Лаборатория для интровертов. "Хеликс" создает вендинговую сеть
Сеть лабораторий «Хеликс» до конца 2025 года установит в России 3 тыс. лабоматов — автоматических устройств, позволяющих сдать анализы бесконтактно. Они появятся в медучреждениях, аптеках, торговых центрах и аэропортах. Эксперты говорят, что новая технология перспективна, но имеет свои риски.
О внедрении нового медицинского сервиса Helix Express сообщил сегодня гендиректор лабораторной службы «Хеликс» Юрий Андрейчук. Проект подразумевает бесконтактную сдачу анализов с помощью специального оборудования — лабомата, который похож на вендинговый автомат.
Оформление и оплата заказа осуществляется с помощью мобильного приложения, после чего по QR-коду в ближайшем лабомате пользователь получает контейнеры для взятия биоматериала. После сдачи анализа он отправляет контейнеры обратно в лабомат, где они хранятся в термоконтейнере при необходимом температурном режиме. Курьеры службы доставляют контейнеры в лабораторный комплекс каждые 2 часа.
«Самостоятельно для лабоматов можно взять биоматериал только тех видов, который пациенты привыкли брать в домашних условиях (моча, слюна и пр.). Сдать кровь можно будет в процедурных кабинетах с медсестрой. В данном случае пациенту не надо будет тратить время на очередь при оформлении в клинике. А лейблер (устройство для штрихкодирования контейнеров и пробирок) исключит человеческий фактор и связанные с ним ошибки», — поясняет Юрий Андрейчук.
При этом из так называемых ковидных анализов в Helix Express можно сдать только кровь на наличие антител, а ПЦР-тест на наличие вируса в перечне услуг отсутствует, так как данные образцы нужно хранить отдельно от других. «Однако с целью диверсификации бизнеса в компании рассматривают возможность создания отдельных лабоматов для тестов на COVID-19», — отметил Юрий Андрейчук.
Стоимость одного лабомата составляет 1,2 млн рублей, лейблера — 450 тыс. рублей. Заместитель генерального директора «Хеликса» Дарья Горякина объяснила, что первые 30 лабоматов уже появились в Петербурге, вложения в пилотный запуск составили 80 млн рублей.
Второй этап проекта включит в себя установку 320 лабоматов в Москве и Петербурге, а к июлю 2024 года — еще 480 в городах-миллионниках. В дальнейшем проект собираются распространить и на другие регионы России. До конца 2025 года компания планирует установить 3 тыс. лабоматов. Общий объем инвестиции составит 5 млрд рублей, срок окупаемости — 3 года.
«Рассчитываем, что к концу 2023 года около 30% анализов от общего объема «Хеликса» будут сдаваться через сервис Helix Express в b2c-сегменте», — поделилась прогнозами Дарья Горякина.
По словам Юрия Андрейчука, новый сервис поддерживает более 1,9 тыс. исследований из проводимых в «Хеликсе» 3,6 тыс. вариантов. Из-за того, что административный персонал не будет задействован, стоимость анализа в Helix Express будет на 30% ниже рыночной. «Таким лабоматам место не только в медучреждениях, но и в аптеках, торговых центрах, офисах, аэропортах», — перечислил Юрий Андрейчук.
Развивать Helix Express компания станет совместно с корпоративными клиентами, страховыми компаниями и надеется на сотрудничество с государством.
«Инфраструктура может позволить сократить и время ожидания клиента, и увеличить пропускную способность процедурных кабинетов, и повысить уровень сервиса. Рассчитываем на внедрение сервиса в систему ОМС регионов», — сказала она. Также сеть бесконтактной сдачи анализов «Хеликс» планирует развивать по франшизе за рубежом.
Лабораторная служба «Хеликс» работает с 1998 года. Самостоятельно и по франшизе развивает сеть, в которую входит более 500 диагностических центров и лабораторных пунктов в 200 городах России и Казахстане. Компания выполняет 60 млн исследований в год, имеет пять лабораторных комплексов общей площадью более 12 тыс. м2 в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске. Финансовые показатели сети не раскрываются. По оценкам Forbes, в 2020 году выручка «Хеликс» выросла более чем вдвое, до 14,9 млрд рублей.
По данным kartoteka.ru, ООО «НПФ «Хеликс» владеет Сайна Оторбаева (25,2%), которую издание Forbes называло полной тезкой дочери вице-премьера и премьера Киргизии (в 2012—2015 годах) Джоомарта Оторбаева. Также среди владельцев компании Юрий Андрейчук (20,42%), Павел Яблоков и Владимир Куликов.
Ограниченные перспективы
Директор по продажам ГК «Инвитро» Филипп Сапронов назвал проект «Хеликса» интересным новым решением на отечественном рынке лабораторной диагностики. По его словам, в «Инвитро» уже рассматривали несколько проектов из этой сферы, однако пока в компании видят консервативные ожидания со стороны клиентов в части сохранения привычной логики сдачи анализов. Для людей важен личный контакт с сотрудником медофиса, консультации, качество и комфорт медицинских манипуляций в процессе взятия биоматериала, а также контроль проб на этапе преаналитики, перечислил он. «И они вполне логичны, так как для получения качественного исследования важны все этапы, особенно технологически контролируемый путь транспортировки биоматериала до лаборатории. Таким образом, данная инновация имеет и перспективы, и ограничения», — сказал Филипп Сапронов.
В лаборатории «Гемотест» подчеркнули, что компания уже давно предложила метод самовзятия, в рамках которого к пациенту выезжает медицинская сестра. Весь расходный материал также получает штрихкоды.
«Кроме того, у пациента есть возможность принести в отделение «Гемотеста» самостоятельно взятый биоматериал», — сказали в «Гемотесте». В дальнейшем «Гемотест» будет расширять линейку исследований с возможностью самовзятия, добавили там.
Ставка на молодежь
Эксперты считают, что с точки зрения развития MedTech в России такой проект интересен и перспективен. «Мы можем оценить его еще и с позиции использования геоданных: если компания грамотно их проанализирует, выделив зоны реального спроса и необходимости в лабораторных исследованиях, то проект может стать успешным, более того, станет трендсеттером на рынке лабораторных услуг», — говорит управляющий партнер аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин.
Карантин и стремительное развитие дистанционных сервисов во многом подготовили пациентов к такому формату взаимодействия, поэтому проблем с восприятием нового формата, скорее всего, не будет, считает он.
Данный медсервис более позитивно воспримет молодежь, в то время как старшее поколение предпочтет традиционную форму сдачи анализов, полагает генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин. Основной целью нового проекта «Хеликса» является сокращение затрат на медперсонал диагностических центров, считает он. «Идея интересная, перспективная, окупаемая, но сокращение издержек не должно снижать уровень качества. А так как задача проекта — экономия собственных средств, проект имеет свои риски» — говорит он. В частности, по его словам, у пациентов могут возникнуть вопросы к качеству проведения анализов и своевременности работы курьеров.
К рискам проекта Дмитрий Галкин также отнес тему защищенности данных пациентов. «Но учитывая участившиеся случаи утечки информации различных сервисов, думаем, что «Хеликс» уделил этому вопросу пристальное внимание», — отметил он.