Крупный игрок петербургского порта сменил владельца

13 Апреля 2023

Петербуржец Сергей Неклюдов продал компанию, обеспечивающую более 16% перевалки нефтепродуктов в петербургском порту — ООО «Невский мазут». Участники рынка оценивают сделку в 1,5 млрд рублей и называют ее рискованной.

Новый владелец ООО «Невский мазут» — петербургское непубличное акционерное общество «Альтаир», которое зарегистрировано год назад и, по данным СПАРК, специализируется на управлении недвижимостью. Запись о смене владельца «Невского мазута» датируется 29 марта. Владевший «Невским мазутом» с февраля 2016 года предприниматель Сергей Неклюдов, продав 100% долей компании, покинул пост ее генерального директора.

Уставный капитал «Альтаира» — 10 тыс. рублей, штатная численность на 31 декабря — один человек. В публичном пространстве сведений о деятельности компании нет. До 13 марта единственным акционером «Альтаира» числилась бизнес-леди из Ленинградской области Екатерина Шевелева. Данные нового акционера не разглашаются. Бывшая владелица «Альтаира» сказала автору текста, что в прошлом году учредила его для сдачи в наем арендованной коммерческой недвижимости, но бизнес не сложился. «У меня изменились планы, я занимаюсь теперь строительством в Тверской области», — говорит Екатерина Шевелева.

«Невский мазут» зарегистрирован в июле 2000 года в Петербурге и, по данным СПАРК, специализируется на оптовой торговле топливом, выручка от продаж за 2021 год составила 7,5 млрд рублей. Компания эксплуатирует нефтебазу на Глухоозерском шоссе, которую арендует у АО «Восток» петербургского предпринимателя Александра Соболева. Эта нефтебаза — одна из крупнейших в Петербурге, она включает 10 основных и 12 аварийно-резервных резервуаров для хранения топлива с общим объемом почти 20 тыс. м3, имеет железнодорожные пути.

Александр Соболев и Сергей Неклюдов — давние партнеры в крупном бизнесе, связанном с перевалкой нефтепродуктов в Большом порту Санкт-Петербург. Этот бизнес формирует группа компаний, самая публичная из которых — АО «Интерферрум-металл», регулярно попадающее в статистику грузооборота петербургского порта Администрации морских портов Балтийского моря. В 2022 году «Интерферрум» погрузил на суда 1,8 млн т нефтепродуктов (это не только перевалка, но и бункеровка). Доля компании в грузообороте всего порта составила в прошлом году около 5%. Несмотря на международные санкции в отношении участников российского морского бизнеса, «Интерферрум» в прошлом году повысил обороты по сравнению с 2021 годом — тогда компания перевалила 1,7 млн т нефтепродуктов и показала выручку от продаж в 1 млрд рублей. Доля компании в перевалке нефтепродуктов в петербургском порту составила в прошлом году 16,2%, в этом бизнесе она на втором месте после Петербургского нефтяного терминала.

«Интерферрум» — собственник портового комплекса, на котором происходит перевалка. В позапрошлом году СПАРК оценил стоимость его чистых активов в 1,1 млрд рублей.

В портовую бизнес-группу Соболева-Неклюдова входит также ООО «Дельтасервис», полностью принадлежащее Александру Соболеву. Эта компания занимается погрузо-разгрузочными работами на мощностях «Интерферрума». А еще «Дельтасервис» — оператор бункеровочного флота, которым пользуется группа. Выручка «Дельтасервиса» от продаж за 2021 составила 1,6 млрд рублей.

Суммарная выручка этих компаний бизнес-группы в позапрошлом году превысила 10 млрд рублей.

«Я не готов комментировать действия своего партнера, могу лишь сказать, что «Невский мазут» после смены владельца продолжит арендовать мою нефтебазу и торговать хранящимся там топливом, в этом плане ничего не изменится», — сказал Александр Соболев.

Сергей Неклюдов и генеральный директор «Альтаира» (новый владелец «Невского мазута») Наталия Калиниченко от комментариев отказались.

Директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин обращает внимание: перспективы нефтепродуктовых терминалов на Балтике уже несколько лет вызывают опасения.

«Было ясно, что надвигаются перемены. Все искали, чем можно было бы заменить темные нефтепродукты. Очевидно ведь, что их объемы будут падать. Сейчас, в ситуации европейских санкций, определенности в будущем нефтепродуктовых терминалов точно не прибавилось. Я бы считал такой терминал несколько проблемным активом», — полагает эксперт.

Коммерческий директор ООО «ТК «Сокол» (специализируется на оптовой торговле нефтепродуктами) Илья Суворов полагает, что продажная цена «Невского мазута» могла составить 1,1-1,5 млрд рублей.

«Следует учитывать финансовые показатели «Невского мазута», наличие действующих лицензий на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов всех классов, на перевалку и хранение опасных грузов, материально-техническую базу и законтрактованность с частными и государственными компаниями. Кроме того, основное направление деятельности — продажа темных нефтепродуктов, цена на которые растет. Но стоит отметить, что трейдинговая деятельность, в том числе торговля нефтепродуктами, не подходит ни под одну государственную программу бизнеса. Так что, ввиду нестабильности рынка нефтепродуктов, риск существенных потерь при покупке такого актива велик», — говорит бизнесмен.

По данным СПАРК, после продажи «Невского мазута» Сергей Неклюдов остается стопроцентным владельцем двух петербургских компаний: ООО «Петербургское морское агентство» и ООО «Петрохимтест». Первое специализируется на оказании транспортных услуг, второе занимается оценкой качества и количества нефтепродуктов в петербургском порту — на терминалах и судах в акватории. Суммарная выручка обеих компаний от продаж за 2021 год — 117 млн рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня