Лесные дани. Аренда лесного фонда подорожает
В следующем году в России значительно повысятся ставки аренды лесного фонда, что ударит по лесозаготовителям. В Ленобласти, например, повышение ставок составит до 30%. «Новый проспект» спросил участников ЛПК на Северо-Западе, какими будут последствия для всей отрасли.
Как поясняют представители отрасли, размер арендной платы вырастет в результате действия двух документов. Основой из них — это постановление правительства РФ от 10 апреля 2023 года №578 «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
«Постановление изменяет подход к определению ставок арендной платы. В частности, к минимальным ставкам будут применяться два коэффициента. Один будет учитывать кратчайшее расстояние от центра лесного квартала, где ведется заготовка древесины до ближайшего пункта, откуда возможны ее погрузка и перевозка, второй будет учитывать ликвидный запас древесины», — поясняет глава Союза лесопромышленников Ленобласти, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ им. Кирова Владимир Петров. По его словам, постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но из-за разночтений неясно, к каким договорам аренды лесных участков оно будет применяться: к вновь заключаемым или к действующим.
Документ номер два
Ситуацию также ухудшит и постановление правительства РФ от 23 декабря 2022 года №2405 «О применении в 2023—2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Здесь речь идет о регулярном ежегодном введении повышающих коэффициентов к минимальным ставкам арендной платы, установленным в 2007 году, поясняет Владимир Петров. По его словам, наиболее значительно на рост арендных платежей повлияет постановление №578. Если применить требования этого постановления к ныне действующим договорам, то рост ставок арендной платы за лесопользование в Ленобласти может составить до 30%, отмечает эксперт.
«В результате снизятся доходы лесопользователей, потому что цены на древесину не растут, но увеличиваются транспортные расходы, дорожают ГСМ, запчасти, ремонт, новое оборудование. Суммарно такая ситуация приведет к снижению рентабельности бизнеса лесозаготовителей, которая сейчас составляет всего 1-2%. А по некоторым видам сортаментов мы уже ушли в минус. Повышение арендных ставок приведет к тому, что предприятия окажутся на грани нулевых показателей в лесной экономике, что сделает бизнес по заготовке древесины малоинтересным», — оценивает перспективы Владимир Петров.
Другие представители отрасли высказываются более категорично. «Грядущее повышение ставок аренды лесных участков — это чудовищно и самым негативным образом скажется на всём лесопромышленном комплексе, в том числе на деревоперерабатывающих производствах. Постановление правительства №578 было принято без согласования с бизнесом; это и дальнейшее развитие событий показывают, что профильные органы власти, которые, по идее, должны действовать в интересах ЛПК, на эти интересы наплевали», — заявил генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РФ Тимур Иртуганов.
В Ленобласти работают более 200 арендаторов лесфонда. Общая площадь лесных угодий составляет 5,6 млн га, в аренду передано 78%. В прошлом году суммарные поступления платежей во все уровни бюджетной системы составили около 2,5 млрд рублей, из них в бюджет области поступило 12%. Арендная плата за право пользования лесными участками в себестоимости лесозаготовок составляет около 10%. По оценкам участников рынка, у средних заготовителей (с объемом в 30-50 тыс. м3 в год) арендные платежи составляют около 10 млн рублей в год, у крупных компаний с объемами заготовки в 300 тыс. м3 древесины в год — достигают 100-150 млн рублей.
Впрочем, некоторые эксперты катастрофы в повышении ставок не видят. «По большому счету, эти расходы не так значительны в общей сумме затрат лесозаготовителей», — считает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. «Скорее всего, работающие компании, которые уже наладили новые рынки сбыта, изменения ощутят, но продолжат работать», — говорит он. При этом грядущее повышение ставок арендной платы больно ударит по предприятиям, которые сейчас сократили заготовку древесины или вовсе ее приостановили. Тут может дойти и до закрытия ряда компаний, уверен эксперт.
О том, что работающие заготовители, скорее всего, смогут продолжить работу и при повышенных ставках, говорит и генеральный директор ООО «Северо-Западный холдинг» Иван Иванов.
Что у соседей
Что касается соседних регионов, то в Новгородской области пока представители ЛПК не сильно волнуются. «Серьезных вопросов по изменению тарифов в Новгородской области нет, это не первый раз, и это прописано в законе. Да, это плохо, потому что полтора года назад очень сильно изменились условия работы лесозаготовителей, пришлось перестраивать цепочки поставок продукции. Но закон гласит «надо», значит надо. Обсуждать закон нет смысла», — комментирует президент Ассоциации природопользователей и лесопромышленников Новгородской области Михаил Яковлев.
«Расчетов по новой методике мы не делали, там много нюансов. Рост около 30% — был уже такой скачок несколько лет назад, ситуация была та же самая. Но тогда был хотя бы сбыт налажен. Тогда, конечно, все сильно возмутились, но ремни затянули и пошли работать дальше. Сейчас, конечно, для арендаторов это сложнее, особенно для некрупных, у кого нет больших оборотов», — поясняет Михаил Яковлев.
По его словам, какая-то волна недовольства может произойти, когда компаниям рассчитают аренду на 2024 год и пришлют соответствующие «письма счастья».