Котоковидная реальность. Как домашние животные меняют бизнес к лучшему

Пандемия усилила эмоциональную связь россиян с домашними питомцами, что способствовало росту продаж товаров для животных. Вместе с тем многим pet-friendly бизнесам (появившимся в последнее время сервисам выгула, котокафе и др.) в период карантина пришлось нелегко. «Новый проспект» выяснил, как они переживают коронокризис.

Прогулки во время карантина

Как показало исследование Mars Petcare (бизнес-сегмент Mars, Incorporated) и «Яндекс.Маркета», в карантинном марте продажи товаров для животных выросли сразу на 7,4% по сравнению с прошлым годом, а с января по август 2020 года — на 2,4%. Россияне продолжают заботиться о питомцах, несмотря на все сложности.

А вот спрос на услуги первого российского сервиса ситтинга и выгула «Собака-гуляка» (с момента создания в 2016 году удерживает позиции самого крупного игрока в стране) во время карантина заметно снизился. Не помогли и котики, для которых в декабре 2019 было открыто специализированное направление «Цап-Царап». «В апреле выручка упала в несколько раз», — говорит основатель «Собаки-гуляки» Наталья Шипилей. В летние месяцы спрос начал восстанавливаться, но в начале октября опять пошло снижение. «Клиенты болеют, работают на удаленке. Они самоизолировались вместе со своими любимцами дома, и спрос на наши услуги пока низкий. Как только эпидемиологическая обстановка стабилизируется, потребность в наших услугах будет расти прежними темпами», — уверена Наталья Шипилей.

Однако, несмотря на трудности, в мае «Собака-гуляка» при поддержке генерального партнера Mars, Incorporated запустила благотворительный проект «Подвешенный выгул», в рамках которого оказывала бесплатные выгулы тем, кто оказался в трудной ситуации во время эпидемии. Любой желающий мог оставить пожертвование на сайте компании, оплатив выгул в пользу того, кто по каким-то причинам не может позаботиться о своем питомце. За полтора месяца работы проекта  «Собака-гуляка» провела более 2 тыс. бесплатных выгулов, помогая  сотням пенсионеров, врачей, тех, кто сидит на карантине.

С «Собакой-гулякой» рынок делят «Догси» (до лета 2020 оказывали только услуги ситтинга) и «Гульдог» (на рынке с 2018 года). «Гульдог» присутствует в Москве и Петербурге, казанское отделение во время первой волны COVID-19 закрыли. 

«Гульдог» перед коронавирусным 2020 годом тоже открыл передержку для кошек («Мурчалкин»). «В ноябре будет год, как мы развиваем это направление. Пока цифры не радуют: с котами дела обстоят намного хуже, чем с собаками, мы так и не пошли в рост. Ожидали высокого сезона этим летом, но, похоже, и новогодний сезон мы тоже пропускаем», — рассказывает руководитель проекта «Гульдога». Виктория Васильева.

Во время локдауна «Гульдог» запустил совместный проект с сетью зоомагазинов «Бетховен». Для всех держателей карт «Бетховена» услуги выгула собак бесплатны: человек  просто должен позвонить в колл-центр «Бетховена». По словам Виктории Васильевой, с апреля проведено уже несколько тысяч выгулов.

Во время первой волны «Гульдог», получив снижение продаж на 60–70% по ключевым видам услуг (передержка и выгул собак), запустил онлайн-школу под своим брендом: сейчас для владельцев щенков от 0 до 7 месяцев доступны курсы по уходу и дрессировке. Как и коллеги из «Собаки-гуляки», «Гульдог» принял участие в благотворительном проекте: совместно с московским центром «Моя карьера» специалисты службы провели 400 благотворительных выгулов. «Вторую волну мы пока не прочувствовали в полную силу, но число передержек снова сокращается», — делится Виктория Васильева.

Сервис «Догси» запустил выгул собак в ковидное лето 2020. «Мы давно об этом думали, но все не доходили руки. А в первую волну заказов на догситтинг стало мало, и мы решили вплотную заняться этим направлением», — говорит основатель «Догси» Михаил Репников. Доход от выгула пока далек от объемов догситтинга, признает он, но компания не собирается останавливаться — сейчас идет набор выгульщиков по всем городам страны. Передержкой компания занимается с 2015 года и предоставляет эти услуги по всей России. Но во время пандемии услуга просела: «Лето, которое обычно для нас самый высокий сезон, не оправдало надежд — все-таки большинство наших клиентов ездят в отпуск за границу, а в этом году они остались дома. Ждем весны, когда все вакцинируются и поедут отдыхать, оставив нам своих питомцев на попечение», — делится Михаил Репников.

Зато в сегменте ситтинга отпускников сменили заболевшие COVID-19. «У нас стало много клиентов, которые попадали в больницы и оставляли нам собак. Мы специально обучали догситтеров, как правильно забрать собаку, чтобы не заразиться. Наши зооняни осознанно шли на риск, чтобы помочь клиентам, и у нас ощущение, что мы не зря работаем. Кстати, котиков на передержку Dogsy тоже берет», — рассказывает Михаил Репников. 

Котики ушли в онлайн

Первое в России и Европе котокафе — петербургское заведение «Республика кошек» — было закрыто для посетителей с марта по середину августа, но деятельность свою не останавливало.

«Котики оставались в кафе. Мы рассматривали разные варианты, но поняли, что им будет комфортнее в привычных условиях. Наши постоянные сотрудники и волонтеры заботились о них, кормили, убирали, но, конечно, котики очень скучали по активному общению с гостями», — рассказывает основатель «Республики кошек» Анна Кондратьева. Десятки тысяч человек — подписчиков «Реcпублики кошек» — участвовали в жизни котокафе, наблюдая за его обитателями online: через zoom, через прямые эфиры  Instagram, TikTok. Развивать онлайн-площадки «Республике кошек» помогали студенты ЛЭТИ.

«Все месяцы самоизоляции мы поддерживали онлайн-связь с нашими гостями. Они могли не только наблюдать за жизнью «республиканцев», но и дистанционно угостить котиков, и даже погладить их руками ведущего эфир», — делится Анна Кондратьева.

 «Республика кошек», переосмыслив опыт азиатских котокафе и став новой формой приюта бездомных кошек (за 9 лет работы благодаря котокафе дом обрели 8 тыс. кошек), в кризисное время получила поддержку от своих сторонников: петербуржцы привозили подопечным «Республики», томящимся на самоизоляции в закрытом кафе, траву, корма, сувениры. Постоянные спонсоры котокафе Royal Canin и Pretty Cat обеспечивали корм, наполнитель.

«Арендодатели предоставили нам льготную аренду: скидки составляли от 30 до 50% во время локдауна и после. Оставшуюся часть аренды мы гасили за счет выручки от краудфандинга: продавали сувениры, билеты с открытой датой, проводили творческие онлайн-эфиры. Художница Татьяна Петрова рисовала жизнь наших котиков, можно было присоединиться к мастер-классам по zoom. Мы провели аукцион — продавали работы, вырученная сумма шла на погашение наших долгов по аренде, ветеринарной помощи», — рассказывает Анна Кондратьева. 

 Еще до коронокризиса она рассказывала  «Новому проспекту», что только на кастрацию, вакцинацию и обработку от паразитов каждого обитателя кафе уходит минимум 20 тыс. рублей. «Котики не кормят. Доходы приносят мерч и проведение дней рождений», — рассказывала Анна Кондратьева. Сейчас с массовыми мероприятиями тяжело. Хотя с 16 августа котокафе работает в обычном режиме, количество посетителей пришлось сократить по требованию Роспотребнадзора.

«Убрали половину стульев для соблюдения социальной дистанции. Посетителей теперь пускаем по сеансам, каждые 50 минут обязательно проводим дезинфекцию. Вообще, мы всегда строго соблюдали меры безопасности. Из новинок для нас только ношение масок и термометрия», — говорит Анна Кондратьева. К маскам кафе тоже подошло творчески, сделав свои фирменные котомаски.

Московские последователи «Республики кошек» — первая столичная сеть котокафе «Котики и люди» — также успешно пережила карантин. Рассказывает основатель «Котиков и людей» Владимир Кузин: «Мы, как и все кафе, во время локдауна закрылись.  Котики оставались в заведении, к ним приходил персонал, ухаживал, убирал. Мы благотворительная организация, миссия «Котиков и людей» — пристройство бездомных животных, и мы смогли пережить это время благодаря пожертвованиям. Нам  перечислили около полумиллиона, и мы на эти деньги жили. После открытия был огромный всплеск посещаемости, люди жутко соскучились. Обычно мы зарабатываем в летний период 400 тыс. рублей в месяц, в этот раз выручка доходила до миллиона в месяц. Сейчас заполняемость такая же, как в осенние месяцы прошлого года. Когда школьников отпустили на каникулы, они пришли к нам».

Московские «Котики и люди» с 2015 года пристроили несколько сотен кошек, организовали бесплатную школу зооволонтеров, открыли горячую линию для спасения кошек «Кошка в городе» и лоббируют законы о защите бездомных животных. «Если ты знаешь, что волнует людей, и умеешь рассказывать о том, что им интересно, продвижение твоего бизнеса обойдется дешево», — считает Владимир Кузин.

Где охрана, там и кот

В московском ресторане Mari Vanna, одном из первых российских заведений, получивших  сертификат dog friendly by restoyoerk, на самоизоляцию в первую волну ковида вместе с сотрудниками ушел талисман заведения кот Вениамин. «Коту было непривычно, когда закрыли ресторан, он не понял, как так без гостей, грустил. Но доставка действовала, кухня работала, работала охрана, а при охране — кот», — рассказывает Андрей Федорин, совладелец московской Mari Vanna.

«Мы открылись вместе со всеми ресторанами Москвы 1 июля. Сначала поток клиентов был низкий — упал на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, потом цифра снизилась до 50%, потом до 30%. Сейчас снова спад, но мы верим в лучшее. Кот соскучился по гостям, стал доброжелательнее, выходит встречать, здоровается с гостями», — говорит Андрей Федорин. Сейчас, когда ресторан открылся, вместе с постоянными посетителями вернулся и другой завсегдатай — корги по имени Ветерок.

Британец Стас из петербургской Mari Vanna, когда петербургские власти закрыли рестораны, остался за главного. «На время локдауна мы переключились на доставку, за счет этого частично покрывали расходы на аренду плюс арендодатель сделал нам большую скидку. Также из этих денег  выплачивали зарплаты персоналу, занятому на доставке: поварам, официантам, которые переквалифицировались в курьеры.  Котик жил в ресторане — с охраной делал обход. За эти месяцы у него установились свои правила, и когда мы открылись, был не особо рад посетителям», — рассказывает управляющая рестораном Ксения Павлова. За время карантина Стас существенно увеличился в размерах, и теперь гости называют его Бегемотом.

«Гостей стало меньше. В августе добирали гостей за счет туристического потока, спад начался в сентябре, к концу сентября объемы посещений упали по сравнению с тем же периодом прошлого года. Держимся, ждем, когда откроют границы, и мы вновь заработаем в полную силу», — говорит Ксения Павлова. В петербургской Mari Vanna по-прежнему рады и собакам любых размеров: с маленькими породами пускают в зал, для больших собак есть специальные места в «предбаннике».

«Присутствие Москвы и Петербурга в списке pet-friendly столиц мира — лишь вопрос времени. Создание дружелюбной для животных среды — комплексный вопрос, который требует усилий со стороны государства, бизнеса и общества. Это небыстрый процесс. Дайте время, и российские города смогут поспорить за звание самых дружелюбных городов для домашних животных мира», — говорила «Новому проспекту» за пару недель до начала полномасштабной пандемии менеджер по корпоративным отношениям Mars Petcare в России Елена Селиванова. И, кажется, не ошиблась: процесс идет, и COVID-19 ему не помеха.

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Актуально сегодня