В Ленобласти банкротится крупнейший российский производитель перепелиных яиц

В Ленинградской области банкротится один из крупнейших в России производителей перепелиного яйца — ООО «Перепёлочка», подконтрольное известному бизнесмену Юрию Трусову. Новым инвестором предприятия может стать поставщик зерна.

Банкротный иск к предприятию подал Лужский комбикормовый завод. «Перепёлочка» не смогла расплатиться с ним за поставку кормов. Также финансовые претензии, судя по материалам Арбитражного суда, есть у Тосненского комбикормового завода и других поставщиков зерна, в том числе ООО «Агроком СПб» (подконтрольно Сергею Силину и его партнёрам).

Близкие к предприятию источники сообщают, что ООО «Перепёлочка» сильно закредитовано: его общая задолженность перед банками и поставщиками составляет более 200 млн рублей. При этом доходы за 2017 год — 173 млн рублей, а прибыль — около 2 млн рублей. Ещё один актив Юрия Трусова по производству перепелиного яйца — «Птичий двор». Там в 2017 году доходы составили 43 млн рублей, а убыток — 31 млн рублей. 

Судя по данным СПАРК, осенью 2018 года Юрий Трусов переписал активы на свою дочь Елену. Источники в отрасли пояснили, что это связано с его состоянием здоровья: Трусову уже почти 80 лет, и он не может участвовать в оперативном управлении. «Юрий Васильевич часто находится на лечении, поэтому руководством не занимается. Его семью производство не особо интересует», — рассказал один из собеседников издания.

Корма тянут на дно

По словам участников рынка, некоторое время назад Трусов привлёк к работе экс-владельца птицефабрики «Синявинская» Никиту Мельникова. Однако сам Мельников сообщил, что никакого отношения к управлению бизнесом Юрия Трусова не имел, но в курсе ситуации на предприятиях. ​

Обе фабрики в конце осени 2018 года сменили руководство — гендиректором стал Александр Артемьев. Он также является совладельцем компании «Регион», которая имеет отношение к «Агроком СПб». На звонки «Нового проспекта» Артемьев не ответил. Сергей Силин от комментариев отказался. Один из отраслевых источников говорит, что поставщик решил взяться за спасение предприятия, чтобы в том числе вернуть свои средства — несколько десятков миллионов рублей.

Сейчас годовой объём производства перепелиного мяса и яйца в хозяйствах Юрия Трусова составляет 53 тонны и около 56 млн штук соответственно. ООО «Перепёлочка» также выпускает охлажденные полуфабрикаты, а два года назад запустило цех по производству копчёной продукции. 

Помимо управленческих проблем, «Перепёлочку» могли подкосить высокие цены на корма. По наблюдениям участников рынка, с июля по октябрь 2018 года рост цен на кормовое зерно достиг 25%, в то время как раньше аналогичная динамика наблюдалась за 3-5 лет. «Перепёлки едят только дорогой высококачественный корм, а выход на килограмм веса очень мал. При резком росте цен рынок не способен «проглотить» реальную сегодняшнюю стоимость мяса и яйца — сети дают очень низкую закупочную цену», — комментирует соучредитель компании ООО «ПерепелКиНы и Жоевъ» Николай Киселев (см. развернутый комментарий).

В ООО «КЬЮЭГГ» (поставщик перепелиной продукции под управлением АО «Угличская птицефабрика») подтвердили, что проблемы в отрасли есть у всех из-за цен на пшеницу, которая дорожает с весны 2018 года. Следом подтянулись цены на топливо. «Всё грустно», — посетовали производители.

«Корма и так составляют 45% от затратного фонда птицеводов. Вовремя не рассчитался с поставщиком — получил еще половину нагрузки. Вторая причина проблем — кредиторская задолженность предприятий, когда предприниматели получают средства, запускают новые цеха, но не успевают заработать», — комментирует директор Шепиловской птицефабрики Александр Уляев.

Он говорит, что за 10 лет затраты на выращивание и содержание перепёлок выросли в 3,5-4 раза. Так, цены на комбикорма увеличились в 3 раза: зернохранилища и элеваторы на фоне высокого курса ориентированы на экспорт, а на внутренний рынок продают товар неохотно, либо дорого, а некоторые компоненты, такие как соевый шрот и витаминно-минеральные добавки, можно купить только за валюту. «Солярка подорожала в 4 раза, заработные платы выросли в 2 раза. Это 80% себестоимости. При этом рынок не даёт поднимать закупочную цену на яйцо, пробиваться в сети и договариваться с ними тяжело», — пояснил Александр Уляев.

Трудная птица

По данным комитета по АПК правительства Ленобласти, в 2017 году в области произведено около 108 млн перепелиных яиц и 160 тонн мяса. «Перепёлочка» входит в тройку лидеров среди российских предприятий наряду с ОАО «Угличская птицефабрика» в Ярославской области (выпускает до 220 млн яиц и около 570 тонн мяса ежегодно) и «Шепиловской птицефабрикой» в Серпуховском районе Подмосковья (производит 42,2 млн яиц в год). 

Ёмкость российского рынка перепелиного яйца эксперты оценивают в 2 млрд штук ежегодно. Из-за сравнительно высокой стоимости такая продукция имеет ограниченный спрос. Средняя цена 1 кг перепелиного мяса в рознице — около 1 тыс. рублей, упаковка яиц (20 шт.) стоит около 70 рублей. Среднестатистический россиянин покупает такой продукт раз в несколько лет, а то и реже. Мясо перепелов закупают в основном рестораны и магазины высокого ценового сегмента.

Поэтому рассчитывать на интерес серьёзных инвесторов к проблемным активам не приходится. Впрочем, по мнению гендиректора компании «Агриконсалт» Андрея Голохвастова, при грамотном подходе производители перепелиных яиц и мяса вполне могут найти свою нишу. «Правильное диетическое питание набирает популярность. Да, безусловный лидер в сегменте мяса птицы — бройлер, на фоне которого даже индейка занимает лишь долю в 4%, не говоря о мизерной нише перепелов. Тем не менее свой покупатель, как и у любой узконаправленной продукции, у неё есть», — рассуждает эксперт.

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Актуально сегодня