Laverana vs Levrana. Спор брендов косметики дошел до суда
Немецкая компания Laverana GMBH, владеющее брендом Lavera, через суд пытается запретить петербургскому производителю косметики «Леврана» использовать его одноименный торговый знак. Истец полагает, что бренд Levrana сходен до степени смешения с товарным знаком Lavera, и потребитель может их перепутать.
Судебное разбирательство между Laverana и «Леврана» длится уже 2 года. Удивляться конфликту между компаниями не стоит: они работают в одном рыночном и даже ценовом сегменте и являются прямыми конкурентами.
Обе компании выпускают натуральную косметику. Немецкая Laverana GMBH с конца 80-х годов прошлого века развивает бренд декоративной и уходовой косметики Lavera. А ООО «Леврана», владеющее одноименными брендами (Levrana и Levrana natural), было создано в 2014 году в Петербурге супругами Леонидом и Викторией Леврана, компания выпускает уходовую косметику, средства из растительных ингредиентов для уборки дома, косметику для животных и БАДы.
Ближайшее заседание по спору между конкурентами, согласно данным картотеки арбитражных дел, запланировано на 19 июля.
Спор с историей
Противостояние началось в 2019 году, когда Laverana GMBH подала иск в арбитражный суд Москвы на ООО «Леврана». Немецкий производитель полагает, что его бренд Lavera сходен с названием Levrana, и потребитель может их перепутать.
Исходя из этого Laverana выдвинула через суд ряд требований, в том числе запретить ООО «Леврана» использовать обозначение Levrana, изъять и уничтожить товар, маркированный обозначением Levrana, и запретить использовать слово «Леврана» в наименованиях компании.
Арбитраж Laverana проиграла, но затем обжаловала решение суда. Но 9-й арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Тогда истец подал кассационную жалобу в суд по интеллектуальным правам (СИП), который, в свою очередь, нашел нарушения в судебных актах нижестоящих судов, удовлетворил жалобу, отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
«Мы, конечно, защищали свой бренд, ведь для меня «Леврана» — это смысл жизни. Мы вложили душу в компанию, немногие знают, чего нам стоило поднять компанию и пережить кризис 2014 года», — пишет совладелец компании Леонид Леврана у себя на странице в Instagram.
Он рассказал, что собственники российского бренда подключили ВЦИОМ и провели соцопрос в России на предмет узнаваемости и схожести отечественной компании и немецкой компании Laverana и их бренда Lavera.
«Итог таков: мы вошли в пятерку в России по узнаваемости бренда, а Lavera никто и не знал. Схожесть тоже люди не нашли… Lavera никак не может доказать юридически своего присутствия в России с 2015 по 2020 годы. У них нет ни одного документа, подтверждающего факт официального ввоза продукции на территорию России. Сколько было судебных заседаний — их юристы ни разу не смогли принести юридические документы», — отмечает Леонид Леврана.
В немецкой компании Laverana обещали предоставить комментарий на запрос «Нового проспекта» по данному спору, но пока ответа нет.
Перспективы дела
По словам партнёра коллегии адвокатов Pen & Paper Сергея Учителя, особенность дел по защите товарных знаков в том, что в первой и апелляционной инстанциях они рассматриваются арбитражными судами соответствующих инстанций, а кассационной инстанцией выступает уже специализированная структура — суд по интеллектуальным правам (СИП). «Поэтому ситуации, когда СИП не соглашается с выводами «обычных» арбитражных судов и отменяет их судебные акты, возникают довольно часто», — говорит он.
По словам Сергея Учителя, дела о защите прав на интеллектуальную собственность представляют особую сложность для арбитражных судов. «По ним довольно часто назначаются судебные экспертизы, поэтому они рассматриваются дольше обычного», — уточняет он.
«Суд по интеллектуальным правам уделяет большое внимание тому, как нижестоящие суды составляют судебные акты, что нередко бывает поводом для отправки дела на новое рассмотрение. И это правильно», — подтверждает партнёр, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али. В споре двух косметических брендов, по его словам, суды первых двух инстанций допустили ряд ошибок в своих решениях. «Эти ошибки говорят о некорректности судебных актов», — добавляет он. В частности, нижестоящие суды не проверяли однородность товаров, которая также влияет на смешение брендов в глазах потребителя. «Кроме того, суды не указали степень сходства между товарным знаком и логотипом, хотя суд по интеллектуальным правам и смог предположить, что речь шла о низкой степени сходства», — говорит эксперт.
«Суды также использовали для сравнения не товарный знак истца, а его «коммерческое обозначение» (логотип, который фактически используется). Такой подход некорректен. Ведь защищается право именно на товарный знак», — продолжает Максим Али.
По мнению эксперта, с выводами суда по интеллектуальным правам сложно поспорить: предыдущие суды действительно не установили все необходимые обстоятельства по делу, что и могло отразиться на законности решения.
Кто прав, кто виноват?
По мнению юристов, в связи с отменой судебных актов положение истца улучшается. «Для ответчика это означает продолжение рассмотрения выигранного ранее дела, а истец получил еще один шанс убедить суд в правильности своей позиции. Однако нельзя сказать, что эти шансы выше стартовых», — говорит адвокат, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук.
«При пересмотре дела в первой инстанции у немецкой компании появится возможность предоставить новые доказательства или, например, просить назначить экспертизу. Таких возможностей в апелляционном суде и СИПе у истца не было», — добавляет Максим Али.
Вероятность победы немецкой компании будет зависеть от того, сможет ли она предоставить суду новые доказательства, которые его переубедят. «Судя по тому, что изложено в решении суда, сейчас доказательства говорят скорее в пользу российской «Левраны». Например, предоставленный «Левраной» опрос ВЦИОМ — весьма сильное доказательство. «Перевесить» его чем-то противоположным будет непросто», — заключает Максим Али.
Юристы отмечают, что споры из-за использования товарных знаков —распространенное явление. По словам Сергея Учителя, в России зарегистрировано более полумиллиона товарных знаков. «Споры о защите прав на товарные знаки и фирменное наименование с участием иностранных лиц-правообладателей — довольно частое и обыденное явление в российской судебной практике», — говорит он.
Андрей Алексейчук напоминает о наиболее известных спорах последних лет. Это, в частности, спор люксембургской компании Familia Trading S.a.r.l против компании «Оффпрайс» по поводу использования товарного знака «off-price» (Familia проиграла). Показателен спор компании Duracell против российской компании «Зубр» о защите права на товарный знак, охраняющий внешний вид батарейки (суд встал на сторону Duracell).
Другие эксперты вспоминают споры из-за товарных знаков «Доширак» и Rafaello, которые дошли до президиума СИПа. Тогда владельцы брендов хотели, чтобы Роспатент признал эти торговые марки общеизвестными. В результате споров компаний с Роспанентом суд встал на сторону производителей. Признание общеизвестной дает торговой марке значительные привилегии по сравнению с обычным товарным знаком: срок ее действия не ограничен, к ней не предъявляют требования обязательного использования, право на бренд не надо продлевать каждые 10 лет и он не потеряет силу, если его не используют.