Крупныe холдинги вышли на зарядку

Российские компании активно заявляют о выходе в сегмент производства зарядных станций для электромобилей: на этой неделе первую станцию открыла в Ленобласти «Газпром нефть». С одной стороны, инфраструктура для работы электокаров в России пока не развита, поэтому производство электростанций для их зарядки выглядит логично. С другой стороны, некоторые эксперты сомневаются, что спрос на электрокары в России будет расти.

Сегодня «Газпромнефть» открывает свою первую станцию для зарядки электрокаров в Кировском районе Ленобласти на территории действующей АЗС. Мощность установленной станции — 150 кВт. Новая ЭЗС подходит для всех видов электромобилей с актуальными стандартами разъемов CCS2, CHAdeMO и GB/T и позволяет одновременно заряжать три транспортных средства, сообщает пресс-служба правительства Ленобласти.

На рынок электрических зарядных станций (ЭЗС) также вышла ГК «Силовые машины». На прошлой неделе холдинг открыл в Петербурге ЭЗС мощностью 50 кВт. Инвестиции в запуск производства не разглашаются. Как говорил на открытии станции генеральный конструктор «Силовых машин» Александр Ивановский, новые электрозарядные станции собираются на базе «Электросилы» из комплектующих российского производства. «Силовые машины» готовы устанавливать свои ЭЗС и в Петербурге, и в других регионах.

К рынку электротранспорта присматривается корпорация «Росатом». Она планирует построить к 2026 году в Калининградской области завод по производству литий-ионных ячеек и систем накопления энергии мощностью 3 ГВт•ч в год. Этого может быть достаточно для оснащения 45 тыс. электромобилей. Объем инвестиций не указывается, но представители корпорации отмечали, что строительство 1 ГВт•ч производственных мощностей обходится примерно в $ 100 млн. «Росатом» уже вел переговоры о сотрудничестве с ГАЗом и КамАЗом, у которых есть проекты по производству электротранспорта.

Небольшой и растущий рынок

Пока рынок электромобилей и ЭЗС не развит. Как подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат», в России в 2022 году насчитывается около 19 тыс. электромобилей, из них более 300 находится в Петербурге. Всего в России действует 1,6 тыс. ЭЗС. В Петербурге же, по данным городского Центра энергосбережения, действует 83 электрических зарядных станции, из них 45 принадлежат «Ленэнерго».

Однако в ближайшие годы ситуация изменится, отмечают аналитики. Как напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, российские производители планируют заметно нарастить выпуск электромобилей. По прогнозу Минпромторга, к 2030 году они будут составлять 15% рынка, что потребует создания зарядных станций во всех регионах.

Как рассказывает автоэксперт Денис Гаврилов, в России сейчас два крупных производителя электромобилей: заводы Evolute и «Москвич». Только эти две компании, по их собственным прогнозам, к 2025 году будут выпускать более 100 тыс. электрокаров в год, оценивает Денис Гаврилов.

Кроме того, в стране заявлены и другие проекты по крупноузловой сборке такого транспорта, например в Калининграде и Саратовской области. Серьезные планы у китайского бренда Skywell, который намерен уже следующем году реализовать около 3 тыс. импортируемых машин на электрической тяге, добавляет эксперт.

С учетом озвученных планов очевидно, что действующей инфраструктуры для электрокаров в стране не хватает, отмечает Дмитрий Баранов. К 2024 году Минпромторг обещает установить в России не менее 9,4 тыс. зарядных станций, напоминает он. В перспективе же российские ЭЗС также могут иметь неплохой экспортный потенциал, считает эксперт.


Есть ли потенциал?

«С учетом низких цен на электроэнергию в РФ для граждан и для компаний электрокары могут окупаться за счет снижения расходов на бензин или газ. С учетом удорожания популярных видов топлива, в том числе газа для автомобилей, который в пересчете на километры стал дороже бензина, развитие рынка электрокаров имеет практический смысл», — считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».

Что касается текущих тенденций на рынке, то в этом году сегмент электротранспорта насытился за счет параллельного импорта из Китая, в том числе машин европейских и североамериканских брендов, рассказывает Денис Гаврилов. Пока в структуре продаж Evolute и «Москвича» будут превалировать корпоративные сделки, на них придется в первый год около 75%, оценивает он.

Другой собеседник «Нового проспекта» также считает, что основной спрос на электромобили в ближайшее время будут формировать корпоративные заказчики из числа крупных государственных структур.

«Также покупкой электрокаров могут заинтересоваться семьи, у которых уже не одна машина. Однако такие покупатели предпочтут покупать не российские машины, а авто мировых брендов», — отмечает Денис Гаврилов.

Некоторые другие участники рынка неавторизованно считают, что спроса ни на электрокары, ни, соответственно, на заправки к ним не будет. Госкорпорации, которые обяжут приобретать электромобили для своих нужд, не смогут обеспечить достаточный спрос на эту продукцию. Если производство электромобилей в этом сегменте и будет развиваться, то только на фоне заявлений федеральных чиновников о необходимости его стимулирования, считает собеседник «Нового проспекта». Что касается продаж обычных легковых автомобилей, то они с начала года снизились более чем на 60%. Спрос же на электрокары еще меньше, считает эксперт.

Актуально сегодня