Лекарство от стресса. В Петербурге растет спрос на услуги психологов и психотерапевтов
После начала спецоперации на Украине в Петербурге увеличился спрос на психологов и психотерапевтов. Эта тенденция только набирает обороты. Но есть мнение, что спрос на услуги специалистов не будет долгим, поскольку люди переходят в режим жесткой экономии.
Рост спроса на психологические услуги в Петербурге после 24 февраля отмечают все опрошенные «Новым проспектом» участники рынка.
По словам главы Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева, с начала военной спецоперации на Украине число запросов на помощь психологов, психотерапевтов и даже психиатров выросло на 20-30% по сравнению с январем и прошлым годом. Причем за специализированной помощью обращаются и взрослые, и подростки.
«Всё чаще на консультации приходят люди с паническими атаками, обсессивно-компульсивным расстройством, депрессивными состояниями, а также с острыми состояниями, которые лечат психиатры», — комментирует он.
Цены на услуги психологов и психотерапевтов, которые сейчас востребованы на рынке, колеблются от 2 тыс. до 5 тыс. рублей за консультацию. В Петербурге рынок психотерапевтических услуг в СПб не превышает 1 млрд рублей в год.
Психолог работает со здоровым человеком, который нуждается в психологической помощи. Он занимается консультированием, проведением тестов и тренингов, но не может ставить диагнозы, поэтому может не иметь медицинского образования.
Психотерапевт имеет высшее медицинское образование и работает с пациентами, у которых есть проблемы с психическим здоровьем (в том числе может назначать медикаментозное лечение). Чаще всего к нему обращаются не с тяжелыми психическими заболеваниями, а с психосоматическими расстройствами.
Психиатр — специалист в области психиатрии, работающий с тяжелыми патологиями психики.
Это страшное слово «политика»
Непростая политическая и экономическая обстановка в стране усиливает стресс. «У меня довольно много «старых» клиентов поднимают эту тему, в том числе в ходе онлайн-консультаций», — говорит Ольга Полетаева, преподаватель института «Экзистенциально-гуманистическая психология».
По ее словам, люди приходят со страхами, тревожными состояниями и стыдом за то, как ведет себя наша страна. «Особенно яркое чувство вины у русскоязычных граждан, которые живут за границей, например в Чехии, Нидерландах. В этих странах Россия представляется в крайне негативном свете. А им там жить», — поясняет она.
«Одна клиентка из Англии говорит, что на нее стали косо посматривать местные жители. Она беспокоится, как будет жить и ладить с этими соседями дальше», — делится глава центра психологической и логопедической помощи «Гармония» Юлия Горбатовская.
По словам Ольги Полетаевой, на консультациях также поднимаются и другие вопросы: что будет дальше, как жить, будет ли призыв в армию. «Все посетители так или иначе обсуждают военную операцию на Украине и всё, что с ней связано», — отмечают в психологической студии «АСМ-Мастер».
В пресс-службе Санкт-Петербургской региональной общественной организации «ИНГО. Кризисный центр для женщин» (помогает женщинам, пострадавшим от насилия) рассказали, что многие из обратившихся за последнее время женщин отмечают повышенный уровень тревожности. Они обеспокоены своим дальнейшим финансовым состоянием. У многих обострились флешбэки, связанные с ранее произошедшими ситуациями насилия, а некоторые сообщают, что насилие в отношении них применил партнер, который ранее не проявлял агрессию.
Врач-психиатр высшей категории из Семейной клиники доктора Пеля Ольга Волкова рассказывает, что в конце февраля у нее количество пациентов увеличилось примерно в 2 раза. «Как правило, это пациенты с тревожным расстройством, расстройством невротического спектра и нарушением сна. Они проходят индивидуальную терапию и, в зависимости от сложности случая, я назначаю им препараты. На своем опыте могу сказать, что у пациентов сейчас не возникает проблем с приобретением препаратов в аптеках», — комментирует она.
По словам Ольги Волковой, расстройства тревожного спектра у всех проявляются по-разному: в виде панических атак, постоянных тревожных состояний, нарушений сна, аппетита. Медикаментозной терапии в таких случаях недостаточно, требуется индивидуальная или групповая психотерапия, работа с мышлением и когнитивными искажениями.
«Спрос на неврологические препараты и антидепрессанты не вырос, хотя люди стали чаще посещать врачей-психиатров. Это может быть связано с тем, что многие пациенты способны идти на поправку, посещая психотерапевта, но при этом обходясь без подключения медикаментозной терапии», — заключает Ольга Волкова.
Спрос будет расти, но недолго
Некоторые специалисты, с которыми пообщался «Новый проспект», считают, что спрос на услуги психологов и психотерапевтов может увеличиться в ближайшее время. Например, представитель медицинского центра «ХХI век» полагает, что количество запросов увеличится чуть позже, потому что еще не все потенциальные клиенты осознали, что им действительно нужна помощь специалиста.
Юлия Горбатовская отмечает, что сейчас некоторые люди по разным причинам (в основном финансовым) поставили консультации на паузу. «Но очевидно, что через несколько месяцев помощь некоторым клиентам потребуется точно. В их числе те, кто живет на Украине и прилегающих территориях», — говорит она.
Она также прогнозирует рост спроса на такой формат работы с психологом, как переписка, потому что поговорить лично получается не у всех. «Это будет актуально для людей, у которых вынужденно сменились бытовые обстоятельства жизни, например для тех, кто жил на Украине и вынужден был уехать из страны; для тех, кто принял у себя родственников из Украины и не может надолго уединиться», — комментирует она.
Но есть эксперты, которые, наоборот, прогнозируют, что запросы на платные консультации даже со временем могут сократиться, поскольку потенциальные посетители уже приняли решение экономить деньги в ожидании смутных времен.
«Спрос будет увеличиваться в сегменте бесплатных психологических и психотерапевтических услуг, а объем платных услуг будет сокращаться», — считает психолог Владислава Шалапанова.
Время и деньги
В Петербурге, как поясняют участники рынка, помощь психотерапевта и психиатра можно получить не в районных поликлиниках, а в специализированных учреждениях — психоневрологических диспансерах. «Но там помощь может быть не слишком квалифицированной, поскольку на прием одного человека отводится всего 15-20 минут. Этого недостаточно, чтобы поработать с пациентом», — считает Владимир Курпатов, президент Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации. По его мнению, для полноценной работы с одним человеком нужно выделять 50-60 минут на один прием.
Есть и другая возможность получить бесплатную консультацию. Например, некоторые частные психологические и психотерапевтические центры в Петербурге регулярно вводят в свое расписание несколько бесплатных приемов в неделю.
Телефоны доверия для тех, кому плохо
Еще одна бесплатная услуга психологической помощи — телефоны доверия. Они, конечно, не могут заменить курс очных консультаций, но позволяют несколько снизить уровень тревожности здесь и сейчас и понять, насколько нужна звонящему регулярная помощь специалиста.
Горячие линии работают при Городской психиатрической больнице №7 им. академика Павлова. Там же работают несколько телефонов доверия для подростков и родителей, а также телефоны доверия для онкопациентов.
По отзывам специалистов, количество звонков на такие горячие линии с 24 февраля заметно выросло. Как говорит Наталья Безрукова, руководитель кризисной службы телефона доверия Центра психологической и социальной помощи «Радомира», люди обращаются по общим вопросам, таким как тревога за будущее в целом, и по поводу конкретных проблем, например, что делать, если потерял работу, как успокоиться в такой ситуации и как составить план дальнейших действий.
По словам Наталья Безруковой, услугами телефона доверия пользуются чаще всего граждане с невысокими доходами.
Примечательно, что число проблем, связанных с тревожно-депрессивными состояниями в нашей стране, растет последние 30 лет. «Основной причиной этого эксперты называют урбанизацию, то есть жизнь в больших городах и увеличение количества их жителей. Сыграло роль и увеличение информационных потоков из интернета», — комментирует Владимир Курпатов.
За последние 3 года, по его словам, значительное влияние на увеличение тревожно-депрессивных расстройств оказала эпидемия коронавируса, вернее информационный шум вокруг нее, а также введение локдаунов, QR-кодов и других ограничительных мер.
«По разным оценкам, за последние 2 года число расстройств психической деятельности у россиян (и не только) увеличивается на 30% ежегодно», — заключает Владимир Курпатов. Рынок психотерапевтических услуг в Петербурге, по оценкам его участников, не превышает 1 млрд рублей в год.