Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму
Новый проспект
Статьи

Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму

Прочитано: 1935
Ледоколы уплывают в «Море». У верфей Северо-Запада появился конкурент в Крыму
Руководство Крыма лоббирует передачу заказов на ледоколы и буксирно-спасательные суда феодосийскому судостроительному заводу «Море». До сих пор основными исполнителями таких заказов были верфи Северо-Запада, в частности Петербурга. 

Власти Крыма прорабатывают вопрос об увеличении загрузки оборонных предприятий полуострова, которая сейчас не превышает 62%, и в частности судостроительных мощностей. Одним из решения проблемы власти полуострова видят развитие гражданского судостроения на АО «Судостроительный завод «Море» в Феодосии, входящем в госкорпорацию «Ростех». В ближайшие 4 года на завод хотят привлечь 9 новых заказов — на ледоколы и буксирно-спасательные суда.

«Считаем необходимым сделать судостроительный завод «Море» единственным исполнителем по серийному строительству гражданских судов в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», а также федеральных проектов «Северный морской путь» и «Морские порты России». Первый проект предполагает строительство пяти буксирно-спасательных судов в период до 2024 года, второй — четырех ледоколов», — сообщил глава Крыма Сергей Аксёнов во время своего отчета перед депутатами республиканского Госсовета (цитата по Крыминформу). Соответствующие предложения, по словам Аксенова, внесены в правительство России, «вопрос прорабатывается».

Заказы для северян

До сих пор ледоколы в основном строились на верфях Северо-Запада: Балтийском заводе, Выборгском судостроительном заводе, прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Сейчас, например, сразу четыре атомных ледокола проекта 22220 строятся на Балтийском заводе. 

А Выборгский судостроительный завод в 2012–2016 годах построил и сдал серию из трех дизель-электрических ледоколов проекта 21900М2. Конкурс на четвертый ледокол этого проекта в 2019 году выиграла еще одна петербургская верфь — судостроительный завод «Пелла». 

В активе «Янтаря» — строительство единственного в мире косоходного ледокола проекта Р-70202 «Балтика». Претендентами на победу в объявленном в мае 2021 «Росморпортом» тендере на строительство двух двухтопливных ледоколов стоимостью 18,5 млрд рублей каждый участники рынка также называют верфи Калининграда и Петербурга. 

Нужны модернизация, кадры и финансы 

Возможное появление у северо-западных судостроительных заводов южного конкурента в деле строительства ледоколов эксперты рассматривают как теоретически возможное, но маловероятное. 

«Завод «Море» традиционно специализируется на строительстве скоростных судов. Сейчас предприятие работает над серией из 10 рыболовецких траулеров, компетенций для строительства ледокольного флота у него нет», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. 

«Завод «Море» имеет определенные инфраструктурные ограничения, не позволяющие строить и спускать большие суда, например ледоколы водоизмещением 15 тыс. т», — уточняет генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев. При этом строительство судов меньших габаритов, например буксиров ледового класса, там, по его словам, теоретически возможно.

«Сложностей с реализацией проекта строительства пяти буксирно-спасательных судов в период до 2024 года у «Моря» возникнуть не должно», — согласен аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Но строить ледоколы, по его мнению, предприятие не способно: для этого требуется масштабное переоборудование судостроительных мощностей. 

«Перед тем как Выборгский судостроительный завод входил в программу строительства ледоколов, на предприятии была проведена серьезная модернизация, в частности спуско-подъемного устройства. Без этого завод не смог бы выполнить заказы на ледоколы», — вспоминает Александр Соловьев. Объем инвестиций в проект в начале 2010-х годов оценивался в 2,5 млрд рублей.

«Для того чтобы «Море» могло строить ледоколы, может понадобиться масштабное привлечение специалистов и крупное даже по меркам инвестирования в полуостров в последние годы финансирование для строительства верфи», — отмечает Евгений Миронюк. По его словам, строительство лишь одного-двух ледоколов на площадке «Моря» будет экономически нецелесообразным, ведь план строительства ледоколов до 2030 года предлагает строительство ограниченного количества ледоколов: в прошлом году Минтранс заявлял о десяти судах, и на эти контракты претендуют Северо-Западные верфи.

Санкционный барьер

Еще одним препятствием «Моря» на пути к ледоколам эксперты называют антироссийские санкции. «Они могут не позволить поставить иностранные узлы и оборудование на завод, что может сорвать сроки сдачи судов», — говорит Дмитрий Баранов. «На ледоколы, строящиеся в рамках госпрограмм, ставится очень большой объем импортного оборудования — около 60%», — подтверждает Александр Соловьев. По его словам, очень сложно говорить об импорте на что-то, строящееся на территории Крыма, а также о проведении шеф-монтажных и пусконаладочных работ. 

По мнению Дмитрия Баранова, присвоение «Морю» статуса единственного исполнителя по заказам указанных главой республикой госпрограмм «маловероятно, практически исключено». «В стране есть много судостроительных компаний, например ОСК или ССК «Звезда», которые могут строить самые разные суда, давно и успешно это делают и просто так не откажутся от этих заказов. И вряд ли кто-то из тех, кто сегодня строит ледоколы и буксиры, станет двигаться ради «Моря». Да и власти не захотят конфликта в отрасли, что может нанести серьёзнейший удар по всему отечественному судостроению, привести к росту безработицы в отрасли, банкротству многих крупных предприятий», — рассуждает эксперт. Положение судостроительных компаний Северо-Запада останется устойчивым, уверен Дмитрий Баранов.

Между тем, по мнению Александра Соловьева, теоретически выход «Моря» в нишу ледокольного строительства может стать панацеей для этого направления. «В обозримой перспективе государством на конкурсах будет разыграно восемь ледоколов разной модификации. Верфи Северо-Запада, за исключением, наверное, ПСЗ «Янтарь», не нацелены на участие в этих тендерах. Заводы обеспечены заказами, производственные программы у всех сформированы, а цены заказчик предлагает не самые интересные. Так что теоретически «Море» может стать одним из спасателей программы строительства ледокольного флота», — заключил Александр Соловьев.

судостроение госзаказ Крым
Другие статьи автора Читайте также по теме
Генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев рассказал «Новому проспекту», как будет работать отрасль в ближайшее время и можно ли быстро провести импортозамещение в судостроении.
Военные так увлеклись модернизацией секретного судна, что забыли заплатить верфи, пропустили сроки передачи проекта, но требуют компенсацию за собственные ошибки.
Пандемия не форс-мажор, если про неё пишут газеты. Годовое опоздание первого в России парома на сжиженном природном газе обошлась верфи в 12,2 млн рублей. Она напрасно пеняла на Турцию.

Российские сборные и клубы отстранены от международных турниров по футболу еще на год
02.05.2022
В Петербурге малому бизнесу предоставили отсрочку по уплате авансовых налоговых платежей.
02.05.2022
Эстония просит разместить в трех балтийских странах по дивизии НАТО
02.05.2022
Финляндия намерена подать заявление в НАТО 12 мая — Швецию тоже ждут
02.05.2022
Австрия, Венгрия и Словакия отозвали вето на запрет импорта российской нефти
02.05.2022
Послу РФ в Израиле объяснили, почему нельзя обвинять евреев в антисемитизме
02.05.2022
Правительство снизило ставку льготной ипотеки и разрешило дополнять ее рыночной
02.05.2022
Новая Зеландия ввела санкции против российских сенаторов
02.05.2022
Олаф Шольц: ЕС до конца года собирается отказаться от российской нефти
02.05.2022
Россия не спешит закончить спецоперацию к 9 мая, утверждает Сергей Лавров
02.05.2022
Финляндия разорвала контракт с "Росатомом" на постройку АЭС
02.05.2022
Олег Тиньков рассказал, что продал свою долю в TSG Group под давлением
02.05.2022
Германия поддержала запрет на импорт российской нефти в рамках очередного пакета санкций
01.05.2022
Генеральный директор «Красной поляны» погиб в горах Сочи
01.05.2022
"Ты журналист, а не похабная бабка на базаре". Киркоров предъявил Симоньян за Галкина
01.05.2022
СПбГУ запретил студенческому СМИ использовать университетский бренд
01.05.2022
Директор новосибирского колледжа отказался проводить «воспитательную работу» с задержанными на митингах студентами
01.05.2022
Володин предложил конфисковать российские активы бизнесменов из «недружественных» стран
01.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки