Кризис не для всех. Каждая десятая компания не чувствует негатива в экономике
На новом российском тягаче БАЗ-S36A11 стоит 11-литровый двигатель ЯМЗ-6531 мощностью 422 лошадиных силы. Фото: vk.com
Российский союз промышленников и предпринимателей в мае опубликовал данные периодического опроса своих предприятий-членов. Посвящен он был социальной и инвестиционной активности. Исследование показало, что количество компаний, не ощутивших на себе влияния экономического кризиса в I квартале 2023 года, выросло в 2,4 раза (с 4,7% в конце 2022 года до 11,3% в январе-марте текущего года).
Аналитики РСПП отмечают, что ситуация в I квартале 2023 года схожа с тем, что наблюдалось в конце прошлого года. Больше всего осложняют жизнь отечественным предпринимателям проблемы с логистикой. На это пожаловался 31% респондентов, как и кварталом ранее.
Продолжают ухудшаться условия поставок сырья и комплектующих. Это отметили 26% опрошенных (против 27% в прошлом квартале). При этом доля компаний, указавших в качестве одного из основного барьеров в своей деятельности влияние санкций, сократилась с 20% в IV квартале 2022 года до 17% в I квартале 2023 года, и одновременно на 3% (до 22%) выросло число респондентов, указавших на невозможность оснастить свою организацию оборудованием из-за ограничения импорта.
О продолжающемся резком росте цен на отечественную продукцию заявили 13% опрошенных (в прошлом периоде таких было 14%). Такое же количество респондентов отметили резкий рост цен на импортную продукцию, хотя в октябре-январе 2022 года их было 11%.
Варианты экономии
Инвестиционные программы пришлось сократить или перенести 6,6% предприятий, принявших участие в опросе РСПП. Основной мерой по повышению эффективности деятельности для компаний остается сокращение расходов, на это делают ставку три четверти респондентов.
С большим отрывом от этого варианта следует ответ «в планах компании реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий»: его доля составила 30%, что на 12% меньше, чем в IV квартале 2022 года. Также около 30% организаций собираются разработать программы по замещению импортной продукции или заняться пересмотром списков поставщиков из-за существующих ограничений — в этом случае оценки компаний не изменились.
Миллиарды в метанол
Несмотря на сложности с поставками из-за рубежа вообще и с импортом оборудования в частности, компании Северо-Запада планируют и анонсируют новые инвестпроекты, в том числе и довольно крупные, подразумевающие закупки сложных производственных линий и внедрение современных технологий.
На днях стало известно, что ГК «Лиман» к 2028 году собирается построить и запустить первый в России завод по переработке природного газа в метанол. Новый газохимический комплекс стоимостью более 200 млрд рублей и мощностью 1,8 млн тонн метанола в год появится в Ненецком автономном округе.
«Алмазный» тягач
Еще один масштабный проект собирается реализовать Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Благодаря усилиям инжинирингового центра петербургского Обуховского завода, завершена разработка российского полноприводного гражданского грузовика-тягача БАЗ-S36A11, который предназначен для нужд нефтегазовых лесозаготовительных предприятий.
Пять предсерийных БАЗов выпущены на Брянском автозаводе. Серийное производство тягачей концерн собирается запустить с 2024 года на площадке бывшего петербургского автозавода Toyota. Инвестиции в развитие площадки оцениваются в 35-37 млрд рублей. Там же, на мощностях бывшей Toyota, «Алмаз-Антей» намерен приступить к производству электромобилей: в 2026—2027 годах предполагается выпускать уже по 55-60 тыс. электрокаров в год.
Велосипед с мотором
Еще один «транспортный» проект, правда, не такой крупный, собираются реализовывать в Ленобласти. Компания «СмартГрупп» вместе с китайскими товарищами планируют запустить центр по выпуску городских и электровелосипедов. Проект, правда, не предусматривает реального производства необходимых узлов и деталей, речь идет о сборке. В настоящее время проект находится в стадии согласования, которое партнеры рассчитывают завершить в до конца года. Если эти надежды оправдаются, то сборка китайско-российских великов начнется уже в 2024 году.
Лабораторные установки
Многие компании даже в столь непростое время находят способы закупок и поставок нужного оборудования. Например, петербургский производитель упаковки компания «Конфлекс» приобрела и ввела в эксплуатацию сразу две новые лабораторные установки. Оборудование британской RDM Test Equipment для измерения прочности горячего сварного шва позволяет определять оптимальную температуру сваривания для конкретного состава материалов и контролировать технологические процессы запайки. Устройство американской компании MOCON с кулонометрическим датчиком позволяет производить подсчет абсолютно всех молекул кислорода, проходящих через образец. Модернизация лабораторного оборудования расширяет возможности «Конфлекса» в работе с новыми поставщиками материалов и новыми составами, отмечают в компании.
Литейное производство
Карельский литейный завод «Петрозаводскмаш» в ближайшие 3 года планирует масштабное техническое перевооружение. Стоимость проекта оценивается в 3 млрд рублей, 2,4 млрд из которых предприятие собирается занять у федерального Фонда развития промышленности, а оставшиеся 600 млн рублей будут выделены из собственных средств.
В планах «Петрозаводскмаша» — создание и оснащение оборудованием центра компетенций литейного производства высокотехнологичных отливок деталей и компонентов для машиностроения, а также увеличение объемов производства блоков для дизельных двигателей. Первый транш от ФРП уже получен, и сейчас литейный завод закупает необходимое формовочное, грузоподъемное и механообрабатывающее оборудование. Реализация этого плана уже в этом году позволит заводу увеличить выпуск продукции в 1,5 раза, а в 2024 году — в 2 раза.