Ледокол на двоих. "Росморпорт" отдает важный контракт Выборгскому судостроительному заводу

«Росморпорт» намерен передать заказ на строительство ледокола проекта 21900 М² Выборгскому судостроительному заводу. Изначально его исполнением занималось предприятие «Пелла», которое сейчас в силу разных причин оказалось в предбанкротном состоянии. Из-за санкций многие импортные детали в новом ледоколе пришлось заменить на отечественные, но судостроители с этой задачей справились.

О планах передать знаковый контракт «Пеллы» другому исполнителю, Выборгскому судостроительному заводу (ВСЗ), «Новому проспекту» сегодня сообщил заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов на церемонии закладки киля очередного ледокола на ВСЗ в Выборге.

«Мы сейчас ищем варианты исполнения заказа на «Пелле». Надеюсь, что конечным исполнителем заказа станет ВСЗ. Мы же понимаем, что речь идет о строительстве одной серии, а у ВСЗ уже есть успешный опыт», — сказал Василий Стругов.

Речь идёт о ледоколе серии 21900 М². Это модифицированная версия проекта 21900 М. Три таких ледокола уже были построены на ВСЗ несколько лет назад. Они предназначены для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов, а также буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде.

Модифицированные ледоколы отличаются в первую очередь повышенной мощностью в 18 МВт и более высоким ледовым классом.

Помешали банкротство и санкции

«Росморпорт» заключил контракты на строительство двух модифицированных ледоколов с ВСЗ и судостроительным заводом «Пелла». Предполагалось, что ледокол будет построен на заводе «Пеллы» в Гамбурге. Однако сама «Пелла» сейчас находится в предбанкротном состоянии, и часть активов предприятия, на которых строятся рыболовецкие суда, проданы группе «Норебо». Завод в Гамбурге тоже банкротится.

Впрочем, сложности со строительством ледокола по объективным причинам возникли и у ВСЗ. «Мы заложили сегодня киль для того, чтобы показать, что справляемся со всеми сложностями, несмотря на то что некоторые поставщики оборудования отказались с нами сотрудничать», — заявил на церемонии в Выборге генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев.

Слева направо: заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов, гендиректор ВСЗ Александр Соловьев, и.о. директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Александр Стрельников. Фото: ВСЗ


Переходим на отечественное

Уже очевидно, что сроки строительства ледокола и цена контракта будут скорректированы. Первоначально предполагалось, что судно будет стоить 10,5 млрд рублей. Затем речь зашла о повышении цены. В частности, федеральный центр планировал предоставить заводу субсидию в 3 млрд рублей для исполнения заказа.

По словам главы аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталия Чернова, итоговая цена может оказаться выше озвученных ранее 14 млрд рублей из-за импортозамещения, но насколько — пока сказать сложно. «Предположить, какой станет стоимость ледокола после перерасчета, пока невозможно», — заявил он «Новому проспекту». «Мы проведем переговоры с поставщиками и вернемся к этому вопросу, когда они предоставят нам все цифры», — подтвердил Василий Стругов.

По словам Александра Соловьева, по составу оборудования заложенный ледокол будет заметно отличаться от уже построенных, где доля иностранных комплектующих составляла 65-75%. «Для 2012-2014 годов это была нормальная практика. А в новом ледоколе оборудование почти на 100% будет отечественным. Это вызвало колоссальные проблемы, но мы их успешно разрешили. Уже есть договоренности со всеми поставщиками», — сказал Александр Соловьев. В частности, на ледоколе будут установлены двигатели Коломенского завода, которые станут для него фактически новой разработкой и будут впервые запущены в производство.

Фактически новый проект

Что касается сроков сдачи судна, то первоначально ледокол планировали спустить на воду в 2024 году. Теперь сроки нужно корректировать. «В связи с тем, что техзадание на строительство было выдано достаточно давно, речь идёт фактически о разработке нового проекта. По предварительным данным, перепроектирование может быть завершено летом следующего года», — сообщил Александр Соловьев.

По словам профессора кафедры экономики и управления предприятием и производственными комплексами СПбГЭУ Елены Ткаченко, основной вопрос по срокам исполнения заказа будет связан со строительством двигателей для ледокола.

«У нас основная сложность даже не в том, что дизельных морских двигателей нет, а скорее в том, что пока не налажено их серийное производство. Поэтому те же ходовые испытания могут затянуться на длительное время — до года и более», — комментирует она.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня