Краски на трубе. Завод «Химик» выходит в новый сегмент рынка
ГК «Химик» вкладывает более 700 млн рублей в расширение и модернизацию производства. На обновленной площадке компания будет производить новую для себя продукцию — промышленные лакокрасочные покрытия. Участники рынка считают, что выйти в новый сегмент с высокой конкуренцией будет непросто, но всё зависит от выбранной компанией стратегии.
ГК «Химик» в текущем году вложит более 700 млн рублей в модернизацию своего производства в Лужском районе Ленобласти. Благодаря инвестиционной программе компания выйдет в новый сегмент лакокрасочных покрытий и увеличит объемы производства.
Основным проектом в рамках модернизации, по словам генерального директора АО «Химик» Дмитрия Шилова, станет строительство нового лакокрасочного цеха. Его возведение началось в прошлом году. Ожидается, что он будет готов в первом квартале 2025 года.
Новое производство в первую очередь будет ориентировано на выпуск материалов для антикоррозионной защиты объектов в таких отраслях, как нефтегазовая, машиностроительная, химическая, судостроение и судоремонт.
«Запуск новых мощностей позволит ГК «Химик» выйти в новый для компании сегмент трубных покрытий для магистральных и промысловых трубопроводов и выпускать наукоемкие современные составы для антикоррозионной защиты», — отметил Дмитрий Шилов.
Объемы производства нового цеха пока не раскрываются. Однако, по словам Дмитрия Шилова, после расширения проектная мощность производства в Луге составит 10 тыс. тонн готовых лакокрасочных изделий в год.
ГК «Химик» выпускает автотовары (очистители, охлаждающие жидкости), лакокрасочные материалы (защитно-декоративные составы, лаки для пола), средства для защиты от насекомых, средства для борьбы с вредителями и так далее. Выручка за 2022 год составила 1,3 млрд рублей, прибыль — 128 млн рублей, согласно сервису проверки контрагентов Rusprofile.ru. Собственники компании — граждане России, их состав в сервисе не раскрывается.
Новые возможности и вызовы
ГК «Химик» также расширяется и в других направлениях. Например, в прошлом году был введен обновленный участок производства жидких химических составов. Его работа позволила сократить затраты на выпуск продукции, обеспечить стабильность ее качества и увеличить производительность на участке жидких форм.
В текущем году «Химик» планирует запустить линии по производству тары и упаковки для жидких форм репеллентов. Также планируется освоение технологии производства огнезащитных покрытий, антикоррозионных и специальных материалов для судостроения и судоремонта.
«Наша компания в силу специфики ассортимента присутствует на различных рынках, и процессы адаптации к новым условиям на каждом из них проходят разнонаправленно», — сказал Дмитрий Шилов.
После ухода с рынка производителей из недружественных стран у отечественных производителей появилась возможность для расширения своего присутствия или выхода на новые рынки сбыта. «При этом новые возможности влекут за собой и новые вызовы для компаний. Со многими проблемами до сегодняшнего дня нам не приходилось сталкиваться», — добавил Дмитрий Шилов. Компаниям, по его словам, приходится самим решать проблемы с наличием и доступностью сырья, оборудования, заниматься научными разработками, искать и удерживать квалифицированный персонал.
Конкурентный рынок
Отраслевые эксперты отмечают, что потенциал роста в сегменте лакокрасочных материалов (ЛКМ) для трубопроводов в России есть, однако у нового игрока будет ряд сложностей.
«У нас практически все сегменты ЛКМ профицитны по объемам производства, конкуренция очень высокая. Поэтому новому игроку будет сложно наладить продажи», — считает президент Российского союза химиков и директор ассоциации «Центрлак» Геннадий Аверьянов.
Представители ООО «Торгово-промышленная компания «Инфрахим» отмечают, что спрос на ЛКМ для трубопроводов за последний год стабилен, но заметного роста пока нет. «Импорта в этом сегменте всё меньше, однако конкуренция между отечественными компаниями растет», — отметили в «Инфрахиме».
Руководители других компаний говорят, что продажи ЛКМ для трубопроводов всё же увеличиваются. Генеральный директор компании «Пигмент-Холдинг» Александр Шиханов рассказал, что производство компании по выпуску ЛКМ для трубопроводов, запущенное в Ленобласти год назад, уже вышло на 80% своей проектной мощности. «Проблем с продажами нет, мы работаем со всеми трубными компаниями страны. Хотя сейчас сокращается и внутренний рынок трубопроводов, и экспорт этой продукции», — отметил Александр Шиханов.
По его словам, спрос на трубы и сопутствующую продукцию поддержит эксплуатация газопровода «Сила Сибири».
Разноцветный мир
В целом рынок лакокрасочных материалов для промышленности относительно спокойно пережил кризис 2022 года, отмечают аналитики. По данным аналитического агентства Creon Energy, объем потребления продукции этого сегмента в 2023 году составил 1,2 млн тонн, рост — 7%.
Объемы производства ЛКМ составили 1,1 млн тонн, причем на сегмент индустриальных красок приходится 209 тыс. тонн, на сегмент декоративных (для покрытия стен при строительстве) — 833 тыс. тонн. Прирост составил 9,5%.
В сегменте индустриальных красок лидируют такие производители, как НПК «Ярли», «Русские краски», «Экопол», «Уралпроект». Доля импорта на рынке снизилась с 14% в 2022 году до 11% в 2023 году. Основные поставки идут из Турции, ЕАЭС и Китая.
Как говорила эксперт аналитического агентства Creon Energy Ольга Синицына на выставке «Интерлакокраска-2024», после ухода иностранных инвесторов рынок ЛКМ будет расти примерно на 5-6% в год. При этом маржинальность продаж будет снижаться из-за высокой конкуренции, что может отрицательно сказаться на качестве выпускаемой продукции. По ее мнению, пока качество ЛКМ не будет стабильным, потому что процессы поставки сырья еще не отлажены до конца.
Геннадий Аверьянов также говорил о том, что вопросы замещения европейского сырья на продукцию из стран АТР, ЕАЭС и России еще не решены. Остаются также проблемы изменений тарифного регулирования сырья и готового продукта, получаемого по импорту, а также проблемы развития кооперационных связей предприятий химического комплекса и потребителей ЛКМ.