Краски потускнели. Tikkurila закрыла завод в Петербурге

Финская Tikkurila закрыла производство индустриальных красок в Петербурге. Руководство концерна объясняет это желанием сосредоточиться на выпуске декоративных красок и красок на водной основе. Аналитики считают, что во всем виноваты пандемия и резкий скачок цен на органические растворители.

Как стало известно «Новому проспекту», завод индустриальных красок «Гамма», входивший в концерн Tikkurila, был закрыт во второй половине 2020 года. Финский концерн потратил на мероприятия, связанные с закрытием предприятия, около €1,2 млн. Об этом говорится в годовом финансовом отчете Tikkurila. 

Информацию о том, что «Гамма» не работает, подтвердили несколько участников рынка. Городские телефоны компании также не отвечают. 

В отчете Tikkurila основной причиной закрытия «Гаммы» названо стратегическое решение сосредоточиться «на определенном продукте и категории» (ранее в компании заявляли о планах развивать производство декоративных красок на водной основе) и «на производстве индустриальных товаров премиум-класса».

Всё дело в спросе и растворителях

Закрытие линий, связанных с производством красок на основе органики, — вполне ожидаемое решение. Аналитики подтверждают, что спрос на них падает во всем мире. «С одной стороны, это связано с сильным трендом на экологию, с другой — с удобством для покупателей: большинство индустрий, в частности мебельная, уже перестроились на новые химические составы», — говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. 

«Многие люди, которые из-за пандемии вынужденно отказались от путешествий, занялись ремонтом и обустройством дома. Это подстегнуло спрос на экологичные декоративные краски», — уточняет инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин. Это, по его словам, подтверждает и статистика Watcom Group, которая делает замеры покупательской активности в секторе DIY (Do It Yourself). «Продажи в этом сегменте вышли на докризисный уровень еще летом 2020 года», — говорит он.

Решение о закрытии петербургского производства могла простимулировать ситуация на рынке органических растворителей. С началом пандемии она резко ухудшилась. «В частности, из-за возросшей активности производителей антисептиков уже к лету прошлого года на рынке возник дефицит технического ацетона (из него делают изопропиловый спирт — основное сырье для производства антисептиков), а его стоимость выросла по сравнению с 2019 годом более чем в 3 раза, до 60–70 тыс. рублей за тонну», — рассказали в ООО «Вираж», которое выпускает лакокрасочные материалы бытового и промышленного назначения. 

«Также были серьезные проблемы с растворителями на спиртовой основе», — рассказывает генеральный директор ассоциации «Центрлак» Геннадий Аверьянов. По его словам, импортный растворитель (1-пропанол) исчез с рынка из-за закрытия границ, а дешевый денатурированный этанол, который, по сути, является его заменой, запрещен к использованию как компонент лакокрасочных материалов в России. Единственным выходом для производителей было применение этилового спирта, который, в свою очередь, является подакцизным продуктом. Его использование увеличивает себестоимость производства краски почти на 300%», — поясняет эксперт.

Красочные перспективы

Между тем, по оценкам Валерия Емельянова, перспективы у сегмента промышленных лакокрасочным материалов неплохие: по итогам года крупнейшие производители показали прирост продаж в денежном выражении, а некоторые и в объемах произведенной продукции. 

«2021 год обещает стать годом восстановления промышленности в целом, что подогреет спрос в том числе на лаки и краски. Вполне реально реален рост рынка на 10%. В последующие годы, вероятнее всего, рынок вернется к своим средним темпам роста на 3% в год. Цены на краски будут плавно снижаться, а спрос так же медленно, но расти», — считает Валерий Емельянов.

Это не исход, а пауза в развитии

Закрытие завода «Гамма» не повлияет на рыночные позиции Tikkurila в России, уверены аналитики. «Предприятие «Гамма» не являлось крупным звеном в бизнесе Tikkurila: три четверти этого рынка занимают краски на водной основе, и финны давно и последовательно ликвидируют устаревшие линии не только в России, но и в других странах присутствия», — отмечает Валерий Емельянов. 

Наталья Пырьева из ИК «Финам» связывает решение финского концерна о закрытии завода в Петербурге с предстоящим вхождением Tikkurila в состав американского концерна PPG. «У нового руководства будут новые планы по развитию бизнеса», — полагает она. 

Эксперты говорят, что закрытие «Гаммы» не нужно воспринимать как сигнал о намерении Tikkurila покинуть российский рынок или максимально сократить здесь свое присутствие. «Гораздо вероятнее, что «Тиккурила» будет расширяться», — считает Наталья Пырьева. Между тем в 2019 году финский концерн отказался от планов по строительству нового завода в России, под Петербургом, но в 2020 году он анонсировал создание нового производства в Финляндии.

«Россия для Tikkurila является опорной базой для всего восточного подразделения и одним из ключевых рынков, принося более 20% выручки всего концерна», — указывает Валерий Емельянов. 

Tikkurila является крупнейшим игроком на российском рынке лаков и красок. Так, по данным «Центрлака», в 2019 году финский концерн занимал 9–10% рынка, общий объем которого оценивался в 83–84 млрд рублей. «Трудно представить, чтобы финны решили отсюда уйти, отдав рынок конкурентам. Скорее, речь о том, что они взяли паузу и ждут возвращения спроса — тогда и будут реанимированы планы по закладке новых производств», — заключил Валерий Емельянов.

Справка «Нового проспекта»:

ООО «Гамма Индустриальные краски»

работает в Петербурге с 1991 года. Компания вошла в концерн Tikkurila в 2007 году. Предприятие выпускало лакокрасочные материалы для нефтедобывающей промышленности, мостостроения, машиностроения. В 2019 году, по данным СПАРК, выручка компании составила 271,9 млн рублей, чистая прибыль — 9 млн рублей.

По данным компании Tikkurila, выручка концерна за 2020 год составила €582 млн (рост — 3,2%). Компания показала уверенный рост производства и продаж в Швеции, Финляндии и Польше. В России продажи красок выросли на 6% за счет увеличения реализации премиальных продуктов. Об этом говорится в годовом отчете группы.

Актуально сегодня