Ковидный тренд. Фармацевты наращивают производство лекарств и вакцин
Новый проспект
Статьи

Ковидный тренд. Фармацевты наращивают производство лекарств и вакцин

Прочитано: 426
Ковидный тренд. Фармацевты наращивают производство лекарств и вакцин
Российские фармацевтические компании в прошлом году увеличили продажи за счет препаратов, связанных с лечением коронавируса. В этом году выручка в первую очередь вырастет у компаний, которые занимаются вакцинами от ковида, говорят участники рынка.
По подсчетам аналитической компании DSM Group, емкость фармацевтического рынка России за прошлый год составила 2 трлн рублей (рост почти 10% против прогнозируемых ранее 5–6%). При этом в натуральном выражении объем продаж снизился на 4%.

Высокую динамику показал как госпитальный, так и коммерческий, или аптечный, сегмент рынка. На него, в частности, пришлось 64% от общего объема рынка в денежном выражении и 84% — в упаковках. Всего в розницу было продано лекарств на 1,1 трлн рублей (прирост составил 11%), однако в натуральном выражении продажи сократились на 2%, подсчитали в DSM. 

По наблюдениям аналитиков, наибольший прирост ожидаемо показали «противоковидные» лекарства. Например, важным препаратом в борьбе с ковидом называли гидроксихлорохин. В результате объем его ежемесячных продаж в апреле-декабре в среднем вырос почти в 2 раза по сравнению с «доковидным» уровнем (около 35–40 тыс. упаковок в месяц вместо 20 тыс. в 2019 году). В марте-апреле 2020 года также вырос спрос на жаропонижающие средства, в частности на парацетамол (в 1,5 раза), отмечается в исследовании DSM. 

Продажи других групп лекарств росли незначительно либо вовсе сокращались, начиная с апреля, отмечают в DSM. 

Российское vs зарубежное

В прошлом году продолжился рост доли лекарств, производство которых локализовано в России. Несмотря на то что в целом на рынке количество российских и иностранных производителей практически одинаковое (540 и 560 соответственно), в аптеках шире представлены бренды зарубежных компаний (около 3,3 тыс. брендов). Российских брендов оказалось на 36% меньше — всего 2,4 тыс. торговых марок. Фактически иностранные производители больше реализуют «уникальные» позиции — оригинальные препараты и брендированные дженерики. Российские же компании выпускают больше небрендированных дженериков, сообщили в DSM.

Лидеры рынка и новые лица

Что касается крупнейших игроков розничного рынка, то, по версии DSM, топ-20 компаний традиционно возглавила компания Bayer (ее доля рынка составляет 4,6% в рублях). На втором месте — Novartis (4,2%) с торговыми марками, которые использовались в том числе при лечении ковида: «Бронхо-Мунал», «АЦЦ», «Амоксиклав».

Третье место заняла российская «Отисифарм» (3,9%) за счет увеличения продаж противовирусных «Арбидола» и «Амиксина». 

Кроме того, в топ-20 на последнюю строчку ворвалась петербургская компания «Вертекс» с долей в 1,5% рынка. Аналитики DSM связывают успех компании с резким увеличением спроса на антибиотик «Азитромицин» (+188,3%), антигипертензивный препарат «Лозартан» (+167%) и противомикробное средство «Левофлоксацин».

Участники рынка не удивлены тем, что «Вертекс» смог значительно нарастить продажи. «У компании хорошо выверенная стратегия развития, которая приносит плоды. Фирма увеличивает продажи не только в розничном, но и в госсекторе за счет хороших отношений с Минпромторгом», — отмечает директор союза «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век» Дмитрий Чагин. 

В пресс-службе «Вертекса» сообщили, что в прошлом году портфель компании расширился за счет лекарств, применяемых в неврологии, кардиологии, гастроэнтерологии. В 2021 году компания планирует вывести на рынок оригинальный препарат для устранения симптомов ОРВИ и гриппа. «Также на стадии разработки находятся 115 дженериков и 33 комбинированных оригинальных лекарства. В основном это кардиологические препараты, а также лекарства для лечения гинекологических и ЛОР-заболеваний», — отметили в компании. 

Другие петербургские компании, например «Полисан», тоже смогли заметно нарастить объем продаж, в том числе за счет выпуска оригинальных препаратов. По словам гендиректора ООО «НТФФ «Полисан» Дмитрия Борисова, продажи компании за прошлый год выросли на 25%, в первую очередь за счет продажи лекарств для лечения ковида. Это препараты «Реамберин», который больше используется в госпитальном сегменте, а также «Циклоферон» — противовирусное средство, популярное в розничном сегменте.

«Компания не планирует выводить на рынок новые препараты, но рассчитывает расширить показания для использования ряда выпускаемых лекарств в сфере гастроэнтерологии. Это позволит возмещать часть расходов граждан на покупку данных препаратов в рамках ОМС», — пояснил Дмитрий Борисов. 

Ковид уходит. Что дальше?

Эксперты полагают, что в текущем году спрос на «антиковидные» препараты будет сокращаться. «Мы ожидаем снижения уровня заболеваемости, потому что часть россиян уже переболела коронавирусом и многие делают прививки от него», — говорит Николай Беспалов. 

По его словам, параллельно и постепенно будет восстанавливаться спрос на группы «нековидных» препаратов, поскольку все-таки лечить придется не только коронавирус, но и другие болезни. И плановые госпитализации тоже никто не отменял. «Спрос будет восстанавливаться во II и III кварталах. Основной рост, скорее всего, покажут производители вакцины от коронавируса», — полагает Дмитрий Чагин. Именно этот сегмент может стать драйвером фармацевтического рынка в этом году, заключил он.

фармацевтический рынок фармацевтика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Участники фармацевтической отрасли по итогам 2023 года выглядят оптимистами на фоне коллег из других отраслей. Они активно и успешно занимались импортозамещением и в наступившем году не намерены снижать обороты.
Петербургский завод «Полисан» инвестирует 600 млн рублей в расширение завода по выпуску субстанций в Белгородской области. Прошлой осенью там уже было запущено пять новых производственных линий.
Директор по экономике здравоохранения АО «Р-Фарм» Александр Быков рассказал о новых подходах к лекарственному обеспечению, которые позволили бы государству оптимизировать затраты на препараты, а пациентам — получать эффективную помощь.

Google и соцсеть Reddit объявили о сотрудничестве в сфере обучения ИИ
23.02.2024
Основатель ночного клуба «Грибоедов» был задержан в Петербурге
23.02.2024
Россияне доверяют астрологам больше, чем журналистам и политикам
23.02.2024
Эрмитаж вложит еще 45 млн рублей в оцифровку музейной коллекции
23.02.2024
Смольный согласовал строительство здания для спортивных нужд около "Лахта центра"
23.02.2024
Бренд Mercedes-Benz признан самой дорогой автомобильной маркой в мире
23.02.2024
Сеть "Магнит" запускает в Петербурге и Ленобласти новый формат магазинов "у дома"
23.02.2024
Бывший чиновник Смольного перестал быть акционером компании по ремонту турбин
23.02.2024
В России за год почти на четверть сократилось число диссертаций
23.02.2024
Сотрудники прокуратуры и Следственного комитета могут получить отсрочку от армии
23.02.2024
Вступил в силу очередной пакет санкций против России
23.02.2024
Петербург стал победителем в двух номинациях III Всероссийской премии Russian Travel Awards
23.02.2024
Опрос: 45% мужчин хотят получить на 23 февраля полезный подарок
23.02.2024
Вдова и дочь Алексея Навального встретились с президентом США
23.02.2024
Путин поздравил россиян с Днем защитника Отечества
23.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки