Ледокольный раздор. В ОСК потеряли 1,5 млрд "Виктора Черномырдина"
Новый проспект
Статьи

Ледокольный раздор. В ОСК потеряли 1,5 млрд "Виктора Черномырдина"

Прочитано: 508

Адмиралтейские верфи требуют от Балтийского завода 1,5 млрд рублей за крупнейший в мире дизельный ледокол, который они вместе строили. Кажется, это последняя надежда заставить государство расплатиться за него.

Иск Адмиралтейских верфей к Балтийскому заводу Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству 10 декабря. Третье лицо в процессе — государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят обе конфликтующие стороны. Содержание иска они не комментируют, но «Новый проспект» узнал: других способов добиться от государства оплаты за самый мощный в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» (серия 22600) нет.

В Адмиралтейских верфях и ОСК на редакционные запросы к моменту публикации статьи не отреагировали, на Балтийском заводе уточнили: «Мы не комментируем внутрикорпоративные споры». На самом деле это юридическая формула вежливости, как и претензии верфей к Балтзаводу: их нет, но по-другому не сформулировать.

Как стало известно автору статьи, спор касается периода с 2017 года по 2020-й, когда Адмиралтейские верфи достраивали ледокол «Виктор Черномырдин» по договору субподряда с Балтийским заводом. В тот момент у верфей начались проблемы с привычными для них оборонными заказами, а Балтийский завод уже по макушку загрузили серией 22220 — пятью супермощными атомными ледоколами с «Арктикой» во главе. В ОСК решили перекинуть «Черномырдина» на верфи, чтобы, так сказать, сбалансировать нагрузку на мощности.

«Честно говоря, Балтийский завод и так достроил бы «Виктора Черномырдина», но с учетом серии 22220 сделал бы это гораздо позже, а ОСК не хотела нарушать обязательства по срокам по отношению к заказчику — «Росморпорту», — сказал автору статьи источник в корпорации.

Забыли, видимо, мультяшную истину: как вы судно назовете, так оно и поплывет. У «Виктора Черномырдина» вышло, как говорил тот, чьим именем он назван: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Кто же знал, что у причала Адмиралтейских верфей на судне случится пожар, который отодвинет срок его сдачи больше, чем на год? Кто же знал, что тем временем цены вырастут так, что стоимость самого мощного в мире неатомного ледокола увеличится в 2 раза — с 7,9 млрд рублей до 14,6 млрд? Но это лирика.

Юридическая конфигурация такова. В декабре 2011 года ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса) заказало Объединенной судостроительной корпорации «Виктора Черномырдина», корпорация заключила агентский договор с Балтийским заводом — тот стал как бы главным субподрядчиком, а в 2017 году завод по еще одному субподрядному договору нанял Адмиралтейские верфи достраивать судно, чтобы не отвлекаться от его атомных братьев.

Результат: Балтзавод — единственное юридическое лицо, с кем верфи» документально связаны строительством «Виктора Черномырдина». Отсюда и претензия, которая, по сведениям автора статьи, имеет формального, но не реального адресата.

«У нас прекрасно понимают, что Балтийский завод не «зажал» 1,5 млрд рублей, невыплаченных за достройку «Черномырдина», но юридически предъявить претензии больше некому. Видимо, будет регрессный иск к ОСК как генеральному подрядчику, но пока корпорация в статусе третьего лица», — сказал источник в Адмиралтейских верфях.

В судостроительной корпорации неформально уточнили: они 1,5 млрд рублей тоже не «зажали» — их недоплатило государство. Но эту составляющую спора не стали комментировать даже без персонификации. Впрочем, она понятна из другой истории.

14 декабря 2021 года Балтийский завод нанес самое крупное в 2021 году судебное поражение Федеральной налоговой службе (ФНС) России в лице Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №4 и центрального аппарата ведомства. Арбитражный суд Московского округа в тот день подтвердил выводы двух нижестоящих инстанций о неспособности ФНС соотносить свои расчеты с объективной реальностью. В данном случае это привело к попытке доначислить Балтийскому заводу почти 0,4 млрд рублей налога на прибыль (около 0,3 млрд налога, остальное — пени) за якобы искусственно завышенную себестоимость строительства «Виктора Черномырдина» в 2014—2016 годах — до того, как ледокол передали Адмиралтейским верфям. Доказывание невозможности такого, чтобы росла инфляция, появлялись международные санкции, всё вокруг дорожало, а себестоимость деталей и узлов для ледокола стоили ровно столько, сколько указано в контракте от 2011 года, длилось около 2 лет.

В этом процессе-то и всплыла арифметика, позволяющая понять истоки появления нынешнего полуторамиллиардного иска.

К концу 2016 года полная себестоимость «Виктора Черномырдина» составила 12,4 млрд рублей. По условиям контракта рентабельность строительства ледокола составляла 3,5%, значит Балтийскому заводу за его часть «Черномырдина» полагалось чуть более 12,8 млрд — ведь с середины 2017 года ледокол строили уже Адмиралтейские верфи. В материалах того же процесса указана итоговая себестоимость на момент передачи заказчику в 2020 году — 14,1 млрд, что при 3,5% рентабельности составляет 14,6 млрд. Вывод: на долю верфей остается 1,8 млрд, а с учетом того, что первую половину 2017 года «Черномырдин» числился ещё за Балтийским заводом, как раз и получаются указанные в нынешнем иске 1,5 млрд.

И получается замечательный вывод: Адмиралтейские верфи не получили за достройку крупнейшего в мире неатомного ледокола вообще ничего. Это, во всяком случае, они попытаются доказать в суде.

Стоит добавить, что увеличение стоимости контракта на строительство «Виктора Черномырдина» было согласовано на высшем уровне. В материалах спора с ФНС имеется ссылка на соответствующее поручение вице-премьера РФ Юрия Борисова от апреля 2020 года. Но есть нюанс: по результатам этого согласования глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении сроков строительства ледокола, а об увеличении его себестоимости там ничего не сказано.

справка нового проспекта

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным СПАРК с актуализацией на III квартал 2021 года, на 98,28% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот».

Непубличное акционерное общество «Адмиралтейские верфи», по данным СПАРК с актуализацией на III квартал 2021 года, на 100% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Выручка компании от продаж за 2020 год составила почти 19 млрд рублей. Компания специализируется на строительстве кораблей для Военно-морского флота.

судостроение суд
Другие статьи автора Читайте также по теме
Собственники недостроенных коттеджей в Гатчинском районе смогли добиться от Минобороны корректировки границ запретной зоны военного аэродрома Пушкин. В результате Росреестр возобновил регистрацию земельных участков и домов на прилегающих к спецобъекту территориях, которая была заморожена год назад.
За использование фоновой музыки в кафе, ресторанах, офисах, парикмахерских и даже в такси нужно платить специальные отчисления. Собирают плату организации по управлению правами на коллективной основе (ОКУПы). Как взыскивают сотни тысяч рублей с предпринимателей, которые просто включают в заведении телевизор, разбирался «Новый проспект».
Риск мошенничества при получении вкладов, грузов и иных ценностей нередко возлагается на добросовестных участников рынка, даже когда они при всем желании не могли идентифицировать поддельные документы. Почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, разбирался «Новый проспект».

Депутат Луговой: если особняк Галкина был построен с нарушениями, то его нужно конфисковать и поселить там беженцев
21.06.2022
ВТБ, Сбербанк и Альфа-банк перестали переводить валюту в другие банки внутри России
21.06.2022
Суд в Петербурге запретил сайты с данными о потерях России в ходе спецоперации в Украине
21.06.2022
Патрушев о ситуации с Калининградом: ответ будет серьезным и чувствительным для жителей Литвы
21.06.2022
Telegram снизил стоимость премиум-подписки через 2 дня после запуска
21.06.2022
В Крыму горит одна из платформ "Черноморнефтегаза". Огонь подобрался к скважине
21.06.2022
Песков рассказал NBC, что захваченные в плен американские военные "должны быть наказаны"
21.06.2022
"Самого богатого депутата России 2020 года" суд приговорил к 4,5 годам колонии строгого режима
21.06.2022
Дмитрий Муратов продал нобелевскую медаль более, чем за $100 млн
21.06.2022
Мосбиржа в июне начнет торговать узбекской, армянской и южноафриканской валютой
20.06.2022
В Псковской области глава администрации запретила использовать буквы Z и V при украшении Дома культуры
20.06.2022
Международная федерация плавания ограничила участие трансгендеров в женских соревнованиях
20.06.2022
Работники госорганизаций получат за командировки в Донбасс двойную зарплату
20.06.2022
Театр ЛДМ временно переедет в Дом офицеров. Сам Ленинградский дворец молодежи снесут ради строительства жилья
20.06.2022
Умер народный артист СССР Регимантас Адомайтис
20.06.2022
Россияне начали отмечать блокчейн-свадьбы
20.06.2022
Эстония запретила частным лицам везти в страну товары из России
20.06.2022
На буровых платформах в Черном море в момент обстрела находилось более 100 человек
20.06.2022
Финляндия с 30 июня будет пускать туристов из России по доковидным правилам
20.06.2022
"СПБ Биржа" запустила торги ценными бумагами с листингом в Гонконге
20.06.2022
Российские власти работают над возвращением курса доллара к "оптимальному" уровню в 70–80 рублей
20.06.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки