Кредиторы требуют с автодилеров плату за проезд

Конкурсные управляющие требуют привлечь бывшего владельца дилерской группы «Радуга» Алексея Пирогова к субсидиарной ответственности на 2,2 млрд рублей.

Группа «Радуга», существующая с 2003 года, начала банкротиться в 2015 году, не выдержав падения продаж после кризиса. Тогда авторынок Петербурга упал сразу на 35%, и множество игроков ушло с рынка.

В состав группы входили три дилерских предприятия. Это «Смольнинский автоцентр» (дилер Volvo), «ТДВ авто» (дилер Ford) и «Радуга авто» (дилер Mitsubishi). На момент банкротства объем долговых обязательств подконтрольных Алексею Пирогову компаний перед банками (в основном перед Мастер-банком, у которого отозвали лицензию) составлял почти 1,9 млрд рублей.

Проданы за бесценок

После начала процедуры банкротства автоцентры какое-то время продолжали торговать автомобилями, переоформив дилерские контракты на другие юрлица. Но в итоге все три шоу-рума прекратили работу, два из них проданы с молотка за бесценок.

Так, автосалон «ТДВ Авто» был выставлен на торги за 342 млн рублей, а выкуплен за 33 млн рублей, «Смольнинский автоцентр» продавался за 267 млн рублей, но в итоге ушел за 29 млн рублей. Имущество «Радуга Авто» до сих пор на торги не выставлялось, его общая стоимость составляет, судя по оценке арбитражного управляющего, около 1 млрд рублей.

Очевидно, такие показатели не удовлетворили кредиторов. В итоге конкурсный управляющий «Смольнинского автоцентра» потребовал привлечь Алексея Пирогова к субсидиарной ответственности на 1 млрд рублей, ссылаясь на выявленные признаки преднамеренного банкротства. А конкурсный управляющий «Радуга-авто» потребовал с предпринимателя 1,2 млрд рублей и оспаривает его сделки в суде. Связаться с бизнесменом не удалось.

Две волны

Волна банкротств накрывала петербургских дилеров дважды. В 2015 году банкротились ГК «Лаура», «Балтавтотрейд» и еще несколько крупных игроков. Практически все владельцы этих компаний привлечены к субсидиарной ответственности на разные суммы (см. инфографику).

На стыке 2017-2018 гг несостоятельными оказались крупнейший дилер KIA «Автоцентр Аврора», один из старейших участников рынка группа «Ральф», а также дилер KIA «Открытая дорога».

Единственный игрок, которому удалось избежать субсидиарной ответственности после банкротства холдинга и успешно вернуться в автобизнес, это Олег Барабанов. Он договорился о мировом соглашении с кредиторами, часть из которых была с ним аффилирована, и вместо 14 млрд рублей выплатил им всего 39 млн рублей.

Во всех остальных случаях кредиторам тоже не особо везло. Например, бывший совладелец ГК «Лаура» Игорь Щербаков задолжал кредиторам 1,35 млрд рублей, а его имущество оценено всего в 300 тыс. рублей. Случаев успешного взыскания с автодилеров-банкротов полной суммы требований эксперты вспомнить не смогли.

«Как правило, те лица, которым предъявлены иски, узнают о них заранее, прогнозируют ситуацию и готовятся к такому развитию событий. Ведь очередь субсидиара отвечать перед кредитором обычно возникает тогда, когда использованы все остальные инструменты по взысканию задолженности. Поэтому в большинстве случаев, когда нечего взять с юрлица, то тем более нечего взять и с лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности», — говорит Евгений Пекарский, директор дилерского центра «Мерседес-Бенц» ГК «Вагнер».

Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ

Инфографика: Константин Мшагский


Актуально сегодня