Крупнейший дилер Volvo в Петербурге «Свид-Мобиль» продает свои автоцентры

«Свид-Мобиль» — крупнейший петербургский дилер шведской марки, который работает на рынке с 1993 года. У компании в портфеле 3 автоцентра: на Приморском пр., пр. Маршала Жукова и пр. Энергетиков. Последние годы компания переживает непростой период: в 2017 году выручка составила 3,2 млрд рублей, убыток — 64 млн рублей, в 2016 году выручка — 2,3 млрд рублей, убыток — 46 млн рублей.

Владельцы компании, по данным СПАРК, — ее основатели Федор Фенстер (29,9%), Евгений Котляр (17,6%), Александр Смирнов (17,6%), Александр Плитман (17,6%). В 2016 году ушел из жизни пятый партнер Александр Альтфельд, и его доля в 29,9% перешла Наталье Каверкиной. После этих событий, говорят на рынке, начались проблемы.

Параллельным курсом

В результате осенью этого года гендиректор компании Даниил Плитман (сын Александра Плитмана) сначала создал параллельный проект. Вместе с выходцем из «Юлмарта» Сергеем Федориновым, а также бывшим финдиректором НПО «Печатный двор» и экс-руководителем НПО «Знамя труда» Борисом Холмянским он арендовал в автоцентре «Свид-Мобиля» на Маршала Жукова около 500 м2 под продажи Geely и возглавил этот бизнес (компания «М2О»). А на днях Даниил Плитман и вовсе ушел с поста гендиректора «Свид-Мобиля». Он заявил, что намерен сосредоточиться на новом проекте и подыскивать другие франшизы для «М2О». И отметил, что его отец остается акционером дилерского предприятия.

Однако игроки говорят, что трудности в «Свид-Мобиле» не исчерпываются сменой гендиректора. В частности, утверждают они, дилер ведет переговоры о продаже автоцентров Volvo на пр. Маршала Жукова и пр. Энергетиков. Сделка оценивается в 400-600 млн рублей — это цена за франшизу Volvo и два автосалона.

Покупателем может стать компания, в которую ушел Даниил Плитман, либо же аффилированные с ним и его партнерами структуры. В частности, в декабре он зарегистрировал на себя два юрлица, связанных с автобизнесом, — ООО «Карс Фэмили» и ООО «Автосфера». 

Как следствие, у этих двух дилерских предприятий по продаже Volvo сменится дилер — им станет новый игрок. Автоцентр на Приморском проспекте, по информации «НП», останется за акционерами «Свид-Мобиля». Переговоры сейчас находятся в активной стадии, говорит близкий к сделке участник рынка.

Даниил Плитман, впрочем, эту информацию опроверг. Телефон Сергея Федоринова был вчера отключен.

Устали от перемен

Ситуация в «Свид-Мобиле» напоминает реорганизацию, которую в свое время пережила ГК «Дакар». Часть акционеров этой компании тоже создала параллельный проект под брендом «Форсаж», после чего произошел передел автоцентров и франшиз. Впрочем, игроки уверены, что это разделение было формальным. 

Участники рынка объясняют ситуацию следующим образом: «Старая гвардия» (основные акционеры «Свид-Мобиля» - пожилые люди), очевидно, сопротивляется переменам и необходимости трансформироваться в новых рыночных реалиях. Они хотят оставить за собой традиционно доходный центр на Приморском, видимо, закрыть кредиты и спокойно работать дальше, без особых рывков и планов на развитие».

«Автобизнес, как и многие другие бизнесы, где вложения капитала существенны, а рентабельность пляшет около нулевой отметки, все ещё в тёмном тоннеле, света в конце которого не наблюдается. Оптимизация бизнеса или выход из него, если есть хорошая возможность, — это неплохое решение для тех, кто устал, либо не может ждать оттепели, которая ожидается не скоро», — говорит Евгений Пекарский, генеральный директор автоцентра «Мерседес-Бенц» ГК «Вагнер».

Игроки говорят, что ситуация приведет, скорее всего, к перераспределению доли рынка «Свид-Мобиля» в Петербурге среди других дилеров. В лучшие времена, рассказывают они, доля этого дилера превышала 50%, а сейчас — 30-35%. Многое зависит и от того, какую политику будет вести новый игрок, который получит автоцентры на пр. Маршала Жукова и пр. Энергетиков. 

Однако и в целом продажи Volvo не слишком хороши. Сейчас в Петербурге 5 автосалонов по продаже шведской марки: 3 пока еще у «Свид-Мобиля», по одному — у ГК «Автополе» и ГК «Евросиб». Продажи Volvo в Петербурге с января по октябрь 2018 года упали на 9% (до 1152 машин), тогда как в целом авторынок вырос на 17%.

Актуально сегодня