Ледокольный раздор. В ОСК потеряли 1,5 млрд "Виктора Черномырдина"
Адмиралтейские верфи требуют от Балтийского завода 1,5 млрд рублей за крупнейший в мире дизельный ледокол, который они вместе строили. Кажется, это последняя надежда заставить государство расплатиться за него.
Иск Адмиралтейских верфей к Балтийскому заводу Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству 10 декабря. Третье лицо в процессе — государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят обе конфликтующие стороны. Содержание иска они не комментируют, но «Новый проспект» узнал: других способов добиться от государства оплаты за самый мощный в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» (серия 22600) нет.
В Адмиралтейских верфях и ОСК на редакционные запросы к моменту публикации статьи не отреагировали, на Балтийском заводе уточнили: «Мы не комментируем внутрикорпоративные споры». На самом деле это юридическая формула вежливости, как и претензии верфей к Балтзаводу: их нет, но по-другому не сформулировать.
Как стало известно автору статьи, спор касается периода с 2017 года по 2020-й, когда Адмиралтейские верфи достраивали ледокол «Виктор Черномырдин» по договору субподряда с Балтийским заводом. В тот момент у верфей начались проблемы с привычными для них оборонными заказами, а Балтийский завод уже по макушку загрузили серией 22220 — пятью супермощными атомными ледоколами с «Арктикой» во главе. В ОСК решили перекинуть «Черномырдина» на верфи, чтобы, так сказать, сбалансировать нагрузку на мощности.
«Честно говоря, Балтийский завод и так достроил бы «Виктора Черномырдина», но с учетом серии 22220 сделал бы это гораздо позже, а ОСК не хотела нарушать обязательства по срокам по отношению к заказчику — «Росморпорту», — сказал автору статьи источник в корпорации.
Забыли, видимо, мультяшную истину: как вы судно назовете, так оно и поплывет. У «Виктора Черномырдина» вышло, как говорил тот, чьим именем он назван: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Кто же знал, что у причала Адмиралтейских верфей на судне случится пожар, который отодвинет срок его сдачи больше, чем на год? Кто же знал, что тем временем цены вырастут так, что стоимость самого мощного в мире неатомного ледокола увеличится в 2 раза — с 7,9 млрд рублей до 14,6 млрд? Но это лирика.
Юридическая конфигурация такова. В декабре 2011 года ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса) заказало Объединенной судостроительной корпорации «Виктора Черномырдина», корпорация заключила агентский договор с Балтийским заводом — тот стал как бы главным субподрядчиком, а в 2017 году завод по еще одному субподрядному договору нанял Адмиралтейские верфи достраивать судно, чтобы не отвлекаться от его атомных братьев.
Результат: Балтзавод — единственное юридическое лицо, с кем верфи» документально связаны строительством «Виктора Черномырдина». Отсюда и претензия, которая, по сведениям автора статьи, имеет формального, но не реального адресата.
«У нас прекрасно понимают, что Балтийский завод не «зажал» 1,5 млрд рублей, невыплаченных за достройку «Черномырдина», но юридически предъявить претензии больше некому. Видимо, будет регрессный иск к ОСК как генеральному подрядчику, но пока корпорация в статусе третьего лица», — сказал источник в Адмиралтейских верфях.
В судостроительной корпорации неформально уточнили: они 1,5 млрд рублей тоже не «зажали» — их недоплатило государство. Но эту составляющую спора не стали комментировать даже без персонификации. Впрочем, она понятна из другой истории.
14 декабря 2021 года Балтийский завод нанес самое крупное в 2021 году судебное поражение Федеральной налоговой службе (ФНС) России в лице Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №4 и центрального аппарата ведомства. Арбитражный суд Московского округа в тот день подтвердил выводы двух нижестоящих инстанций о неспособности ФНС соотносить свои расчеты с объективной реальностью. В данном случае это привело к попытке доначислить Балтийскому заводу почти 0,4 млрд рублей налога на прибыль (около 0,3 млрд налога, остальное — пени) за якобы искусственно завышенную себестоимость строительства «Виктора Черномырдина» в 2014—2016 годах — до того, как ледокол передали Адмиралтейским верфям. Доказывание невозможности такого, чтобы росла инфляция, появлялись международные санкции, всё вокруг дорожало, а себестоимость деталей и узлов для ледокола стоили ровно столько, сколько указано в контракте от 2011 года, длилось около 2 лет.
В этом процессе-то и всплыла арифметика, позволяющая понять истоки появления нынешнего полуторамиллиардного иска.
К концу 2016 года полная себестоимость «Виктора Черномырдина» составила 12,4 млрд рублей. По условиям контракта рентабельность строительства ледокола составляла 3,5%, значит Балтийскому заводу за его часть «Черномырдина» полагалось чуть более 12,8 млрд — ведь с середины 2017 года ледокол строили уже Адмиралтейские верфи. В материалах того же процесса указана итоговая себестоимость на момент передачи заказчику в 2020 году — 14,1 млрд, что при 3,5% рентабельности составляет 14,6 млрд. Вывод: на долю верфей остается 1,8 млрд, а с учетом того, что первую половину 2017 года «Черномырдин» числился ещё за Балтийским заводом, как раз и получаются указанные в нынешнем иске 1,5 млрд.
И получается замечательный вывод: Адмиралтейские верфи не получили за достройку крупнейшего в мире неатомного ледокола вообще ничего. Это, во всяком случае, они попытаются доказать в суде.
Стоит добавить, что увеличение стоимости контракта на строительство «Виктора Черномырдина» было согласовано на высшем уровне. В материалах спора с ФНС имеется ссылка на соответствующее поручение вице-премьера РФ Юрия Борисова от апреля 2020 года. Но есть нюанс: по результатам этого согласования глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении сроков строительства ледокола, а об увеличении его себестоимости там ничего не сказано.
Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным СПАРК с актуализацией на III квартал 2021 года, на 98,28% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот».
Непубличное акционерное общество «Адмиралтейские верфи», по данным СПАРК с актуализацией на III квартал 2021 года, на 100% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Выручка компании от продаж за 2020 год составила почти 19 млрд рублей. Компания специализируется на строительстве кораблей для Военно-морского флота.