», СПбЛЗ и другие компании, сообщает BusinesStat. В Петербурге в том числе работают Санкт‑Петербургский лифтовой завод и «МЛМ Невский Лифт».

Сейчас расширяется Серпуховский лифтостроительный завод: он успешно завершил испытания новой линейки продукции.

«Их лифты будут использованы для новых домов и для производства капремонта в многоэтажках. Проектная мощность завода — 12 тыс. изделий в год. Также на днях совершил ребрендинг преемник компании OTIS, у которого два завода — в Петербурге и под Москвой. Общая проектная мощность этих производств — более 20 тыс. изделий в год», — комментирует Ирина Доброхотова.

Три важные детали

Эксперты отмечают, что импортозамещение в сегменте строительства лифтов не обходится без проблем. «У нас в отрасли есть три полностью импортозависимые позиции. Первая — это частотный преобразователь, который делает плавным движение кабины и дверей. Наши компании такие комплектующие пока не делают. Вторая импортная позиция — микроэлектроника в станциях управления лифтами. Пока она идет из Китая. И третья — безредукторные лебедки. Отечественные компании их пока не производят в нужном количестве. Чтобы полностью освободиться от импорта, отрасли нужна серьезная поддержка со стороны государства», — заключил Петр Харламов.


Актуально сегодня