«Крестецкая строчка» начнёт плести сеть. Первый магазин откроется в Лахте

Техническое открытие первого магазина в ТК «Гарден Сити» намечено на 15 мая. Фабрику «Крестецкая строчка» в Новгородской области бизнесмен купил в 2015 году и восстановил исторический промысел, потратив на это около 300 млн рублей. Сейчас предприятие производит текстиль для дома, одежду для взрослых и детей, а основной канал сбыта — интернет-магазин. Фабрика известна уникальным крестецким орнаментом (вышивки и кружева ручного плетения), больше в России в этой технике никто не работает.

По словам самого бизнесмена, помещение под магазин он искал давно, но не было подходящих по площади и расположению вариантов. Сейчас торговый зал площадью 101 м2 ремонтируется. Объём инвестиций в аренду, подготовку и оборудование Антон Георгиев оценивает примерно в 3 млн рублей. «Мы изначально не хотели открываться где-то, где большая проходимость. Для нас важно, чтобы покупатель мог с комфортом провести время в магазине. А в «Гарден Сити» людей мало, но и средний чек намного выше», — объясняет он свой выбор.

Предприниматель даёт себе и команде полгода, чтобы наладить и отработать все процессы для запуска последующих точек. «Москва станет вторым городом, где откроется фирменный магазин «Крестецкой строчки». Если всё пойдет хорошо, мы запустим франшизу», — говорит он. Владелец фабрики планирует открывать магазины и за пределами России: интересен прежде всего юг Франции, где много русских эмигрантов и может быть востребована основная продукция фабрики — лёгкая летняя одежда.

Задачи заработать на франшизе у «Крестецкой строчки» нет, в первую очередь необходимо обеспечить стабильную загрузку производства. За первый квартал 2019 года чистая выручка предприятия в месяц составляет 2 млн рублей. Через год Антон Георгиев планирует увеличить этот показатель в 2 раза. На интернет-продажи сейчас приходится 85–90% обьёма реализаци фабрики. Около полугода назад был заключён контракт с модным домом Ulyana Sergeenko Couture, для которого мастерицы фабрик плетут кружева.

Вне туристического потока

Специалистов по коммерческой недвижимости удивил выбор места для магазина народных промыслов. Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg, Анна Лапченко комментирует: «Такие торговые точки, как правило, рассчитаны на туристов. Все инвесторы, занимающиеся возрождением народных промыслов, которых консультировал Knight Frank St Petersburg, интересовались встроенными торговыми помещениями на основных торговых коридорах вблизи популярных достопримечательностей. В спальных районах достаточно узкая аудитория, чаще всего ограниченная этим самым районом».

«Группа товаров фабрики достаточно сложная, не уверен, что инвестиции вообще можно будет отбить. Для обеспеченных потребителей, конечно, не столь важно, чтобы такой магазин находился близко к дому. Но для формирования постоянной клиентуры понадобятся дополнительные усилия», — рассуждает Алексей Федоров, руководитель отдела рынков капиталов и инвестиций компании Maris.

Анна Рождественская, руководитель каталога Franshiza.ru, полностью одобряет выбранную стратегию Антона Георгиева — наладить собственный розничный бизнес, скорректировать (при необходимости) ассортимент и только после этого выводить на рынок франшизу. «Это общепринятая российская практика — отсутствие паушального сбора и открытых роялти, особенно если сеть выстраивается от производителя. В таких случаях франшиза — это канал дистрибуции товара, а не источник заработка», — отмечает эксперт. Выход на зарубежные рынки возможен, но сыграть на ностальгии эмигрантов из России не получится — не так уж они скучают по Родине. «Мне кажется, что на основе опыта работы российских розничных магазинов необходимо будет скорректировать концепцию для международной экспансии», — резюмирует Анна Рождественская.

Узкий рынок

Средний чек в интернет-магазине «Крестецкой строчки» составляет 8–12 тыс. рублей, что в условиях падающей покупательной способности населения сильно сужает аудиторию проекта. Раиса Полякова, директор НП «Союз «Вятская усадьба», отмечает, что торговля изделиями народных промыслов переживает не лучшие времена. «Дела вести стало намного сложнее, чем ещё 2–3 года назад. Если в 2018 году ситуацию спас ЧМ с огромным туристическим потоком, то в нынешнем году надеяться не на что. Изделия «Крестецкой строчки» интересны очень узкой аудитории. В Москве магазин удалось бы окупить намного быстрее. В Петербурге успех будет зависеть от политики продвижения бренда», — говорит она.

С такой оценкой согласен и Михаил Некрасов, вице-президент «Центра поддержки искусств и предпринимательства». Эксперт считает, что сегодня исконно русские промыслы отрезаны от рынка: «80% сувенирной продукции в магазинах Петербурга — это китайские поделки. А наши мастера загнаны в угол: магазины неохотно принимают их изделия, потому что у них высокая себестоимость и, соответственно, цена. Мы на протяжении трёх лет пытаемся как-то изменить ситуацию, но отклика властей не было и нет».

Справка «Нового проспекта»:

Антон Георгиев родился в Ленинграде в 1969 году. Учился в РГПУ им. А. И. Герцена. Женат, имеет 4 детей.

В 90-х владел бизнесом по перепродаже иностранных кондитерских изделий. В 1998 году основал ООО «Медовый дом» с производством в Батецком районе Новгородской области. Компания является лидером рынка фасованного мёда и выпускает продукцию под брендами «Медовый дом», «Дедушкин улей», «Травы и пчёлы», «Частная пасека», «Матушка пчела».

«Крестецкая строчка» — предприятие со 150-летней историей. 29 января 1929 года считается официальным днём основания предприятия. В 90-е годы фабрика находилась в упадке и практически перестала работать.

Актуально сегодня