Кластеры в тренде. В Петербурге появятся еще два креативных пространства

Компания BS Art Development Group Александра Басалыгина в следующем году откроет два новых креативных пространства в центре Петербурга. Инвестиции в проекты оцениваются минимум в 320 млн рублей. Эксперты предупреждают, что пандемия резко сократила посещаемость креативных мест и их заработок.

Как рассказал «НП» соучредитель управляющей компании BS Art Development Group Александр Басалыгин, договор на аренду комплекса зданий в Тучковом переулке под креативный кластер уже подписан. Собственник недвижимости не раскрывается, но известно, что площадь креативного пространства составит около 30 тыс. м2. Объект будет отремонтирован и выйдет на рынок очередями. «В его составе будут лофт, ресторан, театр, выставочные помещения. Первые объекты будут открыты весной следующего года», — рассказал Александр Басалыгин. 

Кроме того, BS Art Development Group завершает оформление в аренду здания площадью 2 тыс. м2 на Тележной улице. Там будет организован мультиплейс — пространство, где предприниматели смогут арендовать небольшие площади под свои магазины и мастерские. Открытие первых объектов также запланировано на весну 2021 года. 

Бизнес на небольших деньгах

По оценкам экспертов, инвестиции в ремонт зданий под креативные кластеры составят от 10 тыс. рублей на 1 м2. Таким образом, объект в Тучковом переулке потребует минимум 300 млн рублей вложений, а объект на Тележной улице — 20 млн рублей.

Аналитики считают, что новые проекты BS Group могут «выстрелить». «Инвестиции BS Group в такие проекты, как правило, минимальны (обычно речь идет о косметическом ремонте, а не глобальной реконструкции), поэтому окупаются они за несколько лет. Это неплохая финансовая модель при относительно небольших начальных вложениях. Постепенно заселяя пространство, можно увеличивать ставки и выводить их на уровень более-менее форматной недвижимости», — говорит генеральный директор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков.

«У компании большой опыт в создании успешных проектов, а выбранные локации перспективные. Интересно будет понаблюдать за развитием этих пространств», — говорит генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург Андрей Косарев. 

Напомним, что BS Art Development Group преобразует нежилые и промышленные здания в культурные и креативные кластеры с 2010 года. В ее портфеле реализованные проекты общей площадью более 50 тыс. м2.  В том числе, пространства «Флигель», «Дом Культуры» на пр. Стачек, «Третий кластер», «Мультиплейс 17/26». А самый известный проект, создарнный BS Group — это пространство «Голицын Лофт». Но в текущем году компания перестала им управлять.  По данным СПАРК, Александр Басалыгин является владельцем нескольких входящих BS Art Development Group фирм.

Подвижный рынок креатива

По данным Knight Frank, на начало 2020 года Петербурге насчитывалось более 100 креативных пространств суммарной площадью около 750 тыс. м2. Там располагались более 860 арендаторов. К крупнейшим объектам относятся «Порт Севкабель» (136 тыс. м2), «Новая Голландия» (7,8 га), Design district DAA (48 тыс. м2), «Дом культуры» (на базе ДК Газа, 25 тыс. м2) и «Арт Муза» (13 тыс. м2). 

«Наиболее известными я бы назвал «Порт Севкабель», «Голицын Лофт» и Design district DAA. Наиболее успешны в плане бизнеса, мне кажется, проекты BS Art Development Group», — комментирует Николай Пашков. 

В этом году на рынке креативных пространств Петербурга произошли серьезные изменения. В течение весны и лета на некоторых объектах сменились управляющие компании, а некоторые пространства и вовсе закрылись. 

Так, «Бронка Групп», которой принадлежит «Голицын Лофт», разорвала отношения с управляющей компанией BS Art Development Group. «Мы планируем продолжить развитие проекта «Голицын Лофт» в качестве креативного пространства. Сейчас мы обновляем его концепцию», — сообщили в пресс-службе «Бронка Групп». Александр Басалыгин расставание с партнерами не комментирует. 

Владелец комплекса зданий на Красногвардейской площади «Тандем-Истейт» расторг договор аренды с УК «Артплэй», управлявшей одноименным креативным пространством. Представители обоих сторон говорили, что не сошлись в вопросах пересмотра стоимости услуг и в вопросах дальнейшего развития проекта. 

Также в текущем году от управления пространством «Порт Севкабель» отошла компания Miles & Yards, запускавшая и развивавшая проект. Правда, выход Miles & Yards из проекта был плановым, и собранная ей команда продолжает руководить объектом.

А вот арт-пространство «Ткачи» закрылось. Случилось это после того, как здание на Обводном канале, 60, приобрела ХК «Империя», владеющая сетью бизнес-центров «Сенатор».

Андрей Косарев отмечает, что каждый случай смены управляющей компании индивидуален, но некоторая тенденция в этом процессе всё же прослеживается. «В начале года у всех участников сегмента резко сократились денежные потоки. Арендаторам в креативных пространствах пришлось закрыться. Это отразилось и на выручке управляющих компаний, которые попытались изменить условия работы с собственниками недвижимости», — поясняет он. 

Перспективы туманны

Перспективы появления в Петербурге новых креативно-общественных пространств участники рынка оценивают по-разному. Николай Пашков считает, что такие объекты появляться в городе будут. «Как показала практика, это хороший и довольно понятный способ вовлечь в коммерческий оборот старые здания, причем с весьма небольшими инвестициями», — говорит он. Однако инвесторы, по его словам, в этом сегменте сталкиваются с рядом сложностей. «Такие объекты хорошо работают, когда стартовые вложения в их запуск небольшие или когда арендная ставка более-менее рыночная. Если необходимы какие-то серьезные инвестиции, доходность проектов резко снижается и возникают закономерные вопросы об их окупаемости и целесообразности. Пандемия, к сожалению, добавила креативным пространствам проблем. Их посещаемость снизилась, и многие бизнесы оказались на грани закрытия», — отмечает Николай Пашков. 

Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, настроен более скептически. Он полагает, что в этом году перспектив для появления новых креативных пространств в Петербурге нет. «Отчасти это связано с эпидемией коронавируса. Но главная проблема в том, что потребность в подобных проектах на данный момент закрыта. Кроме того, в городе дефицит площадей для создания новых креативных пространств», — заключил эксперт. 

Актуально сегодня