Ленобласть колбасит. В регионе закрываются мясные производства

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Управление ФНС по Ленобласти подало иск о банкротстве производителя мясных изделий ООО «Комбинат «Агро-Озерный». Предприятию так и не удалось запустить широко анонсированное производство. Как выяснил «Новый проспект», за последнее время в Ленобласти закрылось еще несколько небольших заводов по переработке мяса. Инвесторов подкосили высокая конкуренция и отсутствие собственной сырьевой базы.

УФНС по Ленобласти подало иск о банкротстве к ООО «Комбинат «Агро-Озерный», которое в 2017 году анонсировало открытие завода по производству колбас в Большой Ижоре Ломоносовского района. По данным картотеки арбитражных дел, сумма требований к компании составляет 1,2 млн рублей. По информации СПАРК, налоговики также заблокировали ее счета.

Связаться с представителями компании не удалось. Однако собеседник «Нового проспекта» в районной администрации сказал, что у комбината были «сложности с запуском, в том числе из-за соблюдений требований Роспотребнадзора, которые он не смог преодолеть».

«Агро-Озерный», основанный петербуржцем Евгением Рязанцевым, ранее работавшим в сфере финансовой аналитики, был введен в эксплуатацию в 2017 году. В запуск проекта инвестор вложил 100 млн рублей и планировал выпускать до 250 т разных колбас в месяц. По СПАРК, все доли Евгения Рязанцева в компании выкупил Дмитрий Проценко, который был совладельцем двух петербургских предприятий по продаже рыбы (ООО «СПРК» и ООО «Профиш»).

Мясо без песен

Как выяснил «Новый проспект», неудача постигла еще один проект по переработке мяса в Ленобласти. Так, в 2017 году совладелец компании «Петрохолод — Пищевые технологии» Давид Турабелидзе, известный певец Сосо Павлиашвили и владелец украинских агропредприятий Михаил Джимшиашвили анонсировали запуск нового предприятия на базе обанкротившегося мясокомбината «Санкт-Петербург» за 150 млн рублей.

Новый завод должен был заработать в поселке Лаголово Ломоносовского района и производить 50 т готовой мясной продукции в сутки. Проектом управляло ООО «Агрокомплекс ЛМК». По данным «Картотеки.ру», выручки от продажи за прошлый год у компании нет, а убыток составил 23 млн рублей. Как сообщили «Новому проспекту» в администрации Ломоносовского района, предприятие так и не было запущено.

Кроме того, в конкурсном производстве находится петербургское производство мясопродуктов ООО «МК «Северо-Запад», созданное в 2016 году основателем «Пит-Продукта» Геннадием Емельяновым.

Тем временем небольшие мясокомбинаты Петербурга и Ленобласти, работающие стабильно, постепенно вливаются в состав крупных федеральных холдингов. Группа «Черкизово» в 2018 году приобрела петербургскую ГК «Самсон — Продукты питания», а в текущем году она купила мясоперерабатывающий завод «Пит-Продукт» у финской группы Atria.

Сырьё и конкуренция

Участники рынка отмечают, что игрокам рынка мясопереработки сложно выжить без собственной сырьевой базы. «Сейчас успешно заниматься развитием производства мясных продуктов могут лишь вертикально интегрированные холдинги, включающие собственное поголовье скота и подразделения по заготовке кормов, которые позволяют снизить себестоимость конечной продукции и обеспечивают переработку сырьём», — комментирует гендиректор ООО «Рассвет Плюс» Андрей Крылов. Также, по его словам, без собственной сырьевой базы стабильно работать могут небольшие региональные переработчики, которые не претендуют на завоевание большой доли рынка. «Поэтому новые проекты были изначально обречены на неудачу», — считает он.

Другой участник рынка полагает, что не открывшиеся и обанкротившиеся предприятия могли подкосить неквалифицированный менеджмент и неправильная ассортиментная политика. «Возможен и другой вариант — желание инвесторов привлечь кредиты под какие угодно проекты», — предположил собеседник «Нового проспекта».

О других рисках в сегменте производства готовых мясных продуктов рассказал руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, за последние 15 лет конкуренция на рынке готовых мясных изделий значительно усилилась за счет появления новых игроков, а потребление этой продукции не растет.

«Потребление мяса и мясных продуктов за последние лет двадцать выросло на 60%, но при этом сегмент готовых мясных изделий увеличился лишь на 10%. Сейчас россияне предпочитают приобрести мясо и приготовить его самостоятельно, а не покупать дорогие колбасы и другие мясные деликатесы», — поясняет Сергей Юшин.

«Рынок меняется: с готовыми мясными продуктами сейчас также конкурируют их аналоги на растительной основе», — говорит Геннадий Емельянов.

«Кроме того, производство готовой мясной продукции — сложный процесс. Тут производителю важно не ошибиться с выбором ассортиментной матрицы и выстроить отношения с торговыми сетями», — отмечает Сергей Юшин.

В перспективе, по его словам, новые перерабатывающие производства могут появиться в составе крупных федеральных холдингов, располагающих собственной сырьевой базой. «Эти компании могут инвестировать в переработку, чтобы выйти в сегмент продукции с более высокой маржинальностью», — считает Сергей Юшин.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным Национальной мясной ассоциации, производство готовых мясных изделий в России составляет 2,5 млн т в год.

В Петербурге и Ленобласти мясную продукцию выпускают компании «Иней», Atria, мясокомбинат «Нейма» и ГК «Самсон — Продукты питания». Значительную долю на рынке занимают федеральные производители: Великолукский мясокомбинат, Останкинский мясоперерабатывающий завод, «Мираторг», «Микоян» и другие.

Актуально сегодня