Крыловский научный центр попал под сокращение
Новый проспект
Статьи

Крыловский научный центр попал под сокращение

Прочитано: 1813
Крыловский научный центр попал под сокращение

ФГУП «Государственный Крыловский научный центр» (КГНЦ) существует с 1894 года. КГНЦ Располагает обширным комплексом испытательных площадок (стендов) с оборудованием для решения разных задач при строительстве и проектировании судов. Экспериментальная база, расположенная на 800 тыс. га, включает комплекс испытательных бассейнов, в их числе — самый длинный в мире глубоководный опытовый бассейн (1324 м) и ледовый бассейн для испытания судов ледового класса. Является одним из разработчиков проекта ледокола «Арктика» (создаётся совместно со структурами Росатома). По заказу ЦКБ Рубин на мощностях предприятия собрали и испытали глубоководный аппарат «Витязь», покоривший Марианскую впадину.

В штате центра работают 3,2 тыс. человек. О предстоящих сокращениях изданию сообщили сотрудники предприятия. В распоряжении «Нового проспекта» есть соответствующий приказ за подписью заместителя гендиректора Виталия Хорошева (на момент подписания — и.о. гендиректора) и копия уведомления о сокращении должности, которое выдают работникам. Источники на предприятии говорят о том, что в перспективе штат научного центра могут покинуть не менее 500 человек. Приказ датирован 26 июня 2020 года, хотя извещения сотрудники получили только в последних числах июля.

Сократить намерены руководителей подразделений, научных сотрудников, инженеров, конструкторов, техников и офисных служащих. В списке на выход НП обнаружил главного конструктора и начальника сектора проектирования КГНЦ, под руководством которого в 2015 году был разработан эскиз атомного ледокола «Лидер», а в 2017 году проект сухогруза-чистильщика INF-2 (предназначен для очистки Арктики от радиоактивных отходов).  Также в списке на сокращение оказались главный специалист по морской технике и нескольких ведущих научных сотрудников.

«Экономят на спичках»

На предприятии говорят, что история с сокращением в Крыловском центре длится давно. «Два года подряд начальников просили писать списки на сокращения, но ничего не происходило. И вот только сейчас вышел приказ», — сообщил изданию сотрудник предприятия, попавший под сокращение.

«Первые разговоры [о сокращениях] пошли прошлым летом 2019, а с осени начали предлагать пенсионерам идти на пенсию за 2-3 лишних оклада. Также решили сократить количество совместителей и неполных ставок, — вспоминает другой источник в КГНЦ, близкий к руководству предприятия. — Это называется "экономить на спичках" — у КГНЦ кредитов более 6 млрд рублей, которые надо отдавать. Когда руководство (речь идёт об экс-главе КГНЦ Павле Филиппове — прим. ред.) осознало, что "спичек" не хватает, а народ, особенно пенсионеры, уходить не хочет, начали резать бюджеты отделений таким образом, что денег на нормальные зарплаты перестало хватать. Естественно, начался отток кадров. Люди уходили по собственному желанию из-за низких зарплат, естественно без компенсаций», — рассказал источник «НП». По словам специалистов отрасли, средняя зарплата на судостроительных предприятиях — более 80 тыс. рублей. В Крыловском центре в последние годы она опустилась ниже 60 тыс. руб. Из-за этого с предприятия уходят и опытные сотрудники, и перспективные молодые специалисты. 

В руководстве Крыловского центра связывают сокращения с текущими научно-техническими задачами. Генеральный директор предприятия Олег Савченко в официальном ответе сообщил «НП», что речь идёт о совершенствовании структуры центра. «Осознавая необходимость развития в центре новых прорывных научных и технологических направлений, без которых невозможно создание кораблей следующих поколений. Мы сознательно пошли на оптимизацию организационной и штатной структур, затрагивающей, прежде всего, низкоэффективные подразделения», — прокомментировал ситуацию руководитель центра. Господин Савченко заверил, что сотрудникам, попавшим под сокращения, предложат иные должности на предприятии, согласно квалификации и потребностям самого центра.

Ненадёжное крыло Минпромторга

Тем временем, финансовое состояние предприятие действительно оставляет желать лучшего. Минимум, три года подряд Крыловский центр не приносит прибыли. В 2018 году его выручка упала с 7 до 5 млрд рублей, убыток предприятия лишь немного сократился, с 1,1 млрд до 979 млн. рублей. Краткосрочные обязательства предприятия составили 9,5 млрд рублей, долгосрочные — 2,7 млрд рублей, дебиторская задолженность — 3,6 млрд рубей. Данных за 2019 год компания не представляеет, но известно, что сумма исковых требований к предприятию со стороны контрагентов — 58 млн. рублей.

Собеседники «НП» из профсоюзных организаций видят проблемы предприятия в статусе госучреждения и специфике его управления. Предприятие не было акционировано, но ему отвели роль контролера качества судостроительной продукции, в том числе, выпускаемой Объединенной судостроительной корпорацией. Оказалось, что это не работает. Более того, работы центра по федеральным целевым программам, которые выполнялись с 2009 по 2016 годы, субсидировались лишь частично: по условиям госфинансирования Крыловский центр должен был самостоятельно находить дополнительное финансирование (до 50% от госсредств).

«Сокращения — не основная проблема. Это болезненный момент, но не самый трагичный», —  считают в первичной профсоюзной организации Крыловского центра. В профсоюзе уверены: нынешние сокращения — часть системной проблемы, которая касается всех государственных научных центров и ГУПов. «В своё время, когда создавалось ОСК, центр оставили государственным предприятием. Это казалось разумным решением, поскольку государству нужен независимый эксперт по судостроению. Такой эксперт в рамках одной из судостроительных структур выглядел бы парадоксально. Поэтому мы в такой ситуации и оказались. Но Минпромторгу, видимо, не очень хочется нас поддерживать, потому что многие вопросы до сих пор не решены. В частности — о финансировании содержания уникального оборудования, которое, к сожалению, не всегда загружено. В отличие от молотка, лежащего в ящике, его необходимо обслуживать», —  резюмирует представитель профсоюзной организации.

«Складывается ситуация, в которой государству попросту не нужно это предприятие. В течение пяти лет идёт чехарда с директорами — сменилось 5 руководителей. Важнейший научный центр катится под откос, а министерству, извините, всё «по барабану» — возмущается председатель территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Николай Чалов. — Года полтора назад, при очередном и.о., было два выхода: сокращения или снижения по зарплате. Мы рекомендовали сохранить людей, но долго так продолжаться не могло.  Естественно, мы недовольны, в институте создана рабочая группа, но если карман пустой, откуда возьмёшь деньги на зарплаты. Сейчас новый руководитель уже стоит перед фактом. Мы бьём во все колокола, куда можно написано, везде рассказано о ситуации», — сообщает глава профсоюза.  

Решения для центра

Оборот российского судостроительного комплекса оценивается примерно в 500 млрд рублей в год. Совокупная выручка крупнейших судострителей Петербурга и Ленинградской области (14 предприятий, включая судостроительные и судоремонтные предприятия, конструкторские бюро) по итогам 2018 года составляла чуть больше 176 млрд рублей. Результат 2019 года оценить сложнее — большая часть предприятий пока не отчитались (а лидеры отрасли, такие как «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и «Средне-Невский судостроительный завод» вовсе закрыли данные).

Крыловский центр — не единственное предприятие судостроения с высокой долговой нагрузкой. Весной 2019 года на грани банкротства оказался «Выборгский судостроительный завод», когда долг предприятия достиг 6 млрд рублей (половину удалось погасить путём докапитализации средствами Объединённой судостроительной корпорации). Ранее, в 2018 году убытки и долги показывали «Балтийский завод», «Северная верфь», «Невское ПКБ», «Алмаз» и «Малахит». Общий непокрытый убыток судостроительных предприятий Петербурга и Ленобласти составил 24,3 млрд рублей, а средняя оценка закредитованности активов, по данным Сreditinfo, достигла 81%. Судостроители связывают это с реализацией дорогостоящих проектов, которые генерируют убытки в процессе исполнения контрактов.

Собеседники «НП» говорят, что судостроительные предприятия Петербурга загружены до 2027 года. «Кораблей сейчас строят и проектируют очень много. Начали развивать гражданское и рыболовное судостроение. Однако институты и заводы стараются обходиться своими силами и не проводить испытания в Крыловском центре. Государство закрывает на это глаза, хотя уже были ошибки при строительстве фрегатов для Индии (строил завод «Янтарь»). Центр обладает уникальными испытательными стендами, которые сейчас не загружены. Понятно, что арендная плата за них большая, но без этого не построить корабль», — рассуждает глава профсоюзов.

«Судостроительные заводы ничего не могут заказывать самостоятельно, — пояснили НП на одном из судостроительных предприятий Петербурга. — Есть заказчик (чаще — это Министерство обороны), есть чёткое техзадание для проектантов. Например, требуется, чтобы подводная лодка опускалась на определённую глубину. Заказчик может, конечно, включить и научные организации в качестве субподрядчиков для испытания морской техники в рамках разработки проектов, но это, опять же, должно быть прописано в техзадании», — говорят судостроители. Меж тем расходы Минобороны — основного госзаказчика судостроителей, в последние годы сократились (с 4,5 трлн руб. в 2017 до 1,5 трлн в 2019 годах). Понятно, что в такой ситуации госзаказчику проще всего сэкономить на этапе независимой экспертизы техники. Напомним, в прошлом году эта проблема отправила на вынужденный отдых авиастроителей из ПАО «Техприбор»

В самом Крыловском центре говорят о снижении госзаказа в три раза. В территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения уверены, что государство должно помогать исследователям — давать заказы или гранты. «Когда-то центром руководил академик Валентин Пашин и при нём институт развивался и жил на гранты, а государство давало заказы. Сейчас почему-то от этого отошли. Я не говорю, что государство полностью ответственно за ситуацию, но губить такой центр — дикость», — резюмирует господин Чалов.

Опрошенные «НП» специалисты убеждены, что спасти предприятие можно, возродив обязательную государственную экспертизу для всех проектов новых кораблей и судов, строящихся за счёт бюджета, а также обязательное независимое экспертное научно-техническое сопровождение на всех этапах их строительства. Эти цели, сообщил изданию нынешний гендиректор КГНЦ, призвана решить федеральная программа финансового оздоровления Крыловского центра на период с 2020-2030 годы. Документ предполагает загрузить предприятие исследовательской и конструкторской работой, в частности  решениями для судов ледового класса, созданием систем для транспорта на базе водородной энергетики, а так же виртуальной платформы, позволяющей работать с заказчиками удалённо.

Впрочем, не исключён и сценарий реорганизации. Так, осенью 2019 года в СМИ появилась информация о преобразовании ФГУП в ФБГУ, а также о возможном присоединении Крыловкого центра к Центральному аэрогидродинамическому институту имени Жуковского (ЦАГИ) или Курчатовскому институту. В марте нынешнего года президент ОСК Алексей Рахманов предложил расформировать центр с передачей основных активов  корпорации. Эксперты в отрасли отнеслись к предложению со скепсисом, напомнив об незхависимой экспертной функции предприятия. Олег Савченко не стал напрямую комментировать возможность реорганизации, ссылаясь на то, что судьбу центра должны решить в Минпромторге. При этом он не без иронии напомнил о попытке создании «проектного колхоза» из авиационных предприятий СССР в 30-х годах прошлого столетия под управлением Сергея Ильюшина. «Разум всё-таки победил, и в Великую Отечественную войну страна вошла с техникой, созданной разными авиационными школами. Уверен, что сегодня органы государственного управления примут правильное решение», — подытожил руководитель КГНЦ.

В ОСК и Минпромторге запрос издания оставили без ответа. 

Читайте на эту тему:

Сокращение гособоронзаказа отправляет авиастроителей на отдых

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ


Крыловский центр госзаказ судостроение промышленность
Другие статьи автора Читайте также по теме
ГК «Химик» вложит более 700 млн рублей в расширение производства в Ленобласти. Инвестиции позволят компании выйти в новый для нее сегмент рынка лакокрасочных материалов для трубопроводов.
Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.
В прошлом году в карельском лесопромышленном комплексе состоялась заметная для отрасли сделка. Инвестиционная группа «Базальт» приобрела ООО «Сортавальский лесозавод» и АО «Запкареллес». Что эта сделка означает для ИГ «Базальт», что за активы приобрела компания, рассказал генеральный директор ООО «Сортавальский лесозавод» Роман Алёшин.

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки