Крушение с продолжением. Партнер Северной верфи неудачно продал ветхое судно
В Петербурге банкротят компанию «Мортранс» бизнесмена Тимура Абдурахманова, который имеет отношение к Северной верфи. Фирма продала танкер 1960 года выпуска, который чуть не развалился в Ладожском озере по пути в Ярославль. Это и стало катализатором судебных разбирательств.
Петербургское ООО «Мортранс» совладельца АО «ЭФеС Северной верфи» и члена совета директоров АО «Антал Северной верфи» Тимура Абдурахманова погорело на продаже танкера 1960 года выпуска. Танкер чуть не развалился в Ладожском озере по пути из Петербурга в Ярославль, что и стало причиной банкротства «Мортранса». 28 июня петербургский арбитраж назначил рассмотрение заявления первого кредитора — МИФНС №19. Пока цена вопроса чуть больше 9 млн рублей.
По данным Государственного ресурса финансовой отчетности (актуальна на конец 2022 года), Тимуру Абдурахманову принадлежат более 20% акций АО «ЭФеС Северной верфи». СПАРК уточняет, что 38,65% акций компании у ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», а Тимур Абдурахманов входит также в совет директоров АО «Антал Северной верфи», чьи акционеры не разглашаются. Помимо этого, бизнесмену принадлежат по 50% в петербургских ООО «НПО «Топаз», «Яблоновское охотхозяйство», «Петербургские отельеры» и 100% ООО «Мортранс». У компаний очень разные сферы деятельности — от управления ценными бумагами до охоты на диких животных.
Миллионы за «Эланд»
«Мортранс» выделяется из этого ряда: компания специализируется на морских пассажирских перевозках. В этой роли она не проявила себя в публичном пространстве, зато умудрилась попасть в банкротный процесс из-за сделки, которая в ином случае вряд ли стала бы достоянием гласности.
Осенью 2019 года индивидуальный предприниматель Владимир Зеленов приобрел у «Мортранса» танкер речного класса «Эланд» грузоподъемностью чуть больше 1300 тонн, построенный в Финляндии в 1960 году. Указанная в договоре покупная цена составляла 14 млн рублей.
Про состояние прошедшего испытание временем судна позже в судебном решении будет написано, что оно находилось «на плаву у причала в порту Санкт-Петербург с комплектом судовых документов, где в числе прочих, находились документы о прохождении теплоходом в мае-июне 2019 года очередного освидетельствования на базе ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», по результатам которого Северо-Западный филиал Российского речного регистра признал его пригодным к эксплуатации».
Старая посудина не выдержала
Довольно скоро выяснилось, что регистр сильно преувеличил перспективы «Эланда»: на следующий день после выхода из петербургского порта теплоход чуть на развалился на куски в Ладожском озере, через которое Владимир Зеленов пытался перегнать его в Ярославль. Из-за неправильной центровки переломился гребной вал, а ещё «в процессе ремонтно-восстановительных работ были выявлены дефекты в виде излома кормовой части корпуса, деформации подпалубных продольных балок балластной цистерны и подпалубного поперечного набора, а также смещения центра оси кронштейна относительно дейдвуда по вертикали».
В приключенческом романе было бы написано что-то типа «старая посудина развалилась на куски, не выдержав груза собственного возраста».
Предприниматель Зеленов предсказуемо обратился в Арбитражный суд Ярославской области, где «Мортранс» на протяжении полутора лет доказывал, что новый владелец неправильно эксплуатировал теплоход и даже приводил довод эксперта о возможном загадочном «контакте с неизвестным подводным объектом» в пучинах Ладожского озера.
Но суд пришел к выводу, что причиной поломки судна стало нарушение технологии при постановке его в док Канонерского судоремонтного завода, о чём в «Мортрансе» знали, но скрыли это при продаже. Владимир Зеленов выиграв процесс почти на 9 млн рублей. Но не получил денег и отправился в петербургский арбитраж банкротить «Мортранс».
Владелец «Мортранса» Тимур Абдурахманов стал источником неприятностей не только для покупателя «Эланда», но и для Северной верфи, акциями «дочки» которой владеет. В августе 2016 года «КоммерсантЪ» писал, как «ЭФеС Северной верфи» отбил у материнской компании помещения и инженерную инфраструктуру на территории предприятия. Чуть раньше выяснилось, что «ЭФеС Северной верфи» в результате приватизации стал собственником двух земельных участков на территории Северной верфи площадью 544 и 726 м². Эти пятна Северной верфи пришлось выкупить у своей «дочки» для строительства комплекса крупнотоннажного судостроения.
Репутационный скандал
Петербургский арбитраж сначала ввёл процедуру наблюдения в «Мортрансе», а 28 июня определил дату рассмотрения требований первого кредитора — Межрайонной инспекции ФНС №19 по Санкт-Петербургу на 0,5 млн рублей. Требования от других кредиторов на момент выхода публикации на портале «Электронное правосудие» не зафиксированы.
Владелец производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (одно из основных направлений — судостроение) Михаил Даниленко считает, что требования индивидуального предпринимателя Владимира Зеленцова выглядят справедливыми.
«Освидетельствование судна Регистром на 5 лет гарантирует его пригодность к эксплуатациии. Полагаю, в данной ситуации продавцу было бы логичнее взять на себя затраты по устранению повреждений или забрать судно обратно, чтобы не раздувать репутационный скандал против самого себя. Выйдет дороже и ему, и ремонтировавшему танкер перед продажей Канонерскому судоремонтному заводу. По сути «трехкопеечный» вопрос обернется значительными потерями. Причем пострадает и репутация Канонерского завода», — говорит бизнесмен.
По мнению партнера и соруководителя юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александра Арбузова, банкротство «Мортранса» может и не привести к таким серьезным последствиям как, например, субсидиарная ответственность лиц, контролирующих компанию. «Это теоретически возможно. Однако для этого должно быть доказано, что их действиями причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате одобрения сделок должника. Насколько это применимо к текущей ситуации, сложно сказать. Лично я пока не вижу таких явных оснований. Скорее всего, банкротство закончится распродажей активов компании в пользу кредиторов», — говорит юрист.
Тимур Абдурахманов заявил в беседе с «Новым проспектом», что ООО «Мортранс» ему не принадлежит (это прямо противоречит данным СПАРК) и потому не в курсе банкротного процесса. Генеральный директор компании Александр Кряжев комментировать банкротство не стал.