Ковидный тренд. Фармацевты наращивают производство лекарств и вакцин
Российские фармацевтические компании в прошлом году увеличили продажи за счет препаратов, связанных с лечением коронавируса. В этом году выручка в первую очередь вырастет у компаний, которые занимаются вакцинами от ковида, говорят участники рынка.
По подсчетам аналитической компании DSM Group, емкость фармацевтического рынка России за прошлый год составила 2 трлн рублей (рост почти 10% против прогнозируемых ранее 5–6%). При этом в натуральном выражении объем продаж снизился на 4%.
Высокую динамику показал как госпитальный, так и коммерческий, или аптечный, сегмент рынка. На него, в частности, пришлось 64% от общего объема рынка в денежном выражении и 84% — в упаковках. Всего в розницу было продано лекарств на 1,1 трлн рублей (прирост составил 11%), однако в натуральном выражении продажи сократились на 2%, подсчитали в DSM.
По наблюдениям аналитиков, наибольший прирост ожидаемо показали «противоковидные» лекарства. Например, важным препаратом в борьбе с ковидом называли гидроксихлорохин. В результате объем его ежемесячных продаж в апреле-декабре в среднем вырос почти в 2 раза по сравнению с «доковидным» уровнем (около 35–40 тыс. упаковок в месяц вместо 20 тыс. в 2019 году). В марте-апреле 2020 года также вырос спрос на жаропонижающие средства, в частности на парацетамол (в 1,5 раза), отмечается в исследовании DSM.
Продажи других групп лекарств росли незначительно либо вовсе сокращались, начиная с апреля, отмечают в DSM.
Российское vs зарубежное
В прошлом году продолжился рост доли лекарств, производство которых локализовано в России. Несмотря на то что в целом на рынке количество российских и иностранных производителей практически одинаковое (540 и 560 соответственно), в аптеках шире представлены бренды зарубежных компаний (около 3,3 тыс. брендов). Российских брендов оказалось на 36% меньше — всего 2,4 тыс. торговых марок. Фактически иностранные производители больше реализуют «уникальные» позиции — оригинальные препараты и брендированные дженерики. Российские же компании выпускают больше небрендированных дженериков, сообщили в DSM.
Лидеры рынка и новые лица
Что касается крупнейших игроков розничного рынка, то, по версии DSM, топ-20 компаний традиционно возглавила компания Bayer (ее доля рынка составляет 4,6% в рублях). На втором месте — Novartis (4,2%) с торговыми марками, которые использовались в том числе при лечении ковида: «Бронхо-Мунал», «АЦЦ», «Амоксиклав».
Третье место заняла российская «Отисифарм» (3,9%) за счет увеличения продаж противовирусных «Арбидола» и «Амиксина».
Кроме того, в топ-20 на последнюю строчку ворвалась петербургская компания «Вертекс» с долей в 1,5% рынка. Аналитики DSM связывают успех компании с резким увеличением спроса на антибиотик «Азитромицин» (+188,3%), антигипертензивный препарат «Лозартан» (+167%) и противомикробное средство «Левофлоксацин».
Участники рынка не удивлены тем, что «Вертекс» смог значительно нарастить продажи. «У компании хорошо выверенная стратегия развития, которая приносит плоды. Фирма увеличивает продажи не только в розничном, но и в госсекторе за счет хороших отношений с Минпромторгом», — отмечает директор союза «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век» Дмитрий Чагин.
В пресс-службе «Вертекса» сообщили, что в прошлом году портфель компании расширился за счет лекарств, применяемых в неврологии, кардиологии, гастроэнтерологии. В 2021 году компания планирует вывести на рынок оригинальный препарат для устранения симптомов ОРВИ и гриппа. «Также на стадии разработки находятся 115 дженериков и 33 комбинированных оригинальных лекарства. В основном это кардиологические препараты, а также лекарства для лечения гинекологических и ЛОР-заболеваний», — отметили в компании.
Другие петербургские компании, например «Полисан», тоже смогли заметно нарастить объем продаж, в том числе за счет выпуска оригинальных препаратов. По словам гендиректора ООО «НТФФ «Полисан» Дмитрия Борисова, продажи компании за прошлый год выросли на 25%, в первую очередь за счет продажи лекарств для лечения ковида. Это препараты «Реамберин», который больше используется в госпитальном сегменте, а также «Циклоферон» — противовирусное средство, популярное в розничном сегменте.
«Компания не планирует выводить на рынок новые препараты, но рассчитывает расширить показания для использования ряда выпускаемых лекарств в сфере гастроэнтерологии. Это позволит возмещать часть расходов граждан на покупку данных препаратов в рамках ОМС», — пояснил Дмитрий Борисов.
Ковид уходит. Что дальше?
Эксперты полагают, что в текущем году спрос на «антиковидные» препараты будет сокращаться. «Мы ожидаем снижения уровня заболеваемости, потому что часть россиян уже переболела коронавирусом и многие делают прививки от него», — говорит Николай Беспалов.
По его словам, параллельно и постепенно будет восстанавливаться спрос на группы «нековидных» препаратов, поскольку все-таки лечить придется не только коронавирус, но и другие болезни. И плановые госпитализации тоже никто не отменял. «Спрос будет восстанавливаться во II и III кварталах. Основной рост, скорее всего, покажут производители вакцины от коронавируса», — полагает Дмитрий Чагин. Именно этот сегмент может стать драйвером фармацевтического рынка в этом году, заключил он.