Лес в больших руках. У регионов отбирают право на лесные угодья

Федеральные власти планируют забрать у регионов полномочия по предоставлению участков лесного фонда в аренду. Это кардинально изменит систему распоряжения лесами в стране. По мнению экспертов, из сегмента начнет уходить малый и средний бизнес. В Ленобласти он сейчас занимает 40% рынка, а в целом по стране — более 50%.

Минприроды РФ разработало законопроект, который поэтапно отдаст на федеральный уровень полномочия по предоставлению лесных участков в аренду. Об этом сообщила пресс-служба Рослесхоза. Проект федерального закона подготовлен по поручению президента РФ на совещании по развитию и декриминализации лесного комплекса в конце сентября текущего года.

По данным Рослесхоза, изменения закона необходимы, поскольку «лесопромышленники часто сталкиваются со сложностями при подборе лесных участков». «Проблема усугубляется, если речь идет о межрегиональном инвестиционном проекте, для реализации которого необходима лесосырьевая база сразу в нескольких регионах», — отмечается в сообщении Рослесхоза.

В настоящее время лесной фонд находится в федеральной собственности, но его участки в долгосрочную аренду (на 49 лет) предоставляют региональные власти. Если закон будет принят, федеральный центр начнет предоставлять лесные участки для реализации инвестпроектов сам уже с 1 января 2022 года.

Игроки рынка предполагают, что новый федеральный закон в первую очередь коснется тех компаний, у которых в ближайшее время заканчиваются договоры аренды.

Коррупция может стать масштабней

Представители лесопромышленного комплекса в целом принимают логику федералов и считают, что идея переноса полномочий «наверх» оправдана. Но авторизованно комментировать новый законопроект отказываются, и вот почему.

«Получить участок лесного фонда в аренду без взятки сегодня невозможно», — сетует один из собеседников «Нового проспекта». Давление региональных элит на местные власти, по его словам, обычно так велико, что вопросы решаются положительно только в отношении определенных компаний. «Очевидно, что новая мера будет направлена в первую на снижение коррупции в регионах. И это, конечно, плюс», — рассуждает собеседник «Нового проспекта». «Но пока не понятно, насколько эффективно будет решена задача с передачей полномочий в Москву. Очевидно, что в этом случае все вопросы, связанные с предоставлением лесного фонда, будут решаться гораздо дольше, чем сейчас», — отмечает другой представитель отрасли.

 Наконец, не стоит забывать, что многие хорошие идеи, предложенные федералами (и тем же Минприроды), оказались реализованы с искажениями. «Нет никаких гарантий что коррупция, от которой страдают лесопромышленники, в итоге не станет еще масштабней», — переживает еще один бизнесмен.

Только этого мало

Представители крупных холдингов оценивают новую законодательную инициативу осторожно. «Возможно, федеральному центру стоит забрать под свое крыло не все участки лесного фонда, а только крупные, которые предназначены для реализации больших инвестпроектов, таких, например, как строительство ЦБК», — говорит глава ГК «УЛК» Владимир Буторин.

На запрос «Нового проспекта» о последствиях этого решения для отрасли в компании Segezha Group ответили, что один этот шаг проблемы лесной индустрии не решит — нужны и другие. «Чтобы у государства и лесопользователей была достоверная информация о возобновлении лесного фонда на 5–10 лет вперед, нужна коренная модернизация всей системы лесоучетных работ и внедрение в индустрию цифровых технологий», — передал через пресс-службу управляющий директор Segezha Group по реализации государственных программ развития и лесной политике Николай Иванов.

По мнению одного из аналитиков, гораздо эффективней было бы сохранить за регионами право предоставлять участки лесного фонда бизнесу, но при этом внедрить четкий, прозрачный и понятный механизм распоряжения лесными ресурсами.

Александр Протченко, руководитель направления «Лесоуправление» компании «Свеза», уверен, что законодательная инициатива требует уточнения. «При согласовании договора о предоставлении участков может удлиниться цепочка коммуникаций между арендатором и арендодателем. Это в целом приведет к увеличению сроков подписания документов и передачи лесных ресурсов. При этом, региональные власти не могут быть полностью исключены из данного процесса, поскольку именно они обладают всей полнотой информации по объему и качеству лесного фонда,  а также по экономической доступности участков», — говорит Александр Протченко.

Малышам здесь не место!

Эксперты уверены, что государство с помощью новых мер замкнет на себя право предоставлять самые интересные участки лесного фонда крупным корпорациям, что приведет к усилению их позиций на рынке лесозаготовки и постепенному выдавливанию из сегмента малого и среднего бизнеса.

По оценке агентства лесопромышленной аналитики WhatWood, сейчас в сегменте лесопиления на долю малого бизнеса приходится минимум 50% объема производства в России, а аренда лесфонда и лесозаготовка в стране в основном в руках малого и среднего бизнеса: их совокупная доля — около 60%.

«Цель федеральных властей понятна — сосредоточить лесной фонд в руках крупных игроков, чтобы ресурс не ушел мелким заготовителям. Фактически мы имеем тренд на централизацию отрасли. Это логично, ведь крупных игроков проще контролировать», — говорит аналитик журнала «Леспроминформ» Артем Лукичев. По его прогнозу, малый бизнес со временем будет вытеснен с рынка как самостоятельный игрок, но сможет остаться у крупных игроков на подрядах или заняться переработкой и продажей пиломатериалов и другой готовой продукции.

О том, что действия федеральных властей не лишены логики, говорит и Виталий Липский, руководитель Лесного агентства развития и инвестиций. По его мнению, правительство делает ставку на переработку древесины внутри страны, и при такой ситуации логично, что именно крупным переработчикам предоставят сырьевую базу. «Я думаю, что в ближайшем будущем лес не будут получать компании, у которых нет собственной переработки», — считает Виталий Липский.

С ним согласна старший консультант агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Марина Зотова. Она отмечает, что после изменения законодательства те арендаторы, которые не нацелены на переработку древесины внутри страны, участки не получат.

Леса не осталось

По оценке главы Союза лесопромышленников Ленобласти Юрия Орлова, на сегодня в России в аренде находится всего около 20% от общего объема расчетной лесосеки (объем леса, который можно ежегодно заготавливать, составляет 704 млн м3 в год по всей стране). Однако все самые привлекательные участки уже в работе, а неосвоенные участки расположены в таких местах, где их аренда экономически невыгодна. «Например, никто не захочет брать в аренду делянку, к которой надо проложить дорогу длиной в 100 км», — поясняет он.

По словам Юрия Орлова, в Ленобласти свободных участков лесного фонда уже не осталось. В регионе зарегистрировано около 200 арендаторов лесного фонда, из них эффективно работают около половины, при этом около 40% — это малые и средние предприятия с разными объемами заготовки — от 10–12 тыс. м3 до 200–300 тыс. м3 в год.

Крупными арендаторами в регионе считаются компании, которые заготавливают около 500 тыс м3 в год. В соседних богатых лесом областях есть и более крупные компании, которые заготавливают миллион и даже несколько миллионов кубометров древесины в год. Это ГК «УЛК», «Вологодские промышленники», ГК «Титан».

Справка «Нового проспекта»:

В 2019 году объемы заготовки древесины в России снизились на 5,3%, до 141,2 млн м3, по информации аналитического портала «Продерево». Что касается сферы переработки леса, то производство пиломатериалов в России в 2019 году выросло на 4,7%, до 29,9 млн м3, выпуск фанеры сократился на 1%, до 4 млн м3. Производство древесных плит в прошлом году составило 10 млн условных кубометров древесно-стружечных плит и 682 млн условных кубометров древесно-волокнистых плит. При этом экспортная выручка российского ЛПК в 2019 году сократилась на 8,36%, до $12,27 млрд, подсчитали специалисты аналитической компании Whatwood.

Актуально сегодня