Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму
Новый проспект
Статьи

Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму

Прочитано: 2167
Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму
Руководство Крыма лоббирует передачу заказов на ледоколы и буксирно-спасательные суда феодосийскому судостроительному заводу «Море». До сих пор основными исполнителями таких заказов были верфи Северо-Запада, в частности Петербурга. 

Власти Крыма прорабатывают вопрос об увеличении загрузки оборонных предприятий полуострова, которая сейчас не превышает 62%, и в частности судостроительных мощностей. Одним из решения проблемы власти полуострова видят развитие гражданского судостроения на АО «Судостроительный завод «Море» в Феодосии, входящем в госкорпорацию «Ростех». В ближайшие 4 года на завод хотят привлечь 9 новых заказов — на ледоколы и буксирно-спасательные суда.

«Считаем необходимым сделать судостроительный завод «Море» единственным исполнителем по серийному строительству гражданских судов в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», а также федеральных проектов «Северный морской путь» и «Морские порты России». Первый проект предполагает строительство пяти буксирно-спасательных судов в период до 2024 года, второй — четырех ледоколов», — сообщил глава Крыма Сергей Аксёнов во время своего отчета перед депутатами республиканского Госсовета (цитата по Крыминформу). Соответствующие предложения, по словам Аксенова, внесены в правительство России, «вопрос прорабатывается».

Заказы для северян

До сих пор ледоколы в основном строились на верфях Северо-Запада: Балтийском заводе, Выборгском судостроительном заводе, прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Сейчас, например, сразу четыре атомных ледокола проекта 22220 строятся на Балтийском заводе. 

А Выборгский судостроительный завод в 2012–2016 годах построил и сдал серию из трех дизель-электрических ледоколов проекта 21900М2. Конкурс на четвертый ледокол этого проекта в 2019 году выиграла еще одна петербургская верфь — судостроительный завод «Пелла». 

В активе «Янтаря» — строительство единственного в мире косоходного ледокола проекта Р-70202 «Балтика». Претендентами на победу в объявленном в мае 2021 «Росморпортом» тендере на строительство двух двухтопливных ледоколов стоимостью 18,5 млрд рублей каждый участники рынка также называют верфи Калининграда и Петербурга. 

Нужны модернизация, кадры и финансы 

Возможное появление у северо-западных судостроительных заводов южного конкурента в деле строительства ледоколов эксперты рассматривают как теоретически возможное, но маловероятное. 

«Завод «Море» традиционно специализируется на строительстве скоростных судов. Сейчас предприятие работает над серией из 10 рыболовецких траулеров, компетенций для строительства ледокольного флота у него нет», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. 

«Завод «Море» имеет определенные инфраструктурные ограничения, не позволяющие строить и спускать большие суда, например ледоколы водоизмещением 15 тыс. т», — уточняет генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев. При этом строительство судов меньших габаритов, например буксиров ледового класса, там, по его словам, теоретически возможно.

«Сложностей с реализацией проекта строительства пяти буксирно-спасательных судов в период до 2024 года у «Моря» возникнуть не должно», — согласен аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Но строить ледоколы, по его мнению, предприятие не способно: для этого требуется масштабное переоборудование судостроительных мощностей. 

«Перед тем как Выборгский судостроительный завод входил в программу строительства ледоколов, на предприятии была проведена серьезная модернизация, в частности спуско-подъемного устройства. Без этого завод не смог бы выполнить заказы на ледоколы», — вспоминает Александр Соловьев. Объем инвестиций в проект в начале 2010-х годов оценивался в 2,5 млрд рублей.

«Для того чтобы «Море» могло строить ледоколы, может понадобиться масштабное привлечение специалистов и крупное даже по меркам инвестирования в полуостров в последние годы финансирование для строительства верфи», — отмечает Евгений Миронюк. По его словам, строительство лишь одного-двух ледоколов на площадке «Моря» будет экономически нецелесообразным, ведь план строительства ледоколов до 2030 года предлагает строительство ограниченного количества ледоколов: в прошлом году Минтранс заявлял о десяти судах, и на эти контракты претендуют Северо-Западные верфи.

Санкционный барьер

Еще одним препятствием «Моря» на пути к ледоколам эксперты называют антироссийские санкции. «Они могут не позволить поставить иностранные узлы и оборудование на завод, что может сорвать сроки сдачи судов», — говорит Дмитрий Баранов. «На ледоколы, строящиеся в рамках госпрограмм, ставится очень большой объем импортного оборудования — около 60%», — подтверждает Александр Соловьев. По его словам, очень сложно говорить об импорте на что-то, строящееся на территории Крыма, а также о проведении шеф-монтажных и пусконаладочных работ. 

По мнению Дмитрия Баранова, присвоение «Морю» статуса единственного исполнителя по заказам указанных главой республикой госпрограмм «маловероятно, практически исключено». «В стране есть много судостроительных компаний, например ОСК или ССК «Звезда», которые могут строить самые разные суда, давно и успешно это делают и просто так не откажутся от этих заказов. И вряд ли кто-то из тех, кто сегодня строит ледоколы и буксиры, станет двигаться ради «Моря». Да и власти не захотят конфликта в отрасли, что может нанести серьёзнейший удар по всему отечественному судостроению, привести к росту безработицы в отрасли, банкротству многих крупных предприятий», — рассуждает эксперт. Положение судостроительных компаний Северо-Запада останется устойчивым, уверен Дмитрий Баранов.

Между тем, по мнению Александра Соловьева, теоретически выход «Моря» в нишу ледокольного строительства может стать панацеей для этого направления. «В обозримой перспективе государством на конкурсах будет разыграно восемь ледоколов разной модификации. Верфи Северо-Запада, за исключением, наверное, ПСЗ «Янтарь», не нацелены на участие в этих тендерах. Заводы обеспечены заказами, производственные программы у всех сформированы, а цены заказчик предлагает не самые интересные. Так что теоретически «Море» может стать одним из спасателей программы строительства ледокольного флота», — заключил Александр Соловьев.

судостроение госзаказ Крым
Другие статьи автора Читайте также по теме
Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.
Завод по выпуску лакокрасочных материалов из Ленобласти «Литум» пытается признать банкротом петербургского производителя судов на воздушной подушке ЦКБ «Нептун». Сумма долга ответчика не превышает 1 млн рублей, но для сторон дело, судя по всему, стало принципиальным.
На Адмиралтейских верфях в Петербурге прошла церемония поднятия государственного флага РФ на большом морозильном рыболовном траулере «Капитан Мартынов».
01.03.2024

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки