Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму

Руководство Крыма лоббирует передачу заказов на ледоколы и буксирно-спасательные суда феодосийскому судостроительному заводу «Море». До сих пор основными исполнителями таких заказов были верфи Северо-Запада, в частности Петербурга. 

Власти Крыма прорабатывают вопрос об увеличении загрузки оборонных предприятий полуострова, которая сейчас не превышает 62%, и в частности судостроительных мощностей. Одним из решения проблемы власти полуострова видят развитие гражданского судостроения на АО «Судостроительный завод «Море» в Феодосии, входящем в госкорпорацию «Ростех». В ближайшие 4 года на завод хотят привлечь 9 новых заказов — на ледоколы и буксирно-спасательные суда.

«Считаем необходимым сделать судостроительный завод «Море» единственным исполнителем по серийному строительству гражданских судов в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», а также федеральных проектов «Северный морской путь» и «Морские порты России». Первый проект предполагает строительство пяти буксирно-спасательных судов в период до 2024 года, второй — четырех ледоколов», — сообщил глава Крыма Сергей Аксёнов во время своего отчета перед депутатами республиканского Госсовета (цитата по Крыминформу). Соответствующие предложения, по словам Аксенова, внесены в правительство России, «вопрос прорабатывается».

Заказы для северян

До сих пор ледоколы в основном строились на верфях Северо-Запада: Балтийском заводе, Выборгском судостроительном заводе, прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Сейчас, например, сразу четыре атомных ледокола проекта 22220 строятся на Балтийском заводе. 

А Выборгский судостроительный завод в 2012–2016 годах построил и сдал серию из трех дизель-электрических ледоколов проекта 21900М2. Конкурс на четвертый ледокол этого проекта в 2019 году выиграла еще одна петербургская верфь — судостроительный завод «Пелла». 

В активе «Янтаря» — строительство единственного в мире косоходного ледокола проекта Р-70202 «Балтика». Претендентами на победу в объявленном в мае 2021 «Росморпортом» тендере на строительство двух двухтопливных ледоколов стоимостью 18,5 млрд рублей каждый участники рынка также называют верфи Калининграда и Петербурга. 

Нужны модернизация, кадры и финансы 

Возможное появление у северо-западных судостроительных заводов южного конкурента в деле строительства ледоколов эксперты рассматривают как теоретически возможное, но маловероятное. 

«Завод «Море» традиционно специализируется на строительстве скоростных судов. Сейчас предприятие работает над серией из 10 рыболовецких траулеров, компетенций для строительства ледокольного флота у него нет», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. 

«Завод «Море» имеет определенные инфраструктурные ограничения, не позволяющие строить и спускать большие суда, например ледоколы водоизмещением 15 тыс. т», — уточняет генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев. При этом строительство судов меньших габаритов, например буксиров ледового класса, там, по его словам, теоретически возможно.

«Сложностей с реализацией проекта строительства пяти буксирно-спасательных судов в период до 2024 года у «Моря» возникнуть не должно», — согласен аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Но строить ледоколы, по его мнению, предприятие не способно: для этого требуется масштабное переоборудование судостроительных мощностей. 

«Перед тем как Выборгский судостроительный завод входил в программу строительства ледоколов, на предприятии была проведена серьезная модернизация, в частности спуско-подъемного устройства. Без этого завод не смог бы выполнить заказы на ледоколы», — вспоминает Александр Соловьев. Объем инвестиций в проект в начале 2010-х годов оценивался в 2,5 млрд рублей.

«Для того чтобы «Море» могло строить ледоколы, может понадобиться масштабное привлечение специалистов и крупное даже по меркам инвестирования в полуостров в последние годы финансирование для строительства верфи», — отмечает Евгений Миронюк. По его словам, строительство лишь одного-двух ледоколов на площадке «Моря» будет экономически нецелесообразным, ведь план строительства ледоколов до 2030 года предлагает строительство ограниченного количества ледоколов: в прошлом году Минтранс заявлял о десяти судах, и на эти контракты претендуют Северо-Западные верфи.

Санкционный барьер

Еще одним препятствием «Моря» на пути к ледоколам эксперты называют антироссийские санкции. «Они могут не позволить поставить иностранные узлы и оборудование на завод, что может сорвать сроки сдачи судов», — говорит Дмитрий Баранов. «На ледоколы, строящиеся в рамках госпрограмм, ставится очень большой объем импортного оборудования — около 60%», — подтверждает Александр Соловьев. По его словам, очень сложно говорить об импорте на что-то, строящееся на территории Крыма, а также о проведении шеф-монтажных и пусконаладочных работ. 

По мнению Дмитрия Баранова, присвоение «Морю» статуса единственного исполнителя по заказам указанных главой республикой госпрограмм «маловероятно, практически исключено». «В стране есть много судостроительных компаний, например ОСК или ССК «Звезда», которые могут строить самые разные суда, давно и успешно это делают и просто так не откажутся от этих заказов. И вряд ли кто-то из тех, кто сегодня строит ледоколы и буксиры, станет двигаться ради «Моря». Да и власти не захотят конфликта в отрасли, что может нанести серьёзнейший удар по всему отечественному судостроению, привести к росту безработицы в отрасли, банкротству многих крупных предприятий», — рассуждает эксперт. Положение судостроительных компаний Северо-Запада останется устойчивым, уверен Дмитрий Баранов.

Между тем, по мнению Александра Соловьева, теоретически выход «Моря» в нишу ледокольного строительства может стать панацеей для этого направления. «В обозримой перспективе государством на конкурсах будет разыграно восемь ледоколов разной модификации. Верфи Северо-Запада, за исключением, наверное, ПСЗ «Янтарь», не нацелены на участие в этих тендерах. Заводы обеспечены заказами, производственные программы у всех сформированы, а цены заказчик предлагает не самые интересные. Так что теоретически «Море» может стать одним из спасателей программы строительства ледокольного флота», — заключил Александр Соловьев.

Актуально сегодня